Политико-идеологическая ситуация в стране в период 53-85гг. 7 страница
Политические партии в соответствии с их уставами имеют право поддерживать связи с политическими партиями, международными и иными организациями других государств.
Статья 37. Международные договоры
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Динамика политических партий в РБ имеет своеобразный характер. В 1991г. действовало 15 политических партий, в 95г.- 35, в 98г.- уже 46 политических партий. За 97-98гг. «Белорусская гуманитарная партия» самоликвидировалась, 6 политических партий ликвидированы по решению Верховного Суда РБ: народная партия «Возрождение», партия «Белорусский научно-производительный конгресс», партия «Всебелорусского единства и согласия», «Партия любителей пива», «Белорусская объединенная спортивная партия», партия «Очищение». Проведенная перерегистрация с 1 февраля по 1 июля 1999г. на основании Декрета президента №2 сократила численность политических партий в РБ. Перерегистрацию прошли более 2,5 тыс. общественных объединений, 37 профсоюзов, 18 политических партий – наиболее стабильных политических структур. В настоящее время в партийном спектре Беларуси представлены все идеологии - от коммунистической (КПБ и ПКБ) до радикально-националистической (незарегистрированные «Белорусская партия свободы» и «Правый реванш»). Хотя многие оппозиционные партии и прекратили своё существование, например, Белорусская крестьянская партия, основным из них - БНФ, ОГП и БСДП (НГ) - удалось пройти перерегистрацию. В республике действуют 749 республиканских общественных объединений, 233 международных, 37 республиканских профсоюзов, более 1250 местных общественных объединений.
Анализ программных документов политических парий позволяет выделить общие черты:
1. слабость теоретической и аналитической базы; дубляж программ, узость социальной базы, устойчивое недоверие большинства населения ко всем политическим партиям;
2. рекламность политических и экономических целей, широкое использование красивых лозунгов;
3. аморфность, размытость представлений о будущем;
4. в программных документах большинства политических партий не нашли отражения социально-экономические, внешнеэкономические проблемы.
Характеризуя складывающуюся партийную систему РБ, можно определенно констатировать, что она еще находится в начальной стадии – стадии формирования. Этот процесс идет сложно и противоречиво. Десятилетняя история суверенной РБ показала нежизнеспособность большинства партий. Слабость партий объясняется глубиной и продолжительностью экономического кризиса, продолжающейся социальной дифференциацией, низкой политической культурой.
Профсоюзные организации в РБ.
Профессиональные союзы – добровольные общественные организации, объединяющие граждан, в т.ч. студентов, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст.1 закона «О профессиональных союзах» 2000г.)
Первые профсоюзы возникли в конце 18 в. в Великобритании, Франции и США. В Беларуси среди первых возникли профсоюзы кожевников в Сморгони (1898г.), типографов в Гомеле (1901г.) В мае 1907г. зарегистрирован 101 профсоюз. 1-й Всебелорусский съезд профсоюзов (21г.) закончился организационным оформлением профсоюзов как части советской общественно-политической системы. В 37г. профсоюз объединил около 500 тыс. членов. Профсоюзы Западной Беларуси были немногочисленны (около 18 тыс. членов). В 1948г. создается Белорусский республиканский совет профсоюзов (Белсовпроф). В 80-е годы профсоюз БССР объединяет до 5 млн. членов, в этот период усилилось их огосударствление, наделение некоторыми государственными функциями: они занимались производственно-экономической, культурной, международной деятельностью, руководили бюджетом государственного социального страхования. В условиях перестройки возникают оппозиционные, независимые профсоюзы. 17 Съезд профсоюзов Беларуси отменил Белсовпроф, провозгласил создание на его основе Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), а себя 1 съездом. В 90-е гг. профсоюзы лишились государственных функций и занимались охраной социально-экономических прав. В 2000г. в РБ зарегистрировано 2 профсоюзных центра: ФПБ (32 отраслевых профсоюза, 2 профсоюзных предприятия, 6 областных объединений, более 4,2 млн. членов) и Белорусский конгресс демократических профсоюзов Беларуси (5 профсоюзов и около 15 тыс. членов). 16 июля 2002г. Л. Козик избран на должность председателя ФПБ. Существуют мнения, что после этого ФПБ взяла на вооружение советский вариант роли и места профсоюзов в обществе. Президент РБ отметил, что готов передать ФПБ часть министерских функций. Таким образом, огосударствление профсоюзов провозглашается одним из важных направлений политики.
Молодежные организации в РБ.
В настоящее время в РБ существует большое количество молодежных организаций, преследующих как политические цели, так и социально-культурные. Существуют организации, выступающие в поддержку власти, так и оппозиционные. Общим недостатком большинства молодежных организаций страны является отсутствие четкой структуры и небольшая численность членов.
