Дифференциация и специализация
В начало
Одной из немаловажных тенденций развития зарубежной журналистики можно считать ее дальнейшую дифференциацию и специализацию. Рассмотрим эту тенденцию на примере прессы развитых стран Запада, прежде всего США.
Средства массовой информации в условиях глобализации информационного пространства все активнее прибегают к дифференциации и специализации, поскольку это дает возможность каждому из них найти свою социальную нишу, обращаться ко вполне определенной категории населения, добиваться высокоэффективного воздействия на читателей, слушателей, зрителей.
Эти процессы позволяют некоторым исследователям, например Дж. Форду[151][39], утверждать, что абсолютно все американские периодические издания являются специализированными. Определенный резон в этом есть. Рассмотрим типологию современных периодических изданий США.
Если говорить о газетах, то они традиционно подразделяются по масштабу распространения на национальные (т.е. распространяемые в национальном масштабе), надрегиональные, региональные и местные.
По периодичности и времени выхода газеты бывают ежедневные и неежедневные, утренние и вечерние (последних в США до недавнего времени было 80% из числа ежедневных газет, но сейчас это соотношение изменилось на противоположное).
По характеру и социальному предназначению газеты разделяются на массовые, качественные, смешанные (массово-качественные или качественно-массовые) и газеты предприятий. В последние годы некоторые исследователи, например Г. Терри, вообще отрицают деление газет на массовые и качественные, поскольку любая массовая газета стремится публиковать «качественные» материалы, а качественная газета борется за высокие тиражи.
Журналы можно разбить на две большие группы: специализированные и «общего интереса». Но журналы «общего интереса», или массовые, как их часто называют, сами подразделяются на информационные, иллюстрированные и бульварно-развлекательные. Можно и дальше дробить группы. Так, бульварно-развлекательные в свою очередь подразделяются на палпс мэгэзинс (дешевые издания на плохой желтоватой бумаге), фэн мэгэзинс (журналы для болельщиков, любителей, поклонников и т.д.), чиз-кейк мэгэзинс (порнография), молодежные, для женщин, для мужчин и т.п.
С другой стороны, некоторые авторы (М. Яблоков, Н. Нечипоренко и др.[152][40]) всю прессу стран Запада подразделяют на четыре группы изданий. Это сельскохозяйственные, коммерческие, профессиональные и массовые. При всей своей кажущейся простоте такая классификация не может охватить всех типов газет, журналов, бюллетеней, продолжающихся изданий и другой печатной продукции. К какому типу отнести, например, газеты и журналы церковных, партийных, профсоюзных и других организаций?
Наиболее приемлемой представляется приведенная выше классификация периодики по характеру отражения действительности и социальному предназначению на массовые, качественные, качественно-массовые и специализированные.
В свою очередь специализированная периодика содержит в себе большое количество самых разнообразных типов изданий. Наибольший интерес представляют те из них, которые распространяются среди больших коллективов людей, объединенных общей профессиональной и трудовой деятельностью. Это деловые издания, заводская печать, пресса профсоюзов и военная печать. У каждого из этих типов изданий есть, естественно, свои особенности и отличительные признаки. Однако очень многое и объединяет их. Прежде всего – возможность дифференцированно влиять на различные группы читателей.
Специализированные издания, сосредоточившие свое внимание преимущественно на вопросах науки и техники, выделились из общей системы американской журналистики не сразу. Первым американским «научным журналом, поддерживаемым оригинальными американскими сообщениями», многие исследователи называют «Брэйсиз джорнэл», основанный в конце XVIII века.
Первая половина XIX века отмечена появлением в США целого ряда научных журналов – этого важнейшего канала обмена информацией между учеными. В 1818 году начал выходить «Америкэн сайенс джорнэл», в 1826 – «Америкэн меканикс мэгэзин». И все же число научных изданий в первой половине XIX столетия росло довольно медленно. Развитие капитализма и его быстрое перерастание в конце XIX – начале XX веков в империализм вызвали бурный рост научно-технических работников, что в свою очередь привело к резкому увеличению количества научных изданий и одновременно к их более узкой специализации. Так, в США к 1860 году издавалось около 200 научных журналов; между 1890 и 1900 годами число их удвоилось.
XX век вызвал к жизни в США массу научно-технических изданий. В настоящее время там издается около 20% всех выходящих в мире журналов.
Среди специализированных изданий США особое место занимают деловые издания, включающие в себя множество различных типов. Их отличает высокая степень дифференциации, стремление наиболее эффективно оказывать влияние в соответствии со своими специфическими задачами.
Охват читательской аудитории весьма значителен. В США только «журналов бизнеса» издается в пять раз больше, чем ежедневных газет общего типа. Кроме того, деловые издания распространяются в национальном масштабе, а не в региональном или местном, как газеты.
Между изданиями «общего интереса» и деловыми несколько особняком стоят «интеллектуальные» журналы, рассчитанные на элиту, принимающую политические решения. Тиражи таких изданий невелики, но они чаще всего оказывают влияние на общественное мнение опосредствованно – через решения, принимаемые лидерами.
