Модель управления социально-экономическими объектами.

Классификация социально - экономических объектов

Вопросы для самопроверки к теме №2

Выход Обратная связь

Вход Внешняя среда S

 

Рис. 2.7. Модель системной технологии принятия управленческих решений

 

1.Классифицируйте социально-экономические объекты по уровням управления в социуме.

2.Воспроизведите по памяти модель управлениясоциально-экономическим объектом.

3.Объясните работу модели регулятора управления в организационных системах

4.Назовите основания декомпозиция целей деятельности СЭО

5.Сколько и какие элементы включает в себя системная технология управления?

6.Назовите технологическую последовательность принятия управленческих решений.

7.Как происходит процесс управления социально-экономическим объектом?

8.Какова роль менеджера в управлении социально-экономическими объектами?

Библиографический список литературы (основной).

  1. Поршнева А.Г. Управление организацией., Учебник., М., Инфра-М., 2000.
  2. Мескон М. Х. «Основы менеджмента», М, 1991

3. Дж. Ван. Гиг. Прикладная и общая теория систем. М. Мир. 1981г.

4. Оптнер С. «Системный анализ для решения промышленных и деловых проблем», М,1989

  1. Теория системного менеджмента: Учебник. / Под общ. ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седекова, В.Г. Янчевского. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 512 с.
  2. Основы менеджмента: учебник / А. Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 510 с.
  3. Менеджмент: управление организационными системами: учебн. пособие/ П.В. Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. – 406 с.
  4. Практикум по курсу «Менеджмент» / С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. – Ростов: Феникс, 2006. – 320 с.

Библиографический список литературы (дополнительный)

1. Янг С. Системное управление организацией. М. Сов. Радио 1972 г.

2. Мильнер Б.З .Организационные структуры управления. М.: Экономика, 1975.

Месарович М. И. др., Теория многоуровневых иерархических систем., М.: Мир 1973.

ГЛАВА № 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЬЕКТАМИ

Вопросы для изучения:

 

1.Классификация социально- экономических объектов.

2.Общая модель управления социально- экономическими объектами.

3.Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность СЭО.

4.Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами.

5.Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами.

В табл. 3.1. приведена классификация хозяйствующих социально-экономических субъектов: организаций, предприятий, фирм, объединений по гражданскому кодексу РФ.

Таблица 3.1.

Классификация СЭО по гражданскому кодексу РФ.

№ п/п Классификационные признаки социально-экономических объектов по гражданскому кодексу Типы организаций, предприятий, фирм и их организационно-правовые формы.
1. Хозяйственные товарищества и общества.   * Полное товарищество * Товарищество на вере * Общество с ограниченной ответственностью * Общество с дополнительной ответственностью * Акционерные общества * Дочерние и зависимые общества
2. Производственные кооперативы § Кооперативы производственного назначения
  3.   Государственные и муниципальные предприятия * Унитарное предприятие, * Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения * Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления
4. Некоммерческие организации * Потребительский кооператив * Общественные и религиозные организации (объединения) *Фонды * Учреждения * Ассоциации и союзы

 

Социально-экономические объекты – предприятия и организации образуются на всех уровнях государственного строительства.

Предназначение каждого социально-экономического объекта определяется исходя из востребованности социально-экономической среды и тех функций, которые необходимо выполнить для обеспечения жизнедеятельности Социума на всех его "этажах", начиная с государственного уровня управления и кончая организациями, предприятиями, фирмами и различными коммерческими и некоммерческими организациями и объединениями.

Основным звеном решения проблем общества являются социально-экономические объекты в виде предприятий, организаций, фирм, учреждений, которые решают задачи удовлетворения потребности в продукции или услугах конкретных людей или социума. Каждый член социальной организации общества удовлетворяет свою потребность в конкретных видах продуктов и услугах.

В конечном итоге потребности человека направлены на функционирование и развитие личности, а также на функционирование и развитие всего социума и среды его обитания.

 

Все социально-экономическиеобъекты образуются по общим законам жизненного цикла развития и умирания или своевременного преобразования организационных систем – предприятий, организаций, фирм. Суть в том, что так же, как и человек, социально-экономическиеобъекты имеет свои структурные компоненты и элементы, а также свою конструкцию организационной системы управления объектом. Процесс образования, функционирования и развития такого типа социально-экономических объектов их структур и систем требует целенаправленного управления.

