Структуры управления социально-экономическими объектами.
Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
Как было отмечено выше, под социально-экономическим объектом понимают все типы организаций, предприятий, фирм и других объединений юридических лиц, приведенных в табл. 3.1. в соответствии с классификацией гражданского кодекса. Управление такими организациями осуществляется с помощью структур управления.
Под структурой управления следует понимать иерархическую соподчиненность по уровням управления, которая регулирует отношения между различными службами и подразделениями и между руководителями этих структурных единиц, входящих в состав объекта управления.
В практике, выделяют четыре основных традиционных типа структур управления:
- Линейную;
- Линейно-штабную;
- Функциональную;
- Линейно-функциональную (комбинированную).
Рассмотрим преимущество и недостатки каждой из традиционных структур управления.
При дальнейшем рассмотрении структур управления примем условное обозначение управленческих линейных и функциональных связей:
___________ линейные связи, это прямое подчинение и непосредственное управление,
_ _ _ _ _ _ функциональные связи, это соподчиненность по выполнению совместных функций.
- Линейная структура управления.
Рассмотрим взаимодействие структурных элементов в каждой из вышеперечисленных традиционно применяемых структур управления. Линейная структура управления представляет собой иерархическую лестницу аппарата управления. Это наиболее простая, логически стройная структура управления.
Существенный недостаток такой структуры управления это ее малая гибкость и незначительная способность к адаптации. Ниже на рис.3.2 приведена линейная структура управления, которая включает следующие структурные элементы:
Руководитель организации | |||||||||||||||
Руководитель исполнителей функций А,В | Руководитель исполнителей функций С,D | Руководитель исполнителей функций E,F | |||||||||||||
А | В | С | D | E | F | ||||||||||
Исполнители Исполнители Исполнители
функций функций функций
Рис. 3.2. Линейная структура управления
В этой структуре руководители высшего уровня несут ответственность за решение текущих и стратегических задач. Как правило, внимание руководителя сосредотачивается на текущих (оперативных) задачах. Круг таких задач необходимо постоянно выделять, так как они требуют немедленной реакции, стратегия развития организации отступает на задний план, что, в конечном счете, приводит к торможению развития организации.
К существенным недостатком данного типа структур относят нечеткость выделения функций. Это всегда приводит к подмене функций, то есть руководитель вместо своих непосредственных обязанностей занимается и решает технические и другие, несвойственные его функциональным обязанностям, вопросы. В общем случае линейная структура управления наиболее эффективна при соответствующей линейной организационной структуре предприятия (пример: армия, и ее структура).
- Линейно-штабная структура управления
Линейно-штабная структура управления предусматривает создание специализированных отделов и служб (штабов) для реализации функций линейного руководителя. Эти службы призваны помогать в выработке решений для линейного руководителя, которому они подчинены. Такие подразделения не обладают правом принятия решения и управления настоящим подразделением, но они формируют эти решения, высвобождая при этом руководителю время для стратегических решений.
Руководитель организации | |||||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель исполнителей функций А, В, С | Руководитель исполнителей функций D, F, X | ||||||||||||||||||||||||||||||
Штабные органы | Штабные органы | ||||||||||||||||||||||||||||||
А | В | С | D | F | Х | ||||||||||||||||||||||||||
А | В | С | D | F | X | ||||||||||||||||||||||||||
Исполнители функций Исполнители функций
Рис. 3.3. Линейно-штабная структура управления
Выше приведенная, иерархическая структура управления, по сравнению с линейной структурой, позволяет руководителям принимать более объективные и эффективные управленческие решения, как оперативного характера, так и стратегического плана.
Функциональная структура управления
Функциональная структура управления строится для тех организаций, которым необходимо выделить функции в виде подразделений. Каждому руководителю функций подчиняется круг специальных исполнителей. Такая структура оптимальна по численности и исполнению функций, но одной из проблем такой структуры является конфликт по приоритетам при исполнении специальных работ. В таких структурах руководитель организации перегружен разбором конфликтов, а не делом.
Руководитель организации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководители исполнителей функций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | В | С | D | F | X | |||||||||||||||||||||||||||||||
И с п о л н и т е л и в п о д р а з д е л е н и я х
Рис. 3.4. Функциональная структура управления
Функциональная структура управления предусматривает группировку власти и ответственности по отдельным функциям. Каждый руководитель управляет исполнением отдельной функции. Это требует создания отдельных органов на уровнях управления в иерархической структуре, что ведет к расширению аппарата управления. При больших размерах организации реакция на управляющие воздействия ослабевает, и поэтому возникают конфликты по поводу приоритетов исполнения работ.
- Линейно-функциональная структура управления
Руководитель организации | |||||||||||||||||||||
Руководи-тель подразделения I | Руководи- тель исполнителей функции А | Руководи- тель исполнителей функции В | Руководи- тель исполнителей функции С | Руководи- тель под- разделе-ния II | |||||||||||||||||
Исполнители в подразделении I Исполнители в подразделении II
Рис.3.5. Линейно-функциональная структура управления
Линейно-функциональная структура управления предусматривает сочетание линейных и функциональных связей в аппарате управления. В ней хорошо сочетаются централизация и децентрализация управления. Эта структура получила наибольшее распространение в управлении организациями. Она частично устраняет недостатки трех предыдущих иерархических структур, сочетая централизацию управления с децентрализацией.
В линейно-функциональной структуре управления создаются специальные службы, которые подчинены руководителям по уровням управления и такие службы не имеют прямого выхода на исполнителей и на руководителей высшего уровня.
Эти специальные службы, как правило, готовят информацию руководителю для оперативного и стратегического планирования и управления.
4.2. Недостатки традиционных структур управления
Перечисленные структуры управления относятся к традиционным структурам. Они создавались по мере возникновения и развития, небольших по размерам и однородных по функциям предприятий и организаций. В настоящее время эти структуры становятся тормозом дальнейшего развития организации.
Основным недостатком таких структур является неспособность адекватно реагировать на системное воздействие, что выражается в следующем - В управлении превалирует решение оперативных вопросов, а стратегические отодвинуты на задний план; Планирование ведется каждым функциональным и линейным подразделениями на всех уровнях управления; Контроль исполнения осуществляется только по линейным связям; Из за слабого действия связей между функциональными подразделениями все решения принимаются только на высшем уровне; Функциональные и линейные подразделения замыкаются на решении в основном своих задач, что приводит, в частности, к сопротивлению нововведениям.
Для таких структур характерны сложные взаимоотношения линейного руководства и функциональных служб. Линейное руководство не всегда располагает специальными знаниями и не всегда может оценить правильность решения функциональных подразделений. Вместе с тем функциональные подразделения не всегда понимают общие задачи управления. Разделение же управленческого труда позволяет совокупный процесс управления децентрализовать, и распределить ответственности исполнения функций среди руководителей подразделений. Такой тип структур можно приспособить к современным условиям, путем введения новых структурных элементов, которые обеспечат функционирование и развития организации. Например, в традиционную структуру управления ввести структурное подразделение, которое будет отвечать за стратегическое планирование и управление принятой стратегией.