Управленческие школы менеджмента
Ниже приведены основные сравнительные характеристики теоретических школ менеджмента.
В зарубежной практике, в историческом развитии теории управления, рассматриваются три основных школы менеджмента:
- Классическая.
- Мотивационная.
- Системно-ориентированная(поведенческая).
В табл. 1.1 приведены сравнительные характеристики этих зарубежных школ менеджмента.
Таблица 1.1.
Сравнительная характеристика основных школ менеджмента
Типы управленческих школ | Характеристика школ управления | Участники процесса управления | Структура | Методология |
«Классическая» (административная) школа управления | Основатели школы: Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.) Анри Файоль (1841-1925 гг.) Сформулировали: - общие принципы управления - определили цель управления- получение максимальной прибыли | - Участники процесса труда рассматриваются, как «инструмент» выполняющий порученную задачу. - Предполагается, что участника побудили играть порученную роль. - Участник процесса труда должен наиболее эффективно выполнить задание. | - Структура организации считается статичной. - Различным структурным элементам организации устанавливаются определенные цели деятельности. - Цели и роли, в структуре организации, формируются на основе опыта «хорошего управления» | В качестве методологии принято -наблюдение за реальными процессами, протекающими в организации. -Методология опирается на приобретенный опыт при решении определенных задач в реальных организациях. |
«Мотивационная» (поведенческая) школа управления | Основатели школы: Элтон Мэйо Мэри Паркер Фоллет (1930-1950 гг.). - Мотивационная (поведенческая) школа управления рассматривает как доктрину «человеческих отношений» - Мотивационная (поведенческая) школа на основе классической школы и в дополнение к ней сосредоточила внимание на: 1.-Психологических мотивах поведения людей. 2.-Групповых отношениях и нормах. 3.-Проблемах конфликта и сотрудничества. 4.-Коммуникационных барьеров. 5.-Неформальных объединениях в организации. -Проблемах лидерства. | -К участникам процесса труда проявляется особый интерес, так как от них зависит результат труда в целом организации. -Предполагается изучение побудительных мотивов и стимулов к труду как внутри организации, так и вне ее. - В большей степени акцентируется внимание на личные качества участников процесса труда, чем на их роли в организации. | - В управлении акцент делается на участников процесса труда и на их неформальные группы. -Иерархическая структура рассматривается лишь косвенно, предполагается, что она играет второстепенную роль. - Главное управление людьми и их отношениями. - Построение организаций на бюрократической основе. -Мотивация труда выдвинута на передний план. | - За основу берутся наблюдения за психологическими реакциями участников процесса. -Разрабатываемые модели стремятся описать неформальные отношения. - В применяемые моделях управления стремятся максимально учесть мотивы труда участников процесса протекающего в организации. |
«Системно-ориентированная» школа управления | Системно-ориентированная или «Новая» школа управления основана на развитии новой техники и технологии управленческого труда, а именно: 1. Оргтехники 2. Средств коммуникаций и техники связи 3. Электронно-вычислительной техники Развитие этой школы управления связано с развитием науки; кибернетики, исследованием операций, теории операций, системным анализом, операционными системами. Цель школы – создание человеко-машинных систем управления. Объект управления –Системы организационного типа. | - Отсутствует четкое выделение участников процесса труда и управления. -Функционирование всей системы описывается на уровне математических операционных действий и имитационных моделей. -Эволюция процесса осуществляется на уровне формальных признаков, без учета влияния человеческого фактора. -Введены нормы управляемости в объектах управления.. | - Объект управления рассматривается с позиции эволюционного развития системы во времени. -Иерархической структуре отводится второстепенное значение. -Система организации может иметь любую структуру, лишь бы она обеспечивала нужную зависимость между входом и выходом. -Построение таких систем ориентировано на достижение результата, запланированного на входе. | Основой методологии является: -Системные исследования проводимые с помощью ВТ. -Имитационное моделирование процессов и систем управления. с помощью ЭВМ. -Формализованный анализ по промежуточным и конечным результатам всей организации или ее отдельных систем. |