Все социально-экономические объекты создаются с определенной целью для конкретного вида деятельности. Чтобы определить цель, нужно понять для чего создается социально-экономический объект. Все социально-экономические объекты в виде организаций, предприятий, фирм, объединений призваны решать задачи удовлетворения потребности людей или общественной потребности социума на разных стадиях его развития.

Таким образом, каждый член социальной организации удовлетворяет свою потребность в конкретных видах продуктов и услугах за счет целенаправленной деятельности организаций, предприятий, фирм, объединений. Все потребности человека направлены на функционирование и на развитие личности и среды его обитания. Потребность личности, прежде всего, направлена на функционирование, и она обеспечивается за счет приобретения:

· Пищи;

· Одежды;

· Жилья, так называемые физиологические потребности человека.

В зависимости от природно-климатических факторов на передний план могут выходить те или иные личные потребности. Потребность развития личности обеспечивается за счет:

· Физического развития;

· Духовно-нравственного развития;

· Интеллектуального развития.

Из всех потребностей обеспечивающих развитие человека, как личности, следует выделить потребность в интеллектуальном развитии. В свою очередь, в самом интеллектуальном развитии следует выделить компоненту, обеспечивающую сам процесс развития человека – это прежде всего, профессиональное развитие, которое дает ему знания, умения, навыки и умение трансформировать (переносить) эти знания на незнакомые ситуации и объекты.

Профессиональное развитие достигается за счет формирования профессиональных навыков, при этом человек становится компетентным, способным правильно принимать решения по управлению объектом и собственным развитием. Практически человек может самореализоваться в конкретных социально-экономических объектах, непосредственно участвуя в трудовой технологической деятельности по производству продукции или услуг. Управление такими сложными объектами как СЭО имеет все компоненты организационной системы и этот объект управления можно представить в виде кибернетической модели. Такая модель управления объектом должна быть самодостаточной, т.е. количество компонентов и элементов, такой модели должно дать возможность объяснить ту или иную проблему и дать возможность решения возникшей проблемы именно с помощью этих же компонентов и элементов, которые входят в состав объекта. При этом в объекте управления должны быть поставлены конечные и промежуточные цели деятельности.

Таким образом, в основе управления любым объектом, типа предприятие, лежит цель деятельности, которую необходимо достигнуть имеющимися средствами и ресурсами.

Следовательно, важным является постановка и прописание целей деятельности предприятия (осуществляется за счет декомпозиции) и определение возможностей их достижения.

В процессе жизни индивидуум-человек может самореализоваться в основном в рамках конкретных организационно-правовых форм- предприятий, организаций, фирм, объединений, корпораций или иных форм акционерного и государственного управления.

Основным доходом человека может быть заработная плата или иные формы дохода от других способов деятельности. Таким образом, доход каждого человека зависит напрямую от его профессионального уровня и соответственно от той должности или рабочего места, которое он занимает в социально-экономической системе. Развитие человека зависит от той суммы денег, которую он может выделить на собственное развитие (кроме тех возможностей, которые ему предоставляет сама природа, а также бесплатного посещения или принятия участия социально-значимых культурных и других мероприятиях). На рис.3.1 приведена полная модель социально-экономического объекта и перечень основных компонентов.

Коэффициент оптимального управления социально-экономическим объектом в такой системе равен отношению двух функций и определяется как:

Куо= f ‘(x‘)/ f (x)1(1) где:

Куо- Коэффициент оптимальности управления объектом.

f (x) – План производства на конкретный период времени.

f ‘(x ‘) - Факт выполнения принятого плана на конкретный период времени.

Следовательно, человек может иметь большую сумму материальных благ, в том случае когда он будет более профессионален и будет занимать соответствующее положение в организации, и если сама система будет иметь лучшие конечные результаты этого труда. Интеллектуальное развитие человека дает преимущественное право на доход организации, а в нем конечно существенное значение играет профессиональное развитие. Что в конечном итоге улучшает параметры организации в целом.

Таким образом, профессионализм - двигатель развития человека. Это означает, что профессиональная подготовка людей должна стать в обществе приоритетом и возможностью каждого индивидуума проявить себя максимально и в конкурентной борьбе, дать возможность занять достойное место в системе организационно-правовых форм производства продукции или услуг, и этим самым, дать возможность развиваться самому предприятию, организации, фирме, там где трудится человек.

Внешняя среда S

вход

Управляющие воздействия (ПР)Варианты решения при Q¹Q1

Входf (x) Выход f ‘(x‘)

цель Q- конечный результат Q1

- ресурсы R - состояние ресурсов R1

- информация - информация о достижении

 

цели и состоянии объекта