Собственно деловые издания включают в себя научно-техническую периодику, учрежденческие, торговые, профессиональные и общеделовые издания.
Научно-технические журналы распространяются зачастую не только внутри страны, но и за ее пределами; многие имеют свои отделения или корреспондентов за рубежом. Рассчитаны они на сравнительно узкий круг специалистов и потому могут весьма четко ориентироваться в запросах читательской аудитории. В условиях научно-технической революции быстрыми темпами растет число инженерно-технических работников и других специалистов, что также увеличивает контингент читателей подобных изданий.
Конечно, основной костяк публикаций подобных журналов посвящен специальным вопросам, где чрезвычайно педантично проверяются, перепроверяются, излагаются и комментируются научные или производственные результаты, приводимые в той или иной статье.
Объем публикаций на общественно-политическую тематику в научно-технических изданиях весьма значителен. Они держат в поле своего зрения все важнейшие проблемы жизни общества, используют все многообразие форм и методов воздействия на аудиторию. Нельзя не обратить внимание на открыто политические выступления, которые доводят до читателей идеи и позицию авторов, так сказать, в чистом виде.
Вот, например, что писал журнал «Си текнолоджи»: «Обе войны – корейская война 1950–1953 годов, начатая президентом Гарри С. Трумэном и оконченная президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром, и вьетнамская война 1964–1973 годов, начатая президентом Линдоном Б. Джонсоном и оконченная президентом Ричардом М. Никсоном, были развязаны без формального рассмотрения и одобрения конгрессом, что вызвало большой резонанс в общественном мнении США»[153][41].
Далее, сославшись на выступление тогдашнего министра обороны К. Уайнбергера, журнал отмечает, что незаконное использование вооруженных сил США возможно и впредь.
В некоторых случаях американские издания не заинтересованы в широком распространении научных и технических знаний. Показательна такая история.
Журнал «Электроник дизайн» опубликовал редакционную статью под заголовком «Разрешите нам пользоваться свободой свободного общества также в науке и технике», вызвавшую большую редакционную почту[154][42]. Суть этого выступления такова.
Группе российских специалистов госдепартамент не разрешил познакомиться с результатами некоторых несекретных исследований, проводившихся в Стэнфордском университете. Журнал усмотрел в этом шаге правительства покушение на права и свободы американцев и привел примеры, подтверждающие это. Так, заместитель директора ЦРУ, в то время адмирал Б.Р. Инмэн, призвал научную общественность посылать на рассмотрение в правительственные организации определенного типа бумаги для предварительного «просеивания» с целью сократить доступ зарубежных специалистов к несекретным исследованиям[155][43]. Статья носила половинчатый характер, но вывод был сделан правильный: «В сфере науки и техники, как нам снова и снова показывает история, ни одна нация не имеет монополии на талант и творчество. Мы сами также много черпаем из свободного потока информации...»[156][44].
На журнал оказали нажим. В результате в нем была опубликована еще одна редакционная статья на ту же тему, в которой работники издания неловко оправдывались, отмечая, что они выступают за права университетов на исследования и распространение знаний, а также за свободу слова, а не продают страну и ее технические достижения врагам[157][45].
Значительный удельный вес в прессе США занимает так называемая заводская печать, издаваемая крупными промышленными компаниями для своих работников. Существует три направления коммуникаций в сфере предпринимательства: сверху вниз - от менеджмента к управляемым; снизу вверх – от управляемых к менеджменту; по горизонтали – между звеньями среднего менеджмента в целях координации производственной деятельности и сплочения коллектива в интересах компании.
Особенно большую роль играет коммуникация сверху вниз. Письма администрации к рабочим, памятки и руководства, справочники, газеты и журналы для различных категорий рабочих и служащих – все это и многое другое позволяет оперативно влиять на общественное мнение, формировать его в нужном направлении.
Заводские газеты выходят, как правило, один или два раза в неделю и предназначаются для отдельных предприятий соответствующих корпораций. Журналы издаются центральным правлением компаний. Они выходят раз в месяц или квартал и являются своеобразным связующим звеном между работниками всех предприятий данной компании.
Промышленные социологи и психологи рекомендуют заводским изданиям шире освещать историю и традиции компании, географию сбыта ее продукции, финансовое состояние и размеры социальных расходов на нужды персонала, вести специальные разделы для консультаций о принципах оплаты, о технике безопасности, дисциплинарной политике, о правах рабочего в соответствии с действующим трудовым законодательством и коллективным договором и т.д.
Язык изданий должен быть точным, не допускающим двоякого толкования или непонимания, а словарный запас соответствовать не только ценностям рабочего, но и ценностям компании. Рекомендуется употреблять слово «стачка», более понятное рабочим, чем «замедление работы», так же как избегать непонятных слов вроде «дивиденды». Лучше употреблять слово «компания», которое ближе рабочему, нежели «корпорация», так как с последней легче ассоциируются прилагательные «жестокая» и «эгоистическая». Для усиления эмоциональной нагрузки рекомендуется употреблять личные местоимения «вы» – в обращении к рабочим, «мы» – в статьях о политике фирмы, избегая их противопоставления[158][46].
