Политические и экономические меры борьбы с терроризмом.
Террористы выражают ценности и верования определенного числа людей. Поэтому уничтожение террористических организаций не будет означать конца терроризма. Для того, чтобы искоренить это зло, следует, в первую очередь, устранять политические, социальные и культурные причины, беспокоящие людей. Это приведет к значительному сокращению социальной базы, из которой террористы черпают своих сторонников. Для этого требуется принятия политической стратегии борьбы с терроризмом. Название политическая не означает, что в ней должны быть задействованы только политические меры. Меры должны быть самыми разнообразными: экономическими, организационными, образовательными, информационными, культурными, но приводить к реальным изменениям во взглядах, настроениях, интересах, а, в конечном счете, ценностях людей. То есть они должны иметь далеко идущие политические последствия.
Такая политическая стратегия должна учитывать уроки борьбы с международным терроризмом в Афганистане и Ираке, где доминировали военные средства противодействия. Сегодня на первый план выходят долговременные и фундаментальные вопросы, такие как права людей, их экономическое благополучие, уважение к их религиозным чувствам, национальной культуре. Решить их непросто, поэтому нынешний этап борьбы будет длительным и трудным.
В первую очередь необходимо знать мотивацию людей, поддерживающих террористов. Этих мотивов несколько. Во-первых, в тех странах, где легальная деятельность оппозиции запрещена, террористические организации рассматриваются населением как единственный защитник их интересов, борец за их права. Во-вторых, террористы выступают выразителями политических устремлений национальных меньшинств, права которых ущемляются властью. В-третьих, они борются против оккупации страны вооруженными силами иностранных государств. В-четвертых, выступают защитниками национальной культуры, традиций, ценностей, религии перед лицом культурной экспансии из-за рубежа. То есть террористы рассматриваются населением как защитники обездоленных, униженных и потому поддерживаются ими самыми различными способами.
Как показывает опыт, труднее всего остановить террористическую кампанию, базирующуюся на этнических проблемах, так как она имеет более широкую поддержку у населения, чем та, которая эксплуатирует чисто политические требования. На правительствах лежит ответственность за нерешенность проблем, которые приводят к возникновению насильственных конфликтов в обществе. Когда напряжение возрастает, они должны демонстрировать свое стремление к их разрешению или хотя бы первоначально к их смягчению, чтобы предотвратить насилие.
Примером политического подхода к проблеме терроризма являются действия правительства Испании, которое в конце 1970-х годов приняло решение о предоставлении автономии регионам страны с баскским населением.
Это был единственно верный шаг, который значительно уменьшил поддержку населением баскской террористической организации ЭТА.
После более чем трех десятков лет борьбы с терроризмом ИРА правительство Великобритании вынуждено было пойти на политические переговоры с «Шин Фейн», являющейся политическим крылом ИРА. Эти переговоры начались в 1998 году и в них участвуют три стороны -Великобритания, Ирландская Республика и политической руководство движения, выступающего за присоединение Северной Ирландии к Ирландской Республике.
Дольше всех противилось началу переговоров с террористами правительство Республики Шри Ланка. Более 40 лет в стране продолжалась гражданская война, в ходе которой «Тигры освобождения Тамил Илама» широко использовали террористические методы. И только после того, как стало ясно, что противостояние правительственных войск и террористов, которых поддерживало практически все тамильское население, может длиться сколь угодно долго, правительство страны вынуждено было пойти на переговоры с ними.
Политический подход, начало переговоров с террористами не могут сразу остановить длившееся годами насилие. После объявления о предоставлении автономии баскским территориям организации ЭТА понадобилось свыше 25 лет, чтобы заявить о прекращении террористического насилия. Сделать это она была вынуждена в связи с небывалым ростом протестных выступлений населения страны, в том числе баскской национальности, требовавшего прекращения террора.
Хотя ИРА заявила о приостановке террористической деятельности в 90-х годах, однако другие организации, выражающие настроения непримиримой части католического населения Северной Ирландии, продолжают борьбу.
Тем не менее, как свидетельствует опыт указанных стран, начавшийся политический диалог получает поддержку значительного сегмента населения, создает предпосылки для прекращения террористического насилия. Большое значение имеет то, что это позволяет не только уменьшить публичную поддержку терроризма, но и оттянуть из террористических организаций прагматиков, умеренных, отделяя их от экстремистски настроенных элементов.
