Политико-идеологическая ситуация в стране в период 53-85гг. 6 страница
В Беларуси, как и в других постсоветских странах, существуют партии, которые отвергают парламентские методы борьбы и выступают за применение в своей деятельности насильственных мер с целью захвата политической власти или удержания её в своих руках. Естественно, что большинство из них, кроме, пожалуй, Белорусской патриотической партии А. Баранкевича, не зарегистрированы в Минюсте. К подобного рода радикальным партиям можно отнести Правый реванш, Партию свободы (праворадикальные), а также ДСПС и Всесоюзную коммунистическую партию большевиков (левые радикалы, выступающие за возрождение СССР и установление диктатуры пролетариата).
Особенностью многопартийности Беларуси является наличие партий, которые нельзя назвать чисто белорусскими, они, скорее всего, являются филиалами соответствующих российских политических партий. Это, в первую очередь, ЛДПБ (председатель С.В. Гайдукевич), которая является скорее не партией, а клубом по коммерческим интересам, и белорусское "Яблоко" (председатель О.М. Абрамова). Формально "Яблоко" не является партией, поскольку зарегистрировано, как общественное объединение, но по сути своей оно ею является.
Сложности формирования многопартийной системы. Расстановка политических сил в РБ на современном этапе.
Белорусское общество уже 10 лет находится на начальном этапе складывания многопартийности, которая развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности. Во-первых, РБ не только формирует новую политическую систему, но одновременно создает и новые экономические отношения. Во-вторых, по количественному составу большинство белорусских политических партий крайне малочисленны: из самых крупных можно назвать Л-ДП, насчитывающую 17 тыс. членов, Республиканскую – 9,1 тыс., ПКБ – 8 тыс., КПБ – 4,1 тыс., БС-ДП «Н.Г» - свыше 4 тыс. членов. В-третьих, формирование политических партий пришлось на период тотального кризиса общества, когда еще четко не выявились интересы и потребности многих социальных групп, а образование партий намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Не случайно почти 60% населения РБ не поддерживают ни одной политической партии, а более 28% не знают о том, какие партии или общественные движения есть в РБ.
Список политических партий, действующих в РБ:
Название | Цели деятельности | |
1.Либерально-демократическая партия (15.06.1999) 220071, г.Минск, ул.Платонова, 22 Высший совет Гайдукевич Сергей Васильевич | Создание благоприятных условий для достойной и благополучной жизни каждого жителя Беларуси. | |
2. Республиканская партия туда и справедливости (18.06.1999) 220001, г.Минск, ул.Амураторская, 7 Политсовет Нетылькин А.И. | Создание общества экономического благосостояния и социальной справедливости. | |
3. Белорусская партия женщин «Надзея» (21.06.1999) 220099, г.Минск, ул.Казинца, 21\1 Совет Полевикова Валентина Тимофеевна | Проведение социальных и экономических реформ, направленных на создание нормальных условий жизни и труда женщин. | |
4. Партия коммунистов Белорусская (5.07.1999) 220000, г.Минск, ул.В.Хоружей 24\2 – 17 Центральный комитет Калякин Сергей Иванович | Объединение трудящихся для достижения полного освобождения от эксплуатации во всех ее видах и строительство общества социальной справедливости. | |
5.Объединенная гражданская партия (30.07.1999) 220000, г.Минск, ул.Одоевского 81-13 Национальный комитет Богданкевич Станислав Антонович | Содействие созданию общественного сообщества и правового государства на основе свободных рыночных отношений, приоритета прав человека, общечеловеческих ценностей. | |
6.Белорусская патриотическая партия (25.08.1999) 220500, г.Минск, ул.В.Хоружей 6 Совет Баранкевич Анатолий Игнатьевич | Содействие строительству социально справедливого общества, содействие созданию обыкновенного союза братских народов России, Беларуси, Украины, поддержка Президента в его усилиях по выполнению предвыборной программы и неотложных мер по выводу Беларуси из кризиса. | |
7. Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» (30.08.1999) 220035, г.Минск, ул. Дрозда 8-52 Центральная рада Шушкевич Станислав Станиславович | Создание гуманного, демократического общества на основе многоукладной экономики и разновидности партийных структур; утверждение свободы личности, социальной справедливости и солидарности. | |
8. Белорусская социал-демократическая партия «Народная Громада» (9.09.1999) 220114, г.Минск, пр.Ф.Скорины 153\2-107 Центральный комитет Статкевич Николай Викторович | Построение солидарного общества на принципах свободы, равноправия, социальной справедливости, демократии и приоритета права; независимого демократического правового и социального белорусского государства – равноправного субъекта европейского и всемирного сообщества. | |
9. Коммунистическая партия Беларуси (9.09.1999) 220029, г.Минск, ул. Чичерина 21 Центральный комитет Чикин Виктор Валентинович | Ориентация общества на социалистический путь развития, единственно ведущий к строительству бесклассового общества социальной справедливости; обновление на добровольной основе государственного союза советских народов. | |
10. Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ» (10.09.1999) 220029, г.Минск 246027, г.Гомель, ул.Западная 33 Зеленая рада Картыш Николай Константинович | Создание в РБ общества, в котором на деле обеспечиваются права граждан на экологическое благополучие. | |