В коммуникации сверху вниз умело используется дифференцированный подход к различным группам трудящихся. Так, компания «Дженерал электрик» издает бюллетень, посвященный отношениям руководящего персонала с рабочими – «Только для управляющих «Дженерал электрик», журнал «EDN» выходит с подзаголовком «Исключительно для расчетчиков и управляющих в промышленности» и т.н. Многие издания рассылаются рабочим и служащим бесплатно на дом.
Коммуникация по горизонтали осуществляется всеми периодическими изданиями фирмы. Публикуемые в них материалы прославляют историю и традиции корпорации, служат каналом общения специалистов по вопросам рационализации производства, межфирменной и внутрифирменной (в зависимости от условий распространения издания) кооперации.
Американская профсоюзная печать возникла вместе с самим профсоюзным движением в первой половине XIX века и быстро приобрела силу и размах. Рост тиражей и широкое распространение профсоюзных газет и журналов были непосредственно связаны с усилением рабочего движения в стране. Особенно эта взаимосвязь видна во время переломных моментов в американском рабочем движении, в годы экономических кризисов и войн.
Профсоюзы являются единственной организованной силой рабочего класса целого ряда стран и пользуются значительным авторитетом. Всего в мире насчитывается свыше 410 миллионов членов профсоюзов. Это огромная сила. Вот почему совсем не удивительными являются попытки самых различных политических сил – от левых до правых – заручиться поддержкой профсоюзного движения в целом и профсоюзной печати в частности.
В последнее десятилетие неуклонно шла политизация профсоюзной печати. Это было вызвано тем, что центр тяжести общественной активности все более переносился на политическую арену. В связи с этим перед газетами и журналами профессиональных союзов возникли новые задачи, что, в свою очередь, привело к новым формам их функционирования и предопределило тенденции дальнейшего развития.
Сейчас пресса профсоюзов представляет собой столь же мозаичную картину, как и все американское профсоюзное движение в целом. Большая часть печати продолжает оставаться реформистской. Налицо два направления: правая ветвь профсоюзной прессы выступает, как правило, с позиций «делового юнионизма» и поиска компромисса с работодателями; левая профсоюзная печать стремится соединить рабочее движение с активной политической борьбой, не довольствуясь экономическими требованиями.
Теоретический орган АФТ-КПП ежемесячник «Америкэн федерейшенист», основанный еще в 1894 году, – наиболее яркий представитель «делового юнионизма». В отражении вопросов внешней политики это издание следует в русле поддержки правительственных инициатив несмотря на то, какая администрация находится у власти – республиканцев или демократов.
Ряд отраслевых профсоюзов довольно часто находится в оппозиции правящим группировкам. Так, в разгар милитаризма первой половины восьмидесятых годов профсоюз электриков, например, поддержал идею о переводе значительных военных ассигнований на мирные цели, «что приведет к повышению жизненного уровня, создаст дополнительные рабочие места, снизит налоги и уменьшит опасность возникновения войны», как заявил его председатель Д. Кейн.
Особое положение занимает местная профсоюзная печать. Выходят эти издания с разной периодичностью и распространяются, как правило, в масштабе штата, округа, города. Многие из этих изданий являются органами местного отделения АФТ-КПП и полностью поддерживают политические установки своего руководства.
К сожалению, профсоюзная печать уже давно не пользуется высокой популярностью даже у организованных рабочих – членов профсоюзов. «У нас достаточно много неутешительных доказательств, – писал еще в 1971 году Л. Керклэнд, – свидетельствующих о том, что профсоюзная печать все больше теряет свое влияние, что она не может выдержать конкуренцию с телевидением, коммерческой массовой прессой, которой буквально забиты все почтовые ящики»[159][47].
По официальным данным профсоюзов, в те годы профсоюзную печать читали лишь 25% организованных рабочих старше 30 лет и около 50% – старше 40.
В восьмидесятые годы администрация Рональда Рейгана взяла курс по сути дела на разгон профсоюзов. Так, был разогнан профсоюз авиадиспетчеров, за годы правления Рейгана численность американских профсоюзов сократилась почти на четверть.
Произошла переориентация читателей с профсоюзной на «заводскую» прессу. Политизация коснулась, например, многотиражки «Форд уоркер», газеты «Портлайт», распространяемой среди портовиков Нью-Йорка, газеты «Спаркплаг» (автомобилестроительные заводы компании «Дженерал моторс») и других изданий.
Помимо средств профессиональных союзов и их объединений на содержание профсоюзной печати иногда перечисляются по различным каналам правительственные ассигнования и денежные средства различных фондов. Поступают средства, например, из Фонда в поддержку демократии, который был основан по инициативе Рональда Рейгана. Тогдашний президент США передал первый взнос АФТ-КПП «для финансирования Соединенными Штатами открытой идеологической борьбы, которую ведут честные американские институты с советским коммунизмом», 11 млн. долларов[160][48].