Но существует и другая точка зрения, что никаких переговоров с террористами вести не следует, ибо это преступники, а с преступниками надо разговаривать на языке закона. К тому же переговоры будут означать косвенное признание правоты их дела, повысят внимание общественности к требованиям террористов, а вместе с этим и их поддержку. Такой позиции придерживаются США, Китай, Россия, Япония, Индия и другие государства. Эти страны имеют жесткое антитеррористическое законодательство, которое предусматривает использование военных, специальных, криминальных мер в борьбе с террористами и их пособниками. Наряду с этим правительства предпринимают все больше усилий по устранению факторов, приводящих людей в террористические организации. Такая работа дает больший эффект, чем применение силовых методов. Это наглядно можно увидеть на примере России.
После завершения военных действий в Чечне и разгрома вооруженных формирований чеченских сепаратистов, разрозненные группы последних перешли преимущественно к методам террора. Они стремились запугать местное население и воспрепятствовать его сотрудничеству с властями, зверски расправлялись с теми чеченцами, которые боролись за наведение порядка на местах, убивали представителей власти, работников правоохранительных органов. Террористическую деятельность они перенесли за пределы Чечни, организовав серию акций насилия на Северном Кавказе, в центральных районах России и Москве. Проявив особую жестокость при обращении с захваченными ими заложниками в Москве и Беслане, проведя серию взрывов в местах массового скопления людей, взорвав самолеты в воздухе, руководители террористической кампании рассчитывали посеять страх в российском обществе и вынудить власти пойти на удовлетворение их требований, главным из которых было предоставление Чечне независимости.
Федеральные органы власти ответили на эти действия решением о повышении эффективности работы по дальнейшей нормализации ситуации в Чеченской Республике. Она предусматривала широкий спектр действий в различных сферах жизни общества. В первую очередь были усилены правоохранительные органы Чечни, в том числе за счет привлечения в их ряды бывших боевиков, добровольно сложивших оружие. Имея боевой опыт, обладая знанием особенностей военных действий на местности, приемов и навыков, используемых боевиками, они ощутимо повысили эффективность военных операций против них.
Во-вторых, была улучшена работа по сбору информации о тайных базах боевиков, складах оружия и взрывчатых веществ, маршрутах их передвижения, местах их остановки в городах. Это позволило проводить превентивные операции по обезвреживанию террористов, готовящих акции насилия.
В-третьих, и это главное, были приняты меру к восстановлению разрушенной войной экономики Чечни. Из федерального бюджета в республику направляются немалые средства на подъем сельского хозяйства, строительства, энергетики, то есть всех тех звеньев, без которых не могут заработать в полную силу другие отрасли экономики и, в первую очередь, промышленность. Постепенно, но неуклонно стало увеличиваться число создаваемых рабочих мест, что позволяет постепенно смягчать проблему безработицы, привлечь к труду молодежь, которая первой попадает в сети террористов. Параллельно стали открываться учебные заведения, в которых молодежь может получить не только общее образования, но и приобрести специальность, востребованную в республике. По специальной программе правительства Чечни одиноким и многодетным матерям выдается комфортабельное жилье. Развивается система здравоохранения, строятся поликлиники, больницы, оснащенные современным диагностическим и
лечебным оборудованием. Внимание уделяется также объектам культуры, досуга жителей, открываются парки отдыха и развлечений, выставочные залы, магазины.
Все эти меры позволили значительно оздоровить обстановку в Чеченской Республике. Затягиваются моральные раны, нанесенные войной; люди, уставшие от бомбежек, обстрелов, страстно желают мира, стабильности, порядка, хотят иметь работу, возможность пользоваться всеми элементарными благами - электроэнергией, отоплением, водопроводом, транспортом и т.д. И они уже получают такую возможность и не хотят возврата хаоса, беззакония, неопределенности, которые они пережили совсем недавно. В этом залог их поддержки усилий власти по устранению последствий недавней войны, налаживанию полноценной мирной жизни в республике. Это дает уверенность в том, что, чем больше успехов будет на этом пути, тем меньше шансов у террористов рассчитывать на поддержку населения.
Таким образом, российский опыт взаимоотношений центра и национальной окраины показывает возможность решения проблемы националистического терроризма путем удовлетворения экономических и культурных запросов населения, предоставления местным органам власти самостоятельно решать жизненно важные вопросы.
