Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.

Маркетинг, этовид человеческой деятельности по изучению рынка потребностей, направленный на удовлетворение нужд потребителей посредством обмена. (Филипп Котлер).

Иными словами, маркетинг - это вид, способ, одновременно и инструмент удовлетворения потребностей людей или организаций любого типа в продукции или услугах путем обмена товара на деньги. Маркетинг, как инструмент, позволяет изучать спрос и предложение на рынке, а именно определить:

· Потребностью в продукте;

· Покупательной способностью, а со стороны производителя продукции:

· Объемом производства продукта;

· Качеством продукта;

· Ценой продукта.

Для того, чтобы система производства была сбалансирована, необходимо иметь замкнутый цикл производства и потребления продукта. То есть, организации, предприятия, производящие продукцию для конкретного круга потребителей должны точно знать, что продукция будет востребована. Следовательно, предприятие или лицо, потребляющее продукт, обеспечивает предприятию устойчивую работу. При устойчивом спросе на продукцию предприятие имеет возможность вернуть все элементы затрат себестоимости и получить часть прибыли и возобновить новый цикл производства. А для человека, который трудится на данном предприятии – это возможность получение заработной платы, части прибыли в виде премии и дивидендов (если он собственник – владелиц акций) и за счет этого дохода, от трудовой деятельности, удовлетворение своей потребности в товарах или услугах производимых в социуме.

Любой член общества, человек или организация любого типа, удовлетворяя свою потребность, проявляет устойчивый спрос на какие-либо продукты. Устойчивый спрос обеспечивается через покупательную способность и систему реализации продукта. Как известно у человека или предприятия имеются неустойчивые потребности. У людей они меняются с возрастным цензом и другими процессами, протекающими в обществе, (экономическими, политическими, демографическими, экологическими и другими процессами.), поэтому предприятия, организации, фирмы производящие товары и услуги, постоянно занимаются исследованием рынка, т.е. изучением существующего спроса и предложения продукции, товаров и услуг.

Результаты деятельности в области маркетинга влияют на жизнедеятельность предприятий, организаций, фирм, так как деятельность предприятия стимулируется в рыночных отношениях по конечному результату и осуществляется через систему конечных показателей и систему налогообложения, а стимулирование деятельности конкретного человека завязывается на конечный результат деятельности предприятия через постоянные и переменные части заработной платы.

Роль маркетинга в социально-экономических объектах - организациях, предприятиях, фирмах, различных объединениях, заключается в обеспечении устойчивой работы всего производства продукта. Поэтому система или подсистема маркетинг на конкретном предприятии, организации, фирме является составной частью общей системы управления организацией в целом. Подсистема «Маркетинг» часть производственной системы, которая имеет свою структуру и систему управления.

§2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»

Система или подсистема маркетинга имеет все структурные элементы необходимые для реализации процесса продвижения продукта до потребителя. На рис. 8.1 приведена схема управления снабжением производства и сбытом продукта, с помощью, которой можно объяснить процесс образования продукта и процесс продвижения продукта до реального потребителя, а также процесс обеспечения финансовыми ресурсами на разных стадиях изготовления и реализации продукта.

На выходе системы конечный итог - реализация продукта и оценка о достижении принятых целей на входе, а также состояние ресурсов и информация об изготовлении продукта и его реализации. Эти два неразрывных процесса регулируются двумя плановыми нормативными документами, которые разрабатывает само предприятие, а именно:

§ План закупок (план снабжения);

§ План продаж (план реализации продукта).

Выполнение этих двух планов существенно зависит от проведенного маркетинга организацией или предприятием. Маркетинговые исследования рынка направлены на изучение поставщиков и потребителей продукции производимой предприятием. В условиях рынка это особенно актуально. В рынке потребляется тот продукт, который качественнее и дешевле. Все это должны учитывать производители продукта, так как в конкурентной борьбе выживают сильнейшие. Поэтому, предприятия формируют у себя специализированные службы маркетинга, которые изучают и планируют это направление деятельности. Структурные элементы управления маркетингомпродукта или услуг в организации представлены на схеме рис. 8.2.. Эти элементы включаются в систему или подсистему маркетинга предприятия, организации, фирмы. Количество элементов включаемых в систему маркетинга определяется целями маркетинга.

 

Внешняя среда

вход

 

Вход Выход

 

f (x) f ‘ (x ‘)

обратная связь

Поставщики Потребители

 

 

¢¢

 

 

Сфера обращения Сфера производства Сфера обращения

 

Рис. 8.1. Модель управления снабжением производства и сбытом продукта

 

На входе такой системы сформированы цели деятельности, необходимые ресурсы и информация о необходимости производства данного продукта.

 

 

 

 


Рис. 8.2. Схема управления маркетингом продукта или услуг