Профсоюзная печать неуклонно теряет свою былую мощь, но пока еще является весьма действенным инструментом формирования общественного мнения, особенно среди рабочих и служащих – членов профсоюзов.
США имеют самую мощную сеть военной печати[161][49]. Каждое двадцатое периодическое издание, в том числе каждая двенадцатая газета, относится к разряду военных. Всего в стране выпускается более полутора тысяч военных изданий. В конце восьмидесятых годов только сухопутные войска издавали свыше 100 журналов, ВМС – 127, ВВС – 166 журналов. Непосредственно Пентагоном издавалось 22 журнала, из которых 7 были распространяемы во всех видах вооруженных сил. Министерство армии издавало 13 журналов, министерство ВМС и корпуса морской пехоты – 27, министерство ВВС – 38. Большое количество журналов выпускается различными военизированными обществами, ассоциациями и группами. Около 50 журналов рассчитано на ветеранов. Даже у военных наемников есть свой журнал...
Кроме того, в США выпускается значительное число военных газет так называемой полевой печати общим тиражом из расчета 1 экземпляр на 2–3 военнослужащих. Только для американских войск в Европе в недавнее время печаталось свыше 100 газет. Крупнейшая официальная военная газета в США – «Старз энд страйпс» – издается значительным тиражом и распространяется в десятках стран.
Было объявлено, что предполагается закрыть ряд военных газет и журналов, дабы сократить их непомерно большое число. Но, кроме косметического ремонта, ничего сделано не было. В результате реорганизации количество военных изданий... увеличилось.
Ныне в распоряжении американских военных насчитывается около 1900 периодических изданий, в том числе 366 журналов и 1038 газет с разовым тиражом свыше 12 млн. экземпляров, более 300 радио- и телевизионных станций, ряд киностудий, ежегодно выпускающих в прокат 1100 кинофильмов.
Только в Европе американские войска располагают тремя телестудиями и 131 телетранслятором, вещающими 115 часов в неделю. Для американских соединений в Европе ведут передачи 44 радиостанции, а число наименований выпускаемых газет возросло до 120.
Редакции чисто гражданских изданий имеют в своем штате журналистов, занимающихся исключительно военной тематикой. Наиболее крупные издания выделили специальных представителей для связи с министерством обороны и другими силовыми ведомствами. Пропагандистские службы Пентагона и видов вооруженных сил регулярно снабжают массовые издания тенденциозными материалами. Только армия регулярно поставляет такие материалы 1700 ежедневным и 8300 ежемесячным изданиям.
Весь этот пропагандистский материал на полную мощность используется для массированной идеологической обработки военнослужащих и гражданского населения, для пропаганды «миротворческой роли» американских вооруженных сил за рубежом.
Служба информации и отделы «паблик рилейшнз» широко используют в своих целях печать, радио и телевидение прежде всего для рекламы. В публикациях подобного рода войны и операции, в которых принимали участие американские вооруженные силы, представляются исключительно в выгодном свете. С этой целью очень часто публикуются и транслируются различные исторические очерки, рассказывающие о войне за независимость, репортажи из различных музеев, отчеты о благотворительных вечерах и других акциях, проводимых с участием представителей армии, авиации, флота и национальной гвардии. Нередко на страницах военных изданий появляются снимки родственников военнослужащих в рекламной одежде того или иного рода сил, корабля или подразделения, фотографии участников маршей и демонстраций в поддержку действий американских вооруженных сил, людей с плакатами и лозунгами, рассказывающими о их симпатиях к армии, авиации и флоту.
«Социологическая пропаганда» с широким использованием различной символики позволяет добиваться достаточно хороших результатов, заинтересовывает военнослужащих в повышении качества и эффективности своего труда. Так, в целях создания и поддержания у моряков-подводников (особенно экипажей атомных подводных лодок) гордости за службу в ВМС учреждена специальная эмблема – Серебряный дельфин. За каждый выход на боевое патрулирование к Дельфину прикрепляется бронзовая звездочка, за пять выходов – серебряная. На авианосцах летчики борются за право именоваться «центурионами». Это звание присваивается тому, кто совершил более ста посадок на палубу авианосца. Это лишь единичные примеры широко разветвленной и отлаженной системы использования символики для поддержания положительного имиджа ВМС.
Военная печать является одним из звеньев пропагандистской машины Пентагона, и ее функционирование нужно рассматривать в контексте деятельности политико-идеологических структур.
Встречи с представителями печати, радио и телевидения, помощь журналистам в подготовке материалов о жизни вооруженных сил – это один из мелких штрихов в деятельности офицеров службы информации.
Рассмотрим решаемые службой задачи на примере Атлантического театра флота США. На АТФ США действует отдел службы информации, на 2-м и 6-м оперативных флотах – отделения, в эскадрах, на оперативных соединениях – секции, в оперативных группах – офицеры службы информации, на кораблях – внештатные помощники по информированию личного состава.
