Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.

Цели Выход

Вход Ресурсы

 

Информация готовый

продукт

Информация

Рис. 4.2. Блок – схема элементов и компонентов, входящих в систему управления производством.

 

а также специфических компонентов таких как:

План продаж;

План поставок;

План производства.

Все эти элементы и компоненты объединены в единую систему производства, имеющую свою производственную структуру, структуру и систему управления, и систему информационного обеспечения. Процесс управления производством и его производственной системой, можно объяснить на модели, приведенной, на рис. 4.1.

Суть управления заключается, прежде всего, в формировании всех компонентов системы и объединения их в производственную структуру при соответствующей выбранной технологии, а также в разработке и формировании структуры управления предприятием и его производством.

На рис 4.2. приведена блок-схема элементов и компонентов, входящих в систему управления производством. Процессам управления подвергаются все компоненты производственной системы, приведенной в блок-схеме рис 4.2.

Управление в конечном итоге сводится к принятию управленческих решений, с помощью которых воздействуют на объект, его отдельный элемент или субъект управления.

Но прежде чем управлять производством продукта, надо рационально разместить технологию изготовления продукта. Соответственно под эту технологию подобрать оборудование, станки и т.п. и разместить все эти элементы в пространстве и во времени (то есть организовать, рассчитать, расставить оборудование по операциям, обучить и расставить персонал и т.д.). С помощью выше приведенной блок схемы (рис. 4.2.) и модели (рис. 4.1.) можно объяснить процесс планирования производства продукта его организацию и процесс управления производством.

Изменяя и моделируя параметрические характеристики на входе и выходе производственной системы, а также декомпозируя (расчленяя) цели деятельности на составные части, можно прогнозировать, планировать и управлять номенклатурой, ассортиментом и объемами выпуска продукции, либо ее качественными параметрами, вплоть до операций производственного процесса по каждому продукту.

Производство любого продукта или услуг организуется (осуществляется) в рамках конкретных организационно-правовых форм закрепленных законом в ГК. РФ. (смотри классификацию предприятий в теме №3 табл.3.1) Реализация процесса управления осуществляется через формирование:

§ Миссии организации, предприятия, фирмы;

§ Целей управления производством;

§ Функции управления;

§ Организационных структур для реализации целей и выбранных стратегий производства продукта;

§ Финансового обеспечения;

§ Правильной политики и стратегии маркетинга по продажам и закупкам.

Само управление может быть направлено на все элементы и компоненты производственной системы, которые нуждаются в коррекции (т.е. они имеют отклонения от нормы) и в крайних случаях на всю систему производства.- управление объектом осуществляется по принятым целям деятельности организации.

Цель (и) деятельности любой организации закрепляется в уставе организации, предприятия, фирмы, объединения. При организации целенаправленной деятельности цели конкретизируются и трансформируются в стратегические планы, программы или в конкретные задания со сроками исполнения. Для выполнения, принятых к исполнению планов и программ, формируются структуры и распределяются функции среди персонала. Для реализации функций, в том числе и производства продукции или услуг, формируются системы и подсистемы для управления этим производством.

Перечень организационно-функциональных систем и подсистем управления деятельностью предприятия, приведен в таблице № 3.1, в теме №3.

К организационно-функциональным системам и подсистемам, обеспечивающим реализацию функций производства продукта, для крупных производств можно отнести:

1. Управление процессом формирования производственной структуры и структуры управления предприятием;

2. Управление НИОКР;

3. Управление производством основной продукции;

4. Управление вспомогательным обслуживающим производством;

5. Управление транспортным процессом;

6. Управление производственными мощностями и использованием основных фондов;

7. Управление материально-техническим снабжением;

8. Управление персоналом и трудовыми ресурсами;

9. Управление продажами продукции;

10. Управление финансами и денежными потоками;

Выполнение выше перечисленных основных функций обеспечивает качественное управление производством продукции в заданной номенклатуре и ассортименте, при этом обеспечивается обновление продукта за счет управления НИОКР и организации опытного производства.

Для реализации вышеперечисленных функций разрабатываются системы и подсистемы и строятся структуры управления способные реализовать эти функции или системы и подсистемы.

В настоящее время, учитывая жесткие условия конкуренции продукции, многие организации, предприятия, фирмы внедряют единую систему качества продукции. Такая система качества предполагает распределения функций и закрепление этих функций за структурными подразделениями предприятия и конкретными исполнителями этих функций.

За счет этого добиваются высокого уровня качества продукта, способного конкурировать на рынке. Многие предприятия стремятся стать фирмой. Реализация выше перечисленных функций предполагает выполнение последовательности управленческого цикла:

§ прогнозирования,

§ стратегического планирования,

§ организационной деятельности,

§ текущего планирования,

§ оперативного регулирования,

§ мотивацию труда,

§ учета, контроля и анализа,

§ процесса управления.

В конечном итоге, для принятия и введения в действие управленческого решения, как завершающего факта управления, формируются производственные структуры и структуры управления, способные реализовать все этапы управленческого цикла.

Ниже приведен перечень структурных подразделений предприятия с промышленным производством. С помощью таких структурных подразделений можно реализовать основные функции по производству продукции или услуг и обеспечить функционирование и развитие самого предприятия, за счет разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

В зависимости от отрасли и типа и объемов производства, наименование и количество структурных подразделений будет меняться.