11. Белорусская партия труда (10.09.1999) 220099, г.Минск, ул. Казинца 21\3 Совет Лемешонок Леонид Степанович | Построение в РБ демократического гражданского общества, и создание правового государства, основываясь на принципах духовной, политической и экономической свободы человека, благополучия, нравственности, социальной справедливости и согласия граждан. | |
12.Белорусская социально-спортивная партия (13.09.1999) 220078, г.Минск, пр.Машерова 19-25 Совет Александрович Владимир Александрович | Создание демократического, экономически независимого и гуманного государства через совершенствование общественных норм. | |
13. Белорусская политическая партия «Зеленые» (30.09.1999) 246023, г.Гомель, ул.Брестская 6 Центральный совет Громыко Олег Семенович | Создание здоровой жизненной среды для человека, социальные природные показатели которой обеспечивают максимум возможностей для его развития. | |
14. Социал-демократическая партия народного согласия (10.09.1999) 220050, г.Минск, ул.К.Маркса 10 Совет партии Сечко Леонид Никонорович | Построение цивилизованного правового государства, проведение демократических реформ. | |
15. Аграрная партия (22.09.1999) 220000, г.Минск, ул.Казинца 86\2-123 Центральный совет Шиманский Михаил Викторович | Создание общества социальной справедливости на принципах демократического социализма, втягивание аграрников в процесс политической самообороны, обеспечение приоритетного развития агропромышленного комплекса как условие пищевой безопасности и процветания Родины. | |
16. Партия Белорусского народного фронта (30.09.1999) 220005, г.Минск, ул.Варвашени 8 Сойм Позняк Зенон Станиславович | Осуществление программы Белорусского народного фронта «Возрождение» путем участия в формировании органов государственной власти РБ. | |
17. Республиканская партия (30.09.1999) 220050, г.Минск, ул. Притыцкого 34 Центральное правление Белозор Владимир Яковлевич | Возрождение и создание справедливости на принципах демократического государства с достаточной степенью интеграции с республиками бывшего Союза ССР и странами Запада, которая позволит обеспечить выход из экономического и социально-политического кризиса. | |
18. Белорусский народный фронт «Адраджэнне» (17.07.1999) г.Минск Сойм Винцук Вечерка | Широкое общественное движение. Достижение мощной независимости государства, социальной рыночной экономики. Цель: вольный человек в возрожденной независимой Беларуси. |
Вестник юстиции 2002г. - № 4.
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 5 октября 1994 г. N 3266-XІІ
(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,
1994 г., N 30, ст.509)
[Изменения и дополнения:
Закон от 29 ноября 1999 г. N 327-З (Ведомости
Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N
34-35, ст.518) <H19900327>;
Закон от 13 декабря 1999 г. N 338-З (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 2, 2/113)
<H19900338>;
Закон от 22 июня 2001 г. N 36-З (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 63, 2/779)
<H10100036>.]
Раздел І. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие политической партии
Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и
участвующее в выборах.
Статья 2. Право на объединение в политические партии
Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии.
Статья 3. Запрещение ограничения прав и свобод граждан в связи с их принадлежностью или непринадлежностью к политическим партиям.
Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.
Не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
Статья 4. Основные принципы деятельности политических партий
Политические партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий.
Политические партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам.
Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций.
Статья 5. Государство и политические партии
Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой информации.
Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Статья 6. Ограничения при создании и деятельности политических партий
На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы.
Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.
Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Статья 7. Способы деятельности политических партий
Свои цели и задачи политические партии осуществляют через: разработку и пропаганду политических программ, обращений и заявлений;
проведение съездов, конференций и других партийных собраний; выдвижение кандидатов на выборах, участие в избирательных кампаниях, в том числе путем создания избирательных блоков с другими партиями, а также в контроле за ходом и результатами выборов;
участие в подготовке государственных решений;
активизацию участия граждан в управлении государственными и общественными делами, в формировании представительных органов и органов местного управления и самоуправления;
воздействие в рамках существующего законодательства иными демократическими методами и способами на состояние общественного мнения.
Статья 8. Законодательство о политических партиях
Законодательство о политических партиях состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства Республики Беларусь.
Раздел ІІ ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Статья 9. Учредители политических партий
В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы.
Статья 10. Условия создания политических партий
Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.
