Структура информационно-управляющей системы

Взаимодействие информационных процессов в системе управления

Система информационного обеспечения управления производством

Для обеспечения функционирования целевой структуры управления чрезвычайно важно разработать информационную систему, которая бы обеспечила бы реализацию миссии, цели деятельности и стратегию производства продукции.

На рис. 4.5. показана схема взаимодействия информационных процессов в системе управления организацией, предприятием, фирмой. Упорядочение информационных процессов существенно уменьшает количество случайных событий и процессов и создает условия для автоматизации процессов управления и использования современных технических средств реализации информационной технологии. Каждый элемент информационной системы обеспечивает выполнение конкретных функций управления объектом. Рассмотрим понятия и взаимодействие элементов системы реализующей информационную технологию управления предприятием и производством продукции .(рис.4.4). с помощью информационно-управляющей системы.

Как уже было сказано выше, информационно-управляющая система (ИУС) может выполнять функцию органа-интегратора в программно-целевой структуре управления.

На рис. 4.5. приведена схема взаимодействия информационных процессов вуправленииСЭО. При проектировании ИУС важно выделить основные направления автоматизации функциональной деятельности предприятия и структурные элементы, входящие в такую информационно-управляющую систему. Она в себя включает:

Внешнюю среду, которую необходимо рассматривать как бесконечное множество функциональных элементов и отношений между ними. Среда существенно влияет на систему управления. В процессе управления необходимо учитывать информационные потоки, возникающие между внешней средой и всей системой управления.

Внешние организации, с которыми контактируетпредприятие: партнеры, потребители, госучреждения, общественные организации и т. д. Кроме того, функциональная связь по отдельным направлениям работы осуществляется со многими организациями.

Система контроля, анализа и регулирования (СКАР), предназначена для выявления, анализа и фиксации проблем предприятия и принятия по этим проблемам оптимальных решений с последующим контролем за их исполнением. Эта система выполняет функцию регулятора управления.

 

 

  Внешняя среда      
       
    Внешние организации: (партнеры и потребители, госучереждения, общественные организации, физические лица)        
  Орган-интегратор    
    Б У С     Банк  
        данных  
Система контроля, анализа и регулирования процесса управления (СКАР)     (АСОД)  
     
  Системы и подсистемы для реализации целей деятельности предприятия  
   
Объекты управления (Предприятия, организации, фирмы)  
                             

 

Рис. 4.5. Схема взаимодействия информационных процессов вуправлении СЭО

 

Она предусматривает выполнение следующих функций:

- выявление и суммирование проблем,

- систематизацию проблем по направлениям,

- выбор оптимальных решений из картотеки решений,

- разработку проекта решения проблемы,

- контроль за исполнением принятых решений по проблеме,

- анализ результатов введенных в действие решений.

Составной частью такой системы являются стандартные системы:

АСКИМ - автоматизированная система контроля исполнения мероприятий;

АСКИД - автоматизированная система контроля исполнения документов и др.

БУС - банк управленческих ситуаций, классифицированный, формализованный набор управленческих решений.

Банк данных. Банк данных необходим для обеспечения достоверной информацией о состоянии объекта управления, в котором возникают проблемы. Известно, что одна и та же информация участвует во многих процессах принятия решений.

Отсутствие единой информации в системе приводит к искажению информации, а значит к сбоям в работе. Для того чтобы устранить эти искажения и обеспечить возможность многократного использования одной и той же информации, необходимо создать определенную систему организации этой информации. Такие системы принято называть СУБД - системы управления банком данных. Банк данных является основным звеном, обеспечивающим улучшение функционирования всей системы управления. Такая система должна обеспечить сбор информации по направлениям, систематизацию, анализ и выдачу необходимой информации для различных уровней управления. В качестве основной системы управления базой данных предприятия может быть принята интегрированная система, которая обеспечит обмен информацией в системах используемых в АСУ. Само АСУ состоит из систем и подсистем. Формирование жизнеобеспечивающих систем и подсистем является главной задачей внедрения информационной технологии. Таким образом, количество систем, которые обеспечивают достижение целей, определяется целями и функциями деятельности организации. Отдельная система должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивалось динамичное управление заданной функцией на входе. В качестве примера может служить “Системы бухгалтерского учета С-1”.

Объекты управления. Под объектами управления в системе управления следует понимать все системные элементы и компоненты, входящие в состав предприятия, а также процессы и используемые технологии. Особым объектом управления считаются информация и информационные процессы, возникающие в системе управления, которые тоже требуют управления. Изменение состояния объекта осуществляется посредством управленческого решения. Все управленческие решения разрабатываются, принимаются к исполнению и фиксируются в банке управленческих ситуаций (БУС). При такой информационной технологии управленческие решения можно использовать многократно.