При противодействии международному терроризму главным условием успеха в борьбе с ним является налаживание тесного сотрудничества между странами, координация деятельности их структур, на которые возложена задача по сдерживанию терроризма. То есть, если терроризм международный, то и противодействовать ему следует объединенными усилиями заинтересованных государств.
Примером такой кооперации могут служить действия антитеррористической коалиции, сформировавшейся быстро и по доброй воле стран после 11 сентября 2001 года. В операции по уничтожению террористических баз в Афганистане и свержению реакционного режима Талибан прямо или косвенно приняли участие десятки стран Европы, Америки, Азии, Океании. Одни страны направили свои воинские контингенты, другие предоставили свою территорию для размещения войск коалиции, участвовавших в операции, третьи открыли свое воздушное пространство для пролета военно-транспортных самолетов, обеспечивавших снабжение войск, четвертые поделились имеющейся у них разведывательной информацией о противнике. Все это имело решающее значение в быстром разгроме подразделений движения Талибан и террористов, разрушении их военно-тренировочных баз.
На нынешнем этапе борьбы с терроризмом, когда использование военных акций становится затруднительным, на передний план выходят проблемы размывания благоприятной для терроризма почвы. Это означает, что международное сотрудничество становится особенно важным. В центр внимания мирового сообщества встают вопросы выработки такой политики, которая учитывала бы все факторы, влияющие на живучесть терроризма. В этом плане исключительную важность приобретает работа по перекрытию каналов финансирования международных террористических организаций, выявлению источников денег, которыми оплачиваются закупки оружия и взрывчатых веществ, работа по подготовке и проведению актов террора.
На сегодняшний день эксперты выделяют следующие каналы финансирования международной террористической деятельности.
Во-первых, часть денег поступает от состоятельных людей, симпатизирующих террористам. Они занимаются легальным бизнесом, имеют собственные компании со счетами, размещенными в крупнейших финансовых центрах мира. Они вполне законно перечисляют средства на счета различных разрешенных организаций, созданных, как явствует из их уставов, для защиты прав тех или иных этнических групп или религиозных общностей. Эти организации проводят различные шумные акции и утверждают, что полученные ими средства потрачены на их организацию. На самом деле на это они тратят часть денег, а остальная попадает прямо в руки к террористам.
Во-вторых, международные террористы получают деньги от различных благотворительных фондов. Большинство из них созданы на нефтедоллары и существуют в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока. В частности, в Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти деньги направляются преимущественно исламским террористическим группам, ведущим борьбу за установление в своих странах исламского законодательства.
В-третьих, финансовые средства, получаемые от различных фондов, созданных за счет незаконной деятельности - наркоторговли, контрабанды оружия, цветных и редкоземельных металлов, незаконной торговли бриллиантами.
В-четвертых, деньги, получаемые из фондов, существующих за счет отчислений от легитимной экономической деятельности, например, торговли йеменским медом. Эта торговля используется также для маскировки транспортировки наркотиков, оружия, оперативников.
В-пятых, средства из законно созданных фондов, за счет нормальной благотворительности, предназначенные для определенных целей, направляются на террористическую деятельность. Причем руководители фондов зачастую и не подозревают о том, что деньги идут не по адресу.
В-шестых, террористы используют глобальную финансовую систему для накопления и распространения средств.
В-седьмых, используется неформальная международная система «хавала», распространенная в мусульманских странах. Она построена на доверии дилеров и осуществляет финансовые операции без их фиксации на бумаге. Эта система очень удобна для террористов, передвигающихся через границы государств. Не нужно возить с собой большие суммы денег, необходимые для проведения террористической акции, не нужно снимать деньги со счетов в банках и оставлять тем самым «следы». Достаточно запомнить или записать комбинацию из нескольких цифр и, приехав в страну назначения, прийти по указанному адресу и сообщить эту комбинацию. Здесь же на месте будет выдана требуемая сумма.
Существуют и другие каналы финансирования международных террористических организаций, например, путем использования специальных курьеров, доставляющих деньги от спонсоров к террористам. В последнее время работники спецслужб собрали достаточно много информации о каналах финансирования террористической деятельности. Однако многое еще остается неясным. К примеру, все еще непонятно, каким образом финансируется «Аль-Каида», сколько средств она получает, где их тратит. Международное сообщество смогло перекрыть ряд каналов финансирования, но остановить переток средств в руки террористов оказалось неспособным.
Причин такого положения много. Среди них сложная система передвижения денег, смешение легитимных и скрытых каналов финансирования