Служба информации решает следующие задачи. Во-первых, готовит и распространяет пропагандистские материалы, в том числе ежеквартальные учебно-методические пособия по идеологической ориентации, информационные бюллетени для различных категорий личного состава, подборки речей официальных лиц и заготовки 20-минутных выступлений перед военной и гражданской аудиторией. Во-вторых, контролирует выполнение программ идеологического воздействия на личный состав. В-третьих, готовит рекомендации по повышению эффективности влияния на военнослужащих. В-четвертых, изучает возможности пропаганды противника и вырабатывает соответствующие способы противодействия ей.
Информирование офицеров по актуальным политическим и военным вопросам, обзоры различного рода публикаций проводятся в системе командной информации.
Один раз в неделю командиры подразделений проводят занятия с матросами и старшинами.
Очень важную роль в жизни американской казармы играет церковь. Ее влияние на личный состав вооруженных сил трудно переоценить.
Раз в неделю во всех гарнизонах армии США, на кораблях флота и в частях ВВС приспускается государственный флаг, а над ним поднимается синий с белым крестом церковный вымпел. Начинается «час капеллана». Военные священники во время своих проповедей постоянно напоминают пастве о «святой миссии» американских вооруженных сил. Особое внимание они уделяют вопросам, непосредственно связанным с поведением военнослужащих, их духовным обликом. Помимо чтения проповедей капелланы по воскресеньям проводят беседы по изучению Библии. Они также присутствуют на всех массовых мероприятиях, проводимых на кораблях, в частях и подразделениях, изучают настроения личного состава, посещают больных в госпиталях и семьи военнослужащих, информируют командование о негативных явлениях и настроениях среди солдат и сержантов.
«Христово воинство» в вооруженных силах США весьма многочисленно. Есть у капелланов и свой журнал – «Милитари чеплин».
При организации досуга военнослужащих командиры, капелланы, офицеры службы информации и другие заинтересованные лица действуют скоординированно, стремятся сделать так, чтобы отдых личного состава был идеологически насыщенным. В кинозалах и по телевидению в связке с документалистикой обычно идут развлекательные боевики военно-патриотического характера. Созданные на высоком профессиональном уровне, такие фильмы оказывают сильное воздействие на зрителей. Обычно их выпускают ведущие фирмы Голливуда но контрактам с Пентагоном. Иногда военное ведомство вкладывает определенную часть средств в интересующую его коммерческую картину. На концерты, фильмы, разного рода литературу в американской казарме существует негласная, но весьма строгая цензура. При всем внешнем демократизме любое инакомыслие решительно пресекается.
Исключительно большое внимание в США уделяется воспитательной работе среди личного состава американских ВМС. Вот, например, как строится эта работа на атомном авианосце «Честер У. Нимиц».
Тон задают представители правящих кругов и военного командования США, которые, начиная с 1975 года, когда авианосец вступил в строй, систематически посещают корабль. На «Нимице» побывали конгрессмены, военные и политические деятели.
Непосредственно организацией и проведением воспитательных мероприятий занимаются штатные офицеры по информации, два капеллана и офицер по организации досуга личного состава, а также ряд нештатных советов, пропагандистов и др.
За ведение на авианосце «политических разговоров» предусмотрены различные репрессивные меры. Среди них – год тюремного заключения, штраф в размере 5000 долларов или немедленное увольнение со службы.
Подавляющее большинство моряков авианосца верит в «исключительность» всего американского, в преимущества демократии западного образца, с презрением относятся к представителям других стран и народов. Это – показатель эффективности идеологического воздействия на личный состав.
На корабле издается ежедневная газета «Нимиц ньюс», на страницах которой публикуются, как правило, специально отобранные сообщения, принимаемые по телетайпу от информационных агентств США. В газете помещаются материалы о корабельной жизни, уголки юмора и т.п. На авианосец регулярно доставляется большое количество книг, брошюр, газет и журналов. Большая часть томов корабельной библиотеки – это детективы и политическая литература.
Авианосец «Нимиц» имеет теле- и радиостудии, оснащенные новейшей аппаратурой стоимостью свыше двух миллионов долларов. Это позволяет широко использовать теле- и радиопрограммы береговых станций, фильмы и записи программ, вести корабельные передачи.
Капелланы «Нимица» поддерживают самые тесные контакты с религиозными общинами Норфолка и ряда западноевропейских портов, нередко вместе с ними организуют различные мероприятия, направленные на религиозное воспитание членов экипажа.
В Норфолке создан Клуб жен офицеров авианосца и Клуб жен матросов и унтер-офицеров корабля, что позволяет влиять и на членов семей военнослужащих.
Досуг экипажа планируется и направляется. За этим следит, прежде всего, офицер по организации досуга личного состава. На авианосце созданы различные кружки и ансамбли, спортивные команды. Корабельная бейсбольная команда «Пираты» – одна из лучших в Норфолке.
Картина, однако, будет неполной, если не сказать о влиянии на прессу «разведывательного сообщества» США. Как известно, ЦРУ, РУМО, ФБР, АНБ и другие спецслужбы поддерживают самые тесные контакты с прессой, используют журналистов для тайных операций.
