Организационно-производственный менеджмент его роль в деятельности СЭО

Вопросы для самопроверки к теме №3

1. Какая классификация социально- экономических объектов предусмотрена в ГК?

2.Воспроизведите полную модель управлениясоциально-экономическим объектом.

3.Какие организационные системы и подсистемы, обеспечивают деятельность СЭО?

4. Назовите традиционные структуры управления социально-экономическими объектами?.

5. Назовите современные структуры управления предприятиями, организациями, фирмами?

Библиографический список литературы (основной)

  1. Гладких Б.А. и др. Основы системного подхода. ТГУ., Томск., 1976.
  2. Мескон М. Х и др.. «Основы менеджмента», М, дело 1992.
  3. Теория системного менеджмента: Учебник. / Под общ. ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седекова,
  4. В.Г. Янчевского. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 512 с.
  5. Основы менеджмента: учебник / А. Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 510 с.
  6. Менеджмент: управление организационными системами: учебн. пособие/ П.В. Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 406 с.
  7. Практикум по курсу «Менеджмент» / С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. – Ростов: Феникс, 2006. – 320 с.

Библиографический список литературы (дополнительный)

Оптнер С. «Системный анализ для решения промышленных и деловых проблем», М,1989

Дж. Ван. Гиг. Прикладная и общая теория систем. М. Мир. 1981г.

Янг С. Системное управление организацией. М. Сов. Радио 1972 г.

Мильнер Б.З.Организационные структуры управления. М.: Экономика, 1975.

Месарович М. И др., Теория многоуровневых иерархических систем, М.: Мир 1973.


РАЗДЕЛ II.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЬЕКТАМИ

ГЛАВА № 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

Вопросы для изучения:

1. Организационно-производственный менеджмент его роль в деятельности СЭО.

2. Управление производством социально-экономического объекта.

3. Управление производственным процессом в СЭО.

Расчет параметров поточного производства

 

Организационно-производственный менеджмент в себя включает:

§ Управление производством;

§ Управление производственным процессом;

§ Современную технологию производства;

§ Соответствующую производственную структуру;

§ Управление производственной программой (Расчеты планов производства, плана продаж и плана закупок);

§ Рациональную организацию труда, структуру и систему управления;

§ Систему информационного обеспечения производства;

§ Персонал, способный обеспечить производство продукта или услуг.

При производстве продукции или услуг необходимо, прежде всего, управлять объемами выпуска продукции и качеством выпускаемой продукции. Конечным результатом любого производства является конкретный произведенный продукт с его качественными параметрами. В связи с переходом к рыночной системе хозяйствования каждое предприятие, организация, фирма стремятся выпускать только ту продукцию или услуги, которые будут востребованы в обществе в его социально-экономической среде обитания. В конечном итоге, объемы производства и качество продукции регулируются рыночными механизмами – спросом и предложениями, платежеспособностью и покупательной способностью населения, а также платежеспособностью предприятий и организаций. В современных условиях организациям, предприятиям, фирмам невыгодно выпускать продукцию, которую нельзя продать (реализовать). Исходя из выше изложенного, безусловному формированию и управлению подлежат:

· План продаж;

· План производства;

· План закупок.

По сути дела под эти три компонента формируется производственная система и соответственно организуется само производство продукта. На рис 4.1 представлена модель с помощью, которой можно объяснить управление объектом на макро - уровне. Таким образом, объектом управления в СЭО на макро - уровне, является производство продукта, процесс обеспечения материально-техническими ресурсами, объем продаж.

Управление продажами.Управление продажами осуществляется с помощью сформированного плана продаж. Оптимальное формирование плана продаж осуществляется за счет планирования. В плане определяется объем продаж и круг потребителей продукта, с которыми предприятие заключает договора на поставку конкретной продукции в нужной номенклатуре и ассортименте. Что является принципиально важным в конкурентных условиях производства продукции или услуг. И в связи с этими обстоятельствами на передний план выдвигается маркетинг и маркетинговые исследования, через этот процесс осуществляется формирование и обеспечение потребностей населения и организаций. Таким образом, план продаж продукции или услуг предопределяет план производства продукции и соответственно план поставок всех видов ресурсов.

Внешняя среда

 
 


вход

 
 

 


План продаж ( реализация )
Производственная система ( План производства )  
План поставок (снабжение)

Вход Выход

F (x ) F‘ (x‘)

обратная связь

Поставщики Потребители

Рис. 4.1. Кибернетическая модель управления производством в СЭО

 

Коэффициент оптимального управления производственной системой определяется как:

Коу = F‘ (x‘) / F(x)1

Примечание: Значение формулы см. рис.3.1

Управление производством.Формирование плана производства осуществляется на основе плана продаж, то есть тех заключенных договоров, которые легли в основу плана продаж и, конечно, производственных возможностей самого предприятия: наличие оборудования, производственных площадей, соответствующей технологии, материально-технических ресурсов и, конечно, соответствующего персонала. Естественно все это подлежит планированию финансовому и материально-техническому обеспечению и конечно управлению этими процессами. В основе процесса управления производством лежит сформированный план производства, выполнение которого и является главной задачей трудового коллектива предприятия.

Управление поставками.Формирование плана поставок и управление этим процессом, предполагает организацию снабжения необходимыми материально-техническими ресурсами. Поставка необходимых материально-технических ресурсов дает возможность обеспечить производство продукции в заданных объемах. Кроме того, необходима организация поставок материально-технических ресурсов: сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий, станков и оборудования, которые используются не только для изготовления продукции, но и для обеспечения жизнедеятельности предприятия.

Вывод:Следовательно,роль организационно - производственного менеджмента заключается, прежде всего, в организации производства продукта или услуг (исходя из определения потребности в продукте современными методами маркетинга) и в организации процесса производства, а также в организации поставок материально-технических ресурсов (сырья, материалов топлива, комплектующих и т.д.), которые необходимы для производства продукции и в обеспечении жизнедеятельности предприятия и соответственно в управлении организационно – производственными и производственно-хозяйственными процессами протекающими в любом типе организаций.