Одной из самых известных и многочисленных молодежных организаций РБ до недавнего времени являлся Белорусский патриотический союз молодежи (БПСМ), который в 2002г. отметил свое 5-летие. Несмотря на существующие проблемы: отсутствие стройной структуры, непрозрачность в принятии некоторых решений, слабая работа со студенческой молодежью, БПСМ продолжал развиваться, его деятельность одобрялась и поддерживалась Президентом РБ. С целью преодоления вышеперечисленных проблем, а также для создания условий всестороннего развития молодежи 6 сентября 2002г. в концертном зале «Минск» прошел объединительный съезд БПСМ и Белорусского союза молодежи. Созданное в результате слияния общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», является правопреемником общественных объединений БПСМ, БСМ, Ленинского Коммунистического Союза Молодежи – Союза молодежи Беларуси. Съезду предшествовала большая работа: разработка нормативно-правовых документов, программы новой организации, ее символики и устава. В уставе оговаривается возраст от 14 до 31 года, но предусматривается возможность продления членства. БРСМ имеет статус республиканского общественного объединения, деятельность которого распространяется на всю территорию РБ.
Целью БРСМ является создание условий для всестороннего развития молодежи, развития ее творческого потенциала, содействие развитию в РБ гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа. Своими задачами БРСМ ставит: содействие разработке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи; участие в молодежных программах; воспитание у членов БРСМ патриотизма, как важнейшей духовной и социальной ценности. БРСМ участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики, содействует развитию международного молодежного сотрудничества, привлекает внимание СМИ, органов государственной власти и общественности к проблемам молодежи. Высшим органом БРСМ является Съезд, который созывается 1 раз в 3 года. Руководящим органом в период между съездами является Центральный комитет (ЦК) во главе с 1-м секретарем. Секретариат ЦК – исполнительный орган, осуществляет текущую работу и организацию деятельности аппарата ЦК БРСМ. Высшим контрольным органом БРСМ является Центральная контрольная комиссия.
Белорусский союз молодежных и детских общественных объединений «Рада» - добровольный союз молодежных и детских организаций, объединившихся для совместных действий по формированию и сохранению условий для становления и развития негосударственного молодежного сектора РБ через деятельность по защите прав и выражению интересов организаций-членов, образовательные программы, партнерство на национальном и международном уровнях.
Учредительный конгресс БСМ ДОО «Рада» состоялся 5-6 апреля 1997г. Договор о создании был подписан полномочными представителями 22 молодежных и детских организаций в г.Гродно. Свидетельство о государственной регистрации выдано 9 июня 1997г. В мае 1998г. – организация и проведение Первого Фестиваля республиканских молодежных и детских объединений в Беларуси. Февраль 1999г. – начало реализации совместного белорусско-шведского проекта «Тутэйшыя», направленного на активизацию молодежного движения в регионах республики. 7 сентября 1999г. Белорусский Национальный Молодежный Совет прошел государственную перерегистрацию в Министерстве юстиции РБ. В октябре 1999г. проведение 2-го Международного Фестиваля негосударственных молодежных и детских организаций в г. Минске, собравшего ок. 100 молодежных организаций их 10 стран. В апреле 2000г. Белорусский Национальный Молодежный Совет обрел статус полноправного члена в Европейском Молодежном Форуме и в сотрудничестве с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) начал реализацию проекта «Глобальное движение в интересах детей». В августе 2000г. представитель Белорусского Национального Молодежного Совета введен в состав Коллегии Государственного комитета по делам молодежи РБ.
Цели и задачи Рады: - координация деятельности молодежных и детских объединений в РБ;
- отстаивание и защита интересов молодежи и детей, их объединений в органах государственной власти и управления;
- взаимодействие и сотрудничество с международными, национальными молодежными и детскими организациями.
Основные направления деятельности Рады: - создание информационного молодежного пространства;
- формирование общественного мнения о проблемах молодежи;
- организация и проведение семинаров, форумов для представителей организаций-членов в целях укрепления и эффективного развития деятельности;
- содействие в организации международных обменов между неправительственными молодежными организациями.
Молодой Фронт (МФ) – оппозиционная организация, которая выступает за независимую Беларусь, за национальное возрождение и объединяет школьную, студенческую и трудовую молодежь РБ. Молодой фронт возник в недрах БНФ весной 1996г. В сентябре 1997г. прошел установочный Сойм МФ. Отделы и Рады МФ образованы в 39 городах Беларуси, начала действовать программа «Молодое возрождение». За 1996-1999гг. МФ неоднократно подвергался репрессиям: более тысячи молодых людей стали жертвами побоев и разгонов в 96г., сотни сидели в спецприемниках и тюрьмах в 97г., в 98-99гг. сотни исключены из ВУЗов и попросили политического убежища за рубежом. С 98г. провозглашается новая тактика МФ: вместо непопулярных уличных митингов, разворачивается широкое общественное строительство, культурные и информационные инициативы. Происходит образование ряда дочерних организаций – «Молодое возрождение», «Белорусская музыкальная альтернатива», «Ассоциация молодых предпринимателей», «Европейский путь», «Белорусские молодые консерваторы». МФ из уличного явления перерастает в общественно-политическое явление. В 1999г. состоялся 2 Сойм МФ, на котором присутствовало более 400 делегатов. В период выборов-99 разворачивается компания МФ «Финиш». Делегация МФ принимает участие в 6 съезде БНФ, представляет программу «Второе дыхание Фронта» и «БНФ – 2000». В 2000г. МОО «Молодой фронт» зарегистрирована в Минюсте.