Если говорить о тематике выступлений печати, посвященных деятельности американских разведчиков, то здесь можно встретить все: от серьезных, вдумчивых работ до низкопробных детективов, прославляющих похождения современных джеймсов бондов.
Разведка США пользуется услугами ряда организаций. К ним относятся, например, издательства «Прагер», «Бедфорд пабликейшнз», «Макгроу – Хилл паб-лишинг компани», различные эмигрантские издания, десятки периодических изданий и радиостанций на всех континентах.
«Тайн больше не существует». Такую фразу можно услышать очень часто от политиков, предпринимателей, частных лиц. Действительно, о каких тайнах можно вести речь, если Центральное разведывательное управление США (небезызвестное ЦРУ) вот уже более двух лет не может справиться с потоком открытой информации разведывательного значения. Для решения этой задачи сотрудники прославленного ведомства используют интерактивную информационную сеть по открытым источникам OSIS. Однако потенциал этой сети используется далеко не полностью. Вот почему США с 1 августа 1997 года предоставили возможность пользоваться ею правительствам Австралии, Канады и Великобритании. Предполагается дальнейшее расширение пользователей сети за счет Израиля (с расчетом на получение от него дополнительной информации) и некоторых скандинавских стран. Более того, по мнению руководителя программы по открытым источникам д-ра Марковица, факт сбора несекретной информации в какой-либо стране не должен служить поводом для беспокойства, скорее – предметом гордости[162][50].
Недавно в открытой печати проскользнули сообщения, что Агентство национальной безопасности США (АНБ) записывает абсолютно все телефонные разговоры в интересующих АНБ странах и, не будучи в силах «процедить» эту информацию, оставляет детальный ее анализ на светлое будущее, когда технические возможности позволят это сделать.
Погоня за чужими тайнами все больше и больше становится профессиональным занятием. В него рекрутируются бывшие работники полиции и спецслужб, часто работающие под «крышей» частных детективов. Современный частный детектив может получить доступ практически к любым видам информации. Один из представителей этой профессии, который просил не называть его имени, сказал: «Если у вас достаточно денег, вы можете достать все, что угодно». Другой заметил: «Я никогда не слышал о документе, который я не смог бы получить, если постараюсь». Оказалось, что ни один из опрошенных детективов не придает значения ограничениям в отношении раскрытия информации. Они объяснили, почему для них нет недосягаемых сведений. Все основано на контактах. Прежде всего, с бывшими сослуживцами, из которых образуются цепочки, перебирая звенья которой можно выйти на нужный источник сведений. Обыкновенно это другой частный детектив, с которым заключается субдоговор[163][51].
Неприкосновенность частной жизни после террористических актов в США 11 сентября 2001 года стала фикцией, поскольку многие ограничения на деятельность спецслужб были сняты.
К сбору «компромата» и проникновению в чужие тайны прибегают в том случае, когда цель оправдывает средства. А формы, методы, средства – это уже зависит от конкретной задачи.
На умонастроения населения значительное влияние оказывает религиозная пресса. Если говорить о Соединенных Штатах Америки, то здесь клерикальная печать традиционно занимает устойчивые позиции.
Сама американская литература началась с публикации книг религиозного содержания. В начале XX века на территории современных Соединенных Штатов издавалось 952 периодических издания духовно-нравственного, по преимуществу религиозного содержания.
США – страна многоконфессиональная. Здесь представлены практически все религиозные вероучения, существующие в мире. Это обычно связывают с тем, что большинство населения – выходцы или потомки иммигрантов, прибывших сюда из многих десятков стран. Существовавшая в стране свобода совести позволила многим из них сохранить свои религиозные убеждения. Более 100 различных церквей имеют каждая более чем по 50 тысяч приверженцев. В целом в США насчитывается более 140 млн. прихожан. Десятки малочисленных церквей в сумме насчитывают около 2 млн. приверженцев.
Наиболее крупными религиозными направлениями являются протестантизм – около 79 млн. верующих, римско-католическая церковь – 52 млн., иудаизм – 5,8 млн., православие и другие восточнохристианские церкви – 4 млн., старокатолики – 1 млн., буддисты – 100 тыс. верующих.
Если говорить о различных многочисленных течениях среди этих основных направлений, то самой крупной из числа протестантских церквей является Южная баптистская конвенция – 14,3 млн. верующих. Значительная часть негритянского населения причисляет себя к Национальной баптистской конвенции США, которая насчитывает 5,5 млн. прихожан. При активном участии борца за права негритянского населения Мартина Лютера Кинга в 1961 году была основана Прогрессивная национальная баптистская конвенция, численность которой превышает 1 млн. человек. Лютеранская церковь Америки насчитывает 2,9 млн. прихожан, Лютеранскую церковь – синод Миссури поддерживает 2,6 млн. человек, Пресвитерианскую церковь США – 3 млн., Адвентисты седьмого дня насчитывают 640 тыс. приверженцев.
