Основные понятия менеджмента
Рассмотрим три ключевые основные понятия менеджмента:
- Менеджмент;
- Менеджер;
- Управление.
3.1 Понятие «Менеджмент»,(management) переводится с английского, как управление. Глагол (to manage) произошел от латинского (manus) рука. Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем стали обозначать умение управлять колесницами. В настоящее время речь идет об умении управлять людьми, (персоналом) объектами и субъектами. Умение управлять, это значит добиваться достижения поставленных целей, используя материально-технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, используя при этом мотивы поведения людей для достижения высокой эффективности труда.
Менеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. В английском языке семантика слова «менеджмент» сложна. Словарь английского языка, это трактует так:
- манера и способ общения с людьми,
- одновременно это власть и искусство управления,
- это особого рода умение,
- в тоже время трактуется как административная единица.
Таким образом, «Менеджмент» (management) на Западе употребляется во многих значениях, а именно:
- Наука управления;
- Искусство управления;
- Социальный слой управленцев.
· Как наука управления менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Научную основу ее составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепции, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент, как наука, позволяет не только своевременно и качественно управлять текущими процессами, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию;
· Как искусство управленияменеджмент базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Главным фактором являются люди, которые различаются по характеру, развитию, образованию, мотивам к труду и др. Учет этих факторов требует научного подхода и искусства его применения.
· Как социальный слой управленцев,менеджмент следует рассматривать как систему знаний, умений, навыков и трансформацию этих знаний, умений и навыков на незнакомые ситуации и объекты, требующих управления – принятия управленческих решений, с помощью которых и достигаются цели деятельности любой организации в целом. И как систему подготовки людей–слоя управленцев-менеджеров, способных управлять реальными объектами, (предприятиями, организациями, фирмами, учреждениями) и вырабатывать оптимальные управленческие решения, с помощью которых и достигаются цели деятельности этих организаций.
3.2. Понятие «Менеджер» в буквальном переводе с английского языка – руководитель, управляющий. Термин «Менеджер», употребляется для обозначения должностей: директор, руководитель, начальник, заведующий, президент, администратор и т.д. Это, прежде всего, наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции. Понятие менеджер отождествляется с понятием бизнесмен и лидер.
Бизнесмен - человек, делающий деньги, владеющий капиталом, но не имеющий в подчинении людей.
Лидер -это человек, который хорошо понимает цели деятельности предприятия, организации, фирмы, а также цели и задачи по организации коллектива, направленные на достижение конечных целей организации. В организациях, в их трудовых коллективах бывают лидеры формальные и неформальные. Лучший вариант развития коллектива – совпадение формального и неформального лидера. Конфронтация лидеров приводит к нарушению и торможению производственных дел. Следовательно, задача руководителя – менеджера высокого уровня – уметь направить коммуникативные взаимодействия на решение производственных задач.
К лидеру-руководителю – менеджеру предъявляются высокие требования-качества, которые имеют принципиальное значение для решения задач управления. Особенно ценится в личных качествах; профессионализм, компетентность, коммуникабельность и коммуникативность, умение решить проблемы, т.е. принимать оптимальные решения, которые одобрялись бы окружающими.
Главное качество лидера – менеджера – руководителя: «Это умение решать проблемы и достигать поставленные цели деятельности организации имеющимися средствами».
Эффективный менеджер – это руководитель умеющий принимать оптимальные решения и достигать целей деятельности при управлении объектом – предприятием, организацией или фирмой и субъектом – персоналом в этих организациях с наименьшими затратами труда и наиболее высокой не монопольной прибылью.
3.3. Понятие «Управление» – «Менеджмент» в России следует рассматривать как науку об управлении, и как междисциплинарную отрасль знаний, которая сочетает в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин. Эта наука опирается на практику и теорию управления. При этом она использует опыт СССР, управления плановой экономикой, современный российский и зарубежный опыт искусства управления объектами и субъектами.
В тоже время, Российский менеджмент, следует рассматривать как комплексную инновационную науку об управлении, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий для конкурентоспособности и формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.
Менеджмент, как и любая другая наука, имеет свои закономерности развития и принципы формирования. Это сложное социально-экономическое явление, характеризующееся определенными тенденциями, замедляющими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответствующую динамику. Это элемент культуры, системы ценностей и убеждений.
Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность.
Важнейшей функцией менеджмента является мотивация. Носителем мотивации хозяйствующего субъекта, является активный и эффективный менеджер-управленец - руководитель социально-экономического объекта любого типа, любой формы собственности и на любом уровне иерархической структуры управления.
Менеджмент следует рассматривать как:
Управления собой, управления другими -эти проблемы менеджмента рассматриваются в темах: «Управление персоналом» и «Самоуправление менеджера» через описание действующих систем в реальных социально-экономических объектах, предприятиях, организациях, учреждениях, фирмах.
Быть управляемым – означает уметь подчиняться. И это возможно тогда и только тогда, когда человек правильно, адекватно понимает предъявляемые к нему требования, умеет управлять и подчиняться при исполнении им своих функциональных обязанностей, закрепленных за ним в системе управления объектом функциональных обязанностей, в иерархической структуре управления объектом. Соответственно эта проблема раскрывается не только в обозначенных темах, но и в других специализированных предметах таких как:
§ Психология и педагогика;
§ Социальная психология;
§ Управление персоналом;
§ Конфликтология.
Управление объектами – в дисциплине «Менеджмент» рассматривается на примерах реально действующих социально-экономических объектах (предприятиях, организациях, учреждениях и фирмах) различного предназначения и организационно-правовых форм, которые действуют в новом экономическом и правовом поле в условиях конкурентной среды.
Управление процессами -рассматривается как управление технологическими процедурами в технических (человеко-машинных) и социально-ориентированных системах, которые используются в реально действующих СЭО, здесь рассматриваются отдельные аспекты технологических и организационных логически выстроенных последовательностей. Этому посвящены темы №№ 4,5,7,8-11,12,13.
Управление системами и подсистемами -рассматривается как управление системами и подсистемами в реально действующих СЭО и в рамках тех систем и подсистем, которые используют отдельные аспекты технологических и организационных логически выстроенных последовательностей, которые могут быть частично или полностью автоматизированы. Этому посвящены темы №№ 4,5,7,8-11,12,13,14,15.
Данный курс не рассматривает проблему управления информационными потоками и процессами.
Таким образом, российский менеджментследует рассматривать с современных позиций:
§ научного управления;
§ административного управления,
§ управления психологией в человеческих отношениях;
§ управление поведением человека в организации;
§ Системного анализа и структурно-системного подхода в управлении.
Системный анализ и структурно- системный подход рассматривает управление как:
- Процесс;
- Систему;
- Ситуации, требующие постоянного разрешения.
Кроме того, следует иметь ввиду, что менеджмент этоособый, профессиональной вид деятельности людей, одновременно, это слой управленцев-руководителей организаторов, занимающихся управлением конкретными хозяйствующими субъектами в виде социально-экономических объектов (СЭО) - предприятий, организаций, фирм. Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей социально-экономической среды обитания людей и получение максимальной выгоды - прибыли за конечные результаты их деятельности. При этом они стремятся, в условиях конкуренции, к оптимальному, разумному поведению и использованию материальных, трудовых, финансовых, информационных, технологических, организационно-производственных и других ресурсов. Это заставляет их использовать многообразные мотивационные механизмы экономического стимулирования трудовой деятельности персонала и искать высокоэффективные технологии и способы производства продукции или услуг.
Следовательно, ключевая роль в развитии новых экономических отношений принадлежит менеджменту, менеджеру и системной организации труда.