Цель МФ – организационно и духовно объединить молодежные течения и группы на основе национальной идеи. Из штатной фракции БНФ МФ превратился в молодежное движение, в котором объединяются и политическая активность, и культурные акции, и уличные манифестации, и информационные кампании, начала действовать новая программа «Молодой фронт перемен». МФ имеет широкую, но не организованную сеть представителей в ближнем зарубежье (Балтийско-Черноморское сообщество). В перспективе МФ видит себя крупнейшей (сотни тысяч человек) системой национальных программ и инициатив: образовательных и политических, бизнес и экологических, спортивных и издательских. Только национальное возрождение, возврат к христианским ценностям, способно объединить весь народ и возвысить его до нации. «Первое, что мы сделаем, когда придем к власти - записано в программе МФ, сменим выдуманную, фальшивую красно-зеленую символику на национальный бело-красно-белый флаг и Погоню. Это будет сигнал для каждого, знак реформ и Возрождения, ориентир для общества и Запада – он покажет, что с советской диктатурой покончено навсегда. Автоматически прекращаются все «союзы», декреты, прописки и обязательный призыв, восстанавливается действие Конституции». Государственным языком Беларуси должен быть белорусский в его классическом виде (тарашкевица). МФ за парламентскую республику, где высшим представительным органом законодательной власти будет Сойм. Муниципальные традиции Полоцкого княжества и ВКЛ должны быть возвращены и возрождены в современности. Прежде всего, упрощение административно-территориального раздела страны на основе исторических, экономических, традиционных особенностей, переход к исторической белорусской терминологии (поветы, войты, староства). Правопорядок в Беларуси должна обеспечивать полиция, формирование армии должно осуществляться на профессиональной основе.
Базовые экономические принципы МФ: свободный рынок и частная собственность, социальное обеспечение, приоритет национального производителя и введение национальной валюты (талера) и т.д. Молодой Фронт против союзов с Россией как политических, так и других. Контакты с Россией - на взаимовыгодном и равноправном партнерстве.
МФ выступает за: - реформы в экономике, политике, образовании;
- конкурсы и тесты вместо экзаменов;
- уменьшение трат на вооружение, профессиональную национальную армию;
- христианские принципы построения общества и духовное возрождение;
- свободу слова;
МФ против: - пророссийской политики страны;
- «бумажных» профсоюзов, БРСМ;
- нарушения прав человека, диктатуры и тоталитаризма;
- бездуховности, наркомании и СПИДа;
- насаждения российской культуры.
Модуль 4
ГЛОССАРИЙ
Альтернативные движения | Новые общественные объединения, стремящиеся найти оригинальные решения глобальных и других актуальных проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными социальными организациями (партиями и профсоюзами); в них участвуют представители всех социальных слоев, но в первую очередь – представители среднего класса и молодежь |
Гражданское общество | Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним общество граждан высокого социального, экономического, политического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения |
Демократия | Народовластие, одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления |
Неформальные объединения | Общественные формирования на основе широкого круга целей и интересов, не имеющие официального статуса или даже сознательно избегающие его приобретения |
Политическая активность | Деятельность социальных групп или индивидов, связанная со стремлением усовершенствовать или изменить социально- экономический и политический порядок, социально-экономические и политические институты |
Популизм | По - смыслу борьба за права и интересы народа, но по назначению в современной политике – заигрывание с массами путем демагогических лозунгов и раздачи невыполнимых обещаний |
Правовое государство | Тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, в полной мере обеспечивается общественный контроль над политикой и властью |
Президентская республика | Республиканская форма правления, при которой верховная власть принадлежит всенародно (непосредственно, или через парламент) избранному резиденту, обретающему значительную политическую самостоятельность: не может быть досрочно переизбран, имеет право роспуска парламента, имеет право законодательной инициативы, формирует правительство и др. |
Приватизация | Передача или продажа в частную собственность части государственной собственности |
Референдум (от лат. – То, что должно быть сообщено) | Всенародное волеизъявление (голосование или опрос) по важному государственному или общественному вопросу; одной из его форм является плебисцит (от лат. – Простой народ решает) |