Некоторые религиозные группы представляют собой различные малочисленные секты. Так, Свободная христианская сионистская церковь Христа насчитывает в своих рядах лишь 100 человек, Либеральная католическая церковь – 200 человек, «Тело Христово» – 1000 человек, Корпус евангельской миссии – около 160 человек, а Первоначальная церковь Бога живого, столп и утверждение истины, или Церковь Бога, объединяющая чернокожих евреев – 400 человек.
За последние годы наметилась тенденция к снижению удельного веса протестантов среди всей массы верующих. Вместе с тем свыше 90% американцев на вопрос: «Верите ли вы в Бога?» – отвечают утвердительно. Церковь посещают регулярно. Чем старше возраст, тем более высокий показатель посещаемости церкви. Для 18–29-летних – 62%, 30–49 лет – 69, 50 лет и старше – 78% людей посетили церковь в последние семь дней[164][52].
Более конкретные вопросы приводят к таким результатам. Среди взрослых американцев 67% верят в существование царствия небесного, т.е. не сомневаются, что существует загробная жизнь. Из общего числа верующих 88% полагают, что после их физической кончины на земле перед ними распахнутся врата рая, куда они будут допущены. На формирование личности ребенка, по мнению опрошенных, благотворнее всего влияет религия. Эту точку зрения поддерживают 30% мужчин и 41% женщин. Симптоматично, что «хорошие школы» набрали всего 25 и 19% соответственно[165][53].
Понятно, что религиозность должна найти свое выражение и в журналистике. Все основные конфессии имеют свои газеты и журналы, радио- и телестанции. Их деятельность, естественно, направлена на сохранение и воспроизводство религиозности населения в любых формах.
Крупнейшей газетой, формально примыкающей к религиозным, является основанная в 1908 году газета «Крисчен сайенс монитор». Она издается в Бостоне «Обществом христианской науки». Традиционно руководители этого издания играют видную роль в общественно-политических кругах США. Так, один из редакторов газеты, Эрвин Кэнхэм был председателем Американского общества газетных редакторов, главой консультативной Комиссии при президенте США по вопросам информации, президентом Торговой палаты. Газета выходит тремя изданиями: атлантическим, тихоокеанским и центральным. В Бостоне продается лишь незначительная часть тиража. Газета распространяется по всей стране, а также за рубежом.
Хотя формально «Крисчен сайенс монитор» – издание религиозное, на деле это вполне светская газета. Лишь одна полоса полностью отводится религиозной тематике, точнее, для целей «Общества христианской науки».
Религиозные общины имеют разную финансовую базу, поэтому и формальное владение средствами массовой информации у них неодинаково. Например, Объединенная церковь Муна, имеющая свои филиалы в 130 странах мира, выпускает ежедневную газету крайне правого направления «Вашингтон таймс». Она была основана известным южнокорейским проповедником Мун Сен Мёном в 1982 году и выпускается в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия) 100-тысячным тиражом.
Другие религиозные общины таких возможностей не имеют, однако и они пытаются заниматься газетно-журнальным бизнесом.
Так, в Нью-Йорке издается католический еженедельник крайне правого направления «Америка». Его тираж около 38 тыс. экземпляров. Помимо религиозной тематики он освещает наиболее важные общественно-политические проблемы.
Собственно говоря, необходимости издания узкоспециализированных клерикальных газет и журналов в Америке, пожалуй, нет – религиозной тематике большое место уделяет вся общеполитическая периодика. Поскольку масштабы деятельности чисто клерикальных изданий в некотором смысле ограничены (они обращены только к верующим, более того – какой-то одной конфессии), то распространение религиозных идей, а также социально-политических доктрин церкви становится наиболее эффективным именно через светские издания.
В основном материалы, так или иначе связанные с религиозной тематикой, сосредоточиваются в специальных рубриках, которые есть практически во всех газетах и журналах. Обычно они ведутся опытными профессионалами, имеющими теологическое образование.
Налажена тесная связь с информационными офисами различных религиозных организаций, представителями духовенства. Религиозной фразеологией насыщены и общие материалы, особенно политического характера.
Общеизвестна «богобоязненность» бывшего президента США Рональда Рейгана. За частое цитирование к месту и не к месту Библии журналисты окрестили его Папой Ронни I. Так, в свое время Рейган сообщил журналистам, что прежде чем отдать американским кораблям приказ начать обстрел Бейрута, он читал Библию, причем особенно внимательно вчитывался в описание Армагеддона. Этими же мыслями он поделился с одним из руководителей произраильского лобби в Белом доме.
Газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Когда политик заявляет, что Бог благословляет его программу, это становится опасным... если и есть что-то беззаконное в американской системе, так это использование религиозной риторики в рекламировании политической программы».
Интересным феноменом американской действительности стало явление, которое носит название «электронной церкви». Ее основоположником считается телеевангелист Роберт Роберте. Он первым использовал телестудию в качестве амвона. Однажды он в прямом эфире объявил своим 800 тыс. телезрителей, что если он не соберет к определенному времени (оговоренной датой было 1 апреля) 8 млн. долларов пожертвований, то Господь заберет его к себе. Чтобы не стать причиной преждевременной кончины любимого проповедника, телезрителям пришлось раскошелиться.
Другой телепроповедник Джимми Суоггарт пошел дальше: он стал призывать делать пожертвования не только по телевидению, но и по сетям персональных компьютеров. Ежедневный доход Суоггарта составлял 400 тыс. долларов.
Бурный рост «электронной церкви» начался в 70-е годы. Широкую известность приобрели проповедники Джерри Фолуэлл, Джимми Беккер, Роберт Шуллер. Чаще всего проповедники «электронной церкви» принадлежат к так называемым правым фундаменталистам. Их аудитория – миллионы американцев.
Однако в восьмидесятые годы по престижу «электронной церкви» был нанесен сокрушительный удар самими же проповедниками. Дело в том, что погоня за сверхприбылью заставила их вступить в смертельную схватку друг с другом. Первой крупной жертвой стал Джимми Беккер. Одним из «сюрпризов» в личной жизни проповедника стала интрижка с 21-летней секретаршей церковного прихода на Лонг-Айленде (Нью-Йорк) Джессикой Хан. Это хранилось в тайне, однако семь лет спустя Суоггарт получил от журналистов неопровержимые доказательства прелюбодеяния своего коллеги в Майами. Беккеру пришлось выложить 265 тыс. долларов за молчание красотки и ее покровителей, но история всплыла на поверхность. Суоггарт смешал Беккера с грязью и уже разрабатывал планы присвоения телецеркви своего конкурента. Но тут... пастор Марвин Горман, которого в свое время разорил Суоггарт, нанял частных детективов и поймал обидчика на том же грехе. Поскольку Марвин Горман тоже был уличен в супружеской измене, Суоггарт попытался публично покаяться и тем самым добиться прощения паствы. Но в схватку вступил Фолуэлл, который попытался прибрать к рукам телекорпорацию Пи-ти-эл, принадлежавшую Беккеру и приносившую ежегодный доход 129 млн. долларов. Еженедельное шоу «Джим и Тэмми Беккер» транслировалось по кабельному телевидению в 13 млн. жилищ. Беккер в результате заявил, что Фолуэлл – его злейший враг, укравший Пи-ти-эл. Ответ Фолуэлла не заставил себя ждать. Он заявил: «Либо у Беккера плохая память, либо он бесчестный человек, либо он психически больной». Более того, он добавил, что у него есть документальные свидетельства, будто Беккер – гомосексуалист. Проповедники так и не заметили в пылу скандала, что они нанесли непоправимый ущерб всей «электронной церкви», доходы которой в США стали резко падать.
Тогда американские проповедники перенесли свою деятельность за океан, в частности, в Россию.
Работники религиозных изданий объединяются в различные общества и ассоциации, в том числе профессионального характера. Возьмем для примера журналистов-католиков. Они объединены в Международный союз католической печати, который был создан в 1935 году В Союз входят Международная федерация католических журналистов (основана в 1926 году), Постоянная международная комиссия шеф-редакторов католической печати (1928 год создания), Федерация католических пресс-агентов (1950 год) и др. Жесткая субординация верховных иерархов католической церкви создала предпосылки к тому, что руководство католической прессой осуществляется из Ватикана. Так, клерикальная организация «Католическое действие» основала только в Италии «Куотидиано», «Аввенире д'Италиа», «Италиа», «Нуово читтадино», «Ордине», «Аввенире падано», «Эко ди Бергамо» и другие издания. Католические издания есть в большинстве стран мира. В Великобритании выпускается «Католик геральд», в Тринидаде и Тобаго – «Католик ньюс», в Гайане – «Католик стандард», в Венгрии – «Католикуш со», в США – «Католик дайджест» и др.
В Пасху 1997 года в сети Интернет появился сайт, посвященный католической церкви. Это стало сенсацией. В течение короткого времени на связь с сайтом Ватикана вышло около трех миллионов человек. Чем же привлек «жителей электронной вселенной» этот раздел в сети? Прежде всего своим содержанием. Виртуальный Ватикан предлагает пользователям сети биографии трех последних римских пап, все папские энциклики, ватиканский архив, электронную версию ватиканских музеев, канал передач Радио Ватикана, а также катехизис римско-католической церкви. Информация предоставляется на итальянском, английском, французском, испанском, португальском и немецком языках. Готовится введение «навигации» на арабском и китайском языках.
Обслуживают ватиканский сайт в Интернете три компьютера, названные именами трех архангелов. «Рафаил» содержит в себе всю информацию, «Гавриил» занимается обработкой поступающих посланий, «Михаил» призван обезвреживать компьютерные вирусы.
В целом религиозная пресса представляет собой достаточно мощную силу.
Дифференциация и специализация прессы позволяют повысить действенность выступлений печати, радио и телевидения, с максимальным эффектом использовать имеющиеся средства.