Из приведенныхв табл. 4.1. структурных подразделений формируется структура управления любого типа предприятия. На рис 4.3. приведена структура управления предприятием ОАО «ЭЛИБ».

Таблица 4.1.

Перечень структурных подразделений входящих в состав предприятия

 

№ П/П Наименование структурных подразделений № П/П Наименование структурных подразделений
1. Отдел кадров. 13. Отдел гл. конструктора.
2. Отдел подготовке персонала. 14. Отдел гл. технолога.
3. Отдел по связям с общественностью. 15. Отдел организации производства.
4. Отдел труда и з/пл. 16. Планово-экономический отдел.
5. Отдел продаж. 17. Производственно - диспетчерский отдел.
6. Финансовый отдел. 18. Отдел главного энергетика.
7. Отдел ценных бумаг. 19. Транспортный отдел.
8. Планово-экономический отдел. 20. Отдел гл. механика.
9. Бухгалтерия. 21. Отдел материально- технического снабжения.
Основные цехи 22. Отдел внешней кооперации.
11. Вспомогательные цехи. 23. Отдел контролинга.
12. Обслуживающие цехи 24. Отдел маркетинга.

Зам. по науке

 

Зам. по финансам

 

Зам. по маркетингу

 

Зам. по производству

 

Зам. по развитию

 

Зам. по персоналу

 

Зам. по коммерции

 

Фин. эконом. служба

 

Служба маркетинга

 

Служба коммерции

 

производство

 

Центр развития

 

Служба упр. персоналом

 

Группа контроллингаа

 

Финансовая группа

 

Менеджер по планированию

 

Служба маркетинга

 

Служба продаж

 

Группа тех и эк. планирования

 

СТО

 

НИИ «Элсиб»

 

Конструкторский отдел турбогенераторов

 

Главный бухгалтер

 

Контрольня служба ген. дир.

 

Транспортный цех

 

Центр подготовки пр-ва.  

 

Отд. Анализа и оценки проекта

 

Соц. эк. отдел

 

Планово-эк. группа

 

Складское хозяйство

 

Заготовительное пр-во.

 

Конструкторское бюро нов. Разр.

 

Отдел упр. и развит. персонала

 

Сборочное пр-во.

 

СКТБ ЭЛСИБ

 

Соц. хоз. служба

 

Юридический отдел

 

Служба упр. качеством

 

Секретариат ген. дир.

 

Служба безопасности и связи

 

Группа центр. планиров

 

ОАСУ

 

Рекламно-информационный отдел

 

Упаковочно-отгрузочный цех

 

Отдел закупок

 

Ремонтно-стр. упр-е.

 

Диспетчерская служба

 

Группа контроллинга

 

Центр тех обеспечения

 

Центр контр. кач-ва

 

ЗАО «Электросервис»

 

ЗАО «Спринт»

 

Отдел охраны труда

 

Отдел спец. работ

 

Генеральный директор ОАО

 

 

Рис. 4.3. Структура управления ОАО «ЭЛИБ»

Производственная структура предприятия и принятая технология производства продукции или услуг, а также организационная структура, предопределяет систему управления предприятием, а также предопределяет структуру и состав персонала любого социально-экономического объекта.

Формирование структуры управления и состав персонала основывается исходя из:

· Производственной структуры цехов, отделов и служб, входящих в состав предприятия;

· Структуры и системы управления предприятием;

· Штатного расписания;

· Должностных обязанностей всех профессиональных групп участвующих в производстве.

В общей структуре управления предприятием, организацией, фирмой формируются отделы и службы, для управления производством, которые должны обеспечить реализацию следующих основных функций. В этом процессе практически участвуют все подразделения, отделы и службы предприятия. Рассмотрим на примере предприятия ж.д. транспорта процесс разработки структуры управления при реорганизации. В связи с принятием правительством Российской Федерации постановления за № 384 от 18.05.2001 г., в котором в целях повышения устойчивости работы железнодорожного транспорта, обеспечения безопасности и повышения качества оказываемых услуг, предусматривается формирования единой и более эффективной транспортной системы страны. А для снижения совокупных народно-хозяйствен­ных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетво­рения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транс­порте, Правительство РФ приняло решение:

- Утвердить программу структурной реформы на желез­нодорожном транспорте.

- Установить, что реформирование железнодорожного транспорта будет проведено в три этапа.

Для решения этой задачи необходимо реформировать прежде всего организационно-правовые формы предприятий ж.д. транспорта и прежде всего их структуры управления предоставив им максимум самостоятельности, но при этом сохранив контроль за их деятельностью управлением железной дорогой через управление пакетами акций.

Ниже на рис 4.4 приведена структура управления "Вагонное депо”, которая была разработана к предстоящей реорганизации предприятия. Реформирование любой существующей структуры предприятия можно проводить после принятия «Плана развития» и соответствующего преобразования, например: как ЗАО "Вагонное депо”. Такое преобразование может быть осуществлено только после прохождения всех процедур приватизации и регистрации новой организационно-правовой формы. Новая структура управления предприятием ЗАО "Вагонное депо”, разработана в соответствии с объемом производства и соответственно расчетом штатной численности, которая будет иметь персонал в 251 человек.

 

 

Рис. 4.4. Структура управления "Вагонное депо” после реструктуризации.

 

Таким образом, процесс управления производством многогранный и емкий, это не только принятие решений и введение их в действие, но это и прежде всего наличие всех выше приведенных структурных элементов и компонентов, посредством которых принимаемые управленческие решения проводятся в жизнь.