Методы управления персоналом.
Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
Таким образом, мотивация труда персонала является ключевым моментом в достижении целей деятельности организаций, предприятий, фирм.
В практике деятельности организаций применяют следующие методы управления персоналом:
Административные методы управления - это методы административного управления основываются на регулировании деятельности с помощью законодательных и нормативно-правовых актов на уровне государства, регионов страны и местного управления. Эта нормативно-правовая база формирует мотивы поведения населения страны в целом и трудового населения в частности, а также регламентирует деятельность госучреждений, организаций, предприятий, фирм и других политических и не политических объединений.
Методы административного управления условно можно разделить на:
§ Методы административного регулирования;
§ Методы организационного воздействия;
§ Методы распорядительства и координации.
Экономические методы управления – это методы экономического воздействия на людей и организацию в целом. Эти методы управления приобретают первостепенное значение особенно в условиях рыночных отношений, когда выгодно производить качественную и недорогую продукцию. К этим методам можно отнести:
§ Планирование на всех уровнях в организациях;
§ Технико-экономическое обоснование принимаемых решений;
§ Технико-экономический анализ;
§ Системы экономического стимулирования;
§ Материальное стимулирование персонала;
§ Кредитная и налоговая политика;
§ Система налогообложения хозяйствующих субъектов;
§ Установление экономических норм и нормативов;
§ Страхование персонала и рисков;
§ Установление системы санкций и поощрений.
Конкурентные условия заставляют организации производить экономически выгодную и конкурентно-способную продукцию. Все выше перечисленные методы направлены на экономически выгодную работу организаций.
Социально-психологические методы управления, это методы управления, регулирования мотивационного воздействия на поведения людей. Эти методы основаны на использовании влияния социального механизма управления. Механизм управления строится на системевзаимоотношений в коллективе и на формировании и удовлетворении социальных потребностей, как коллектива в целом, так и индивидуума в частности. К этим методам можно отнести:
§ Социометрию коллектива работников;
§ Социальное планирование и социальную защиту;
§ Создание условий для творческой деятельности;
§ Стимулирование развития социокультуры коллектива и личности, установление моральных санкций и поощрений;
§ Удовлетворение культурных и духовных потребностей;
§ Создание оптимального морально-психологического климата в коллективе и в отдельных группах;
§ Установление социальных норм и стимулирование социального развития коллектива;
§ Развитие инициативы и ответственности коллективов и работников.
Выше приведенная группа методов управления имеет особое значение в условиях конкуренции товар рабочей силы и конечно это продиктовано, прежде всего, рыночными отношениями, когда каждый человек должен наиболее выгодно продать свою товар – рабочую силу и затем подтвердить это в своей деятельности. Конкурентные условия заставляют организации производить исследования и анализ социального поведения людей и искать методы управления трудовыми коллективами, направляя их деятельность на высоко производительный труд. Все выше перечисленные методы направлены на обоюдную взаимно выгодную работу самих организаций, их трудовых коллективов и личности – носителя конкретного труда.
Организационный метод управления развитием персонала, применение этого метода административно - организационного управления основывается на системе организационных мер и системе воздействий на коллектив и на личность в частности. По сути дела этот метод является одновременно и способом воздействия на коллектив и на личность в частности. Для реализации этого метода управления организации создают автоматизированную систему АСУ «Управление развитием персонала», которая состоит из систем и подсистем:
§ Организация и управление обучением персонала;
§ Оценка профессиональной пригодности персонала;
§ Подбор, найм и расстановка кадров;
§ Формирование резерва на замещение персонала;
§ Аттестация и ротация персонала.
Рассмотрим процесс управления в этих подсистемах.