Политические партии учреждаются на их учредительных съездах, конференциях (других учредительных организационных мероприятиях). Учредительный съезд, конференция (другое учредительное организационное мероприятие) принимают решение о создании политической партии, ее названии, устав, программу и образуют выборные органы.
Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу.
Статья 11. Уставы политических партий
Уставы политических партий должны быть открытыми для всеобщего ознакомления и содержать следующие положения:
1) цели, задачи и методы деятельности;
2) полное и сокращенное название;
3) структуру партии и выборных органов;
4) порядок приема в партию и выхода из нее;
5) права и обязанности членов партии;
6) порядок образования выборных органов, их компетенцию и сроки полномочий;
7) порядок принятия и обжалования партийных решений, их осуществления и формы контроля;
8) условия членства, формы и сроки созыва членов партии и (или) их представителей;
9) источники образования средств и имущества;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав;
11) порядок реорганизации или ликвидации партии и решения вопроса о судьбе ее имущества;
12) юридический адрес партии (место нахождения ее руководящих органов). В случае его изменения политическая партия обязана в месячный срок представить в Министерство юстиции Республики Беларусь все необходимые документы для внесения изменений в устав партии.
В уставе могут предусматриваться иные положения, касающиеся создания и деятельности политической партии и не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Статья 12. Членство в политических партиях. Количественный состав политических партий
Политические партии имеют фиксированное членство.
Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий.
Не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих.
Член политической партии имеет право свободного выхода из партии. Количественный состав политической партии не может быть меньше численности ее учредителей.
Статья 13. Название и символика политических партий
Названия политических партий, в том числе сокращенные, и их символика должны отличаться от названий и символики других политических партий и общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, и не нарушать прав на интеллектуальную собственность.
В названии политической партии не допускается использование указания на официальные названия государств, как полные, так и сокращенные, а также слов "национальный", "народный" в любом падеже названий, использование которых противоречит законодательству или общественной нравственности; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешения таких лиц (их наследников).
Не допускается использование в качестве символики политической партии государственной символики Республики Беларусь или символики другого государства.
Названия и символика политических партий не могут служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 6 настоящего Закона.
Названия политических партий, в том числе сокращенные, и их символика должны отличаться от названий и символики тех политических партий, которые ликвидированы по решению суда.
Символика политических партий утверждается их руководящими органами в соответствии с уставами и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Раздел ІІІ РЕГИСТРАЦИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Статья 14. Порядок регистрации политических партий
Порядок создания и государственной регистрации политических партий определяется законодательством.
Для регистрации политической партии в месячный срок со дня принятия устава подаются следующие документы:
1) заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа партии;
2) устав;
3) программа;
4) протокол учредительного съезда, конференции (другого учредительного организационного мероприятия);
5) документы, подтверждающие количество учредителей партии;
6) документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора;
7) материалы, подтверждающие выполнение требований настоящего Закона, в том числе:
сведения о членах выборных органов (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства и работы, номер телефона);
заявление лиц, указанных в части второй статьи 13 настоящего Закона, о согласии на использование в названии политической партии собственного имени гражданина;
решение высшего органа партии о придании полномочий членам руководящего органа с наделением их правом представлять политическую
партию в процессе регистрации либо в случае споров в суде;
8) иные документы, предусмотренные законодательством.
Статья 15. Исключена.
Статья 16. Исключена.
Статья 17. Исключена.
Статья 18. Порядок учета организационных структур политических партий
Местные органы юстиции берут на учет организационные структуры политических партий.
Для постановки на учет руководство партии представляет в месячный срок этим органам соответствующие документы о создании организационной структуры.
Статья 19. Государственный реестр политических партий
Министерство юстиции Республики Беларусь ведет Государственный реестр политических партий.
Статья 20. Исключена.
Статья 21. Сбор за регистрацию политических партий и их символики
За регистрацию политических партий и их символики, если регистрация символики происходит не одновременно с регистрацией партии, взимается сбор в порядке и размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 22. Реорганизация и ликвидация политических партий
Реорганизация политических партий (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) осуществляется по решению их высших органов. Регистрация вновь образованных политических партий после реорганизации осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Политические партии могут быть ликвидированы:
1) по решению их высших органов;
2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным статьей 35 настоящего Закона.
Представление о ликвидации политических партий вносится в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции Республики Беларусь или Прокуратурой Республики Беларусь.
Средства и имущество ликвидированных политических партий после удовлетворения имущественных претензий используются в порядке, предусмотренном их уставами.
Решение высшего органа политической партии о ее ликвидации или соответствующее решение Верховного Суда Республики Беларусь направляется в Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующий финансовый орган и печатается в официальном издании.
По основаниям решений высшего органа политической партии или Верховного Суда Республики Беларусь Министерство юстиции Республики Беларусь исключает ликвидированную политическую партию из Государственного реестра политических партий, а местные органы юстиции снимают ее организационные структуры с учета.
Раздел ІV. ПРАВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Статья 23. Права политических партий
Политические партии с момента их регистрации имеют право:
1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;
2) образовывать свои печатные издания, осуществлять издательскую деятельность, а также пользоваться в установленном порядке государственными средствами массовой информации;
3) проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством;
4) влиять через своих представителей в выборных государственных органах на выработку соответствующих решений;
5) участвовать в подготовке и проведении выборов, выдвигать кандидатов и вести агитацию за них; образовывать избирательные блоки для участия в предвыборной кампании и выборах;
6) поддерживать связи с другими политическими партиями и общественными объединениями.
Политические партии могут иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 24. Собственность политических партий
Политические партии могут иметь в собственности любое имущество, необходимое им для материального обеспечения деятельности, предусмотренной уставом, за исключением объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.
Статья 25. Производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность политических партий
Политические партии, учреждения и организации, создаваемые ими, не имеют права основывать предприятия, за исключением средств массовой информации, и заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, за исключением продажи общественно-политической литературы, иных пропагандистских и агитационных материалов, изделий с собственной символикой, проведения фестивалей, праздников, выставок, лекций, других общественно-политических мероприятий.
Допускается использование политическими партиями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставах.
Статья 26. Средства политических партий
Источниками денежных и других средств политических партий являются:
1) вступительные и членские взносы;
2) доходы от имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации;
3) поступления от проведения культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий;
4) пожертвования и дарения;
5) иные поступления, не запрещенные законодательством.
Члены политических партий не имеют права на имущество и финансовые средства партии и не несут ответственности за ее долги. Политическая партия не несет ответственности по обязательствам отдельных ее членов.
Статья 27. Ограничения в финансировании политических партий
Не допускается финансирование партий из государственного бюджета.
Органы государственной власти и управления, государственные предприятия, учреждения и организации не имеют права финансировать политические партии.
Политическим партиям, их учреждениям и организациям запрещается прямо либо косвенно получать средства и другое имущество от:
иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
анонимных жертвователей.
Не считается получением незаконных средств участие представителей политических партий в научных конференциях, партийных съездах и других мероприятиях за счет принимающей стороны.
Политические партии не имеют права получать доходы от акций и других ценных бумаг, им запрещается иметь счета в иностранных банках и хранить в них ценные вещи.
Пожертвования либо дарения, полученные в порядке, не соответствующем требованиям настоящей статьи, должны быть переданы либо переведены в государственный бюджет.
Статья 28. Защита прав политических партий
Защита прав и законных интересов политических партий осуществляется в судебном порядке.
Раздел V. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ИХ УСТАВАМ
Статья 29. Прокурорский надзор за соответствием деятельности политических партий законодательству
Надзор за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
Статья 30. Контроль за соответствием деятельности политических партий законодательству и их уставам
Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь, действующему законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.
Должностные лица Министерства юстиции Республики Беларусь, регистрирующие политические партии, в пределах своих служебных обязанностей имеют право участвовать во всех мероприятиях политических партий, знакомиться с их документами и решениями, требовать и получать информацию по вопросам уставной деятельности и количественном составе политических партий.
Статья 31. Контроль за финансовой деятельностью политических партий
Контроль за финансовой деятельностью политических партий, за источниками их доходов, размерами полученных средств и уплатой налогов осуществляют государственные налоговые органы. Политические партии ежегодно не позднее чем до 1 марта следующего года представляют налоговым органам соответствующий отчет о финансовой деятельности с указанием доходной и расходной частей своего бюджета.
Раздел VІ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 32. Ответственность за нарушения законодательства
Политические партии за нарушения Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Политическая партия, нанесшая незаконными действиями материальный или моральный ущерб гражданам, государству или юридическим лицам, обязана возместить его в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Статья 33. Виды взысканий
За нарушения Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона, а также других актов законодательства Республики Беларусь в отношении политических партий могут быть применены следующие виды взысканий:
1) письменное предупреждение;
2) ликвидация политической партии.
Статья 34. Письменное предупреждение
В случае совершения политической партией действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон, другие акты законодательства Республики Беларусь и (или) устав, Министерством юстиции Республики Беларусь выносится письменное предупреждение руководящему органу этой политической партии.
Предупреждение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения.
Письменное предупреждение Министерства юстиции Республики Беларусь может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.
Статья 35. Ликвидация политической партии
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:
1) совершения партией действий, предусмотренных частью второй статьи 6 настоящего Закона;
2) повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение;
3) если при регистрации политической партии со стороны ее учредителей были допущены такие нарушения настоящего Закона, а также иных актов законодательства, которые носят непоправимый характер.
Раздел VІІ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 36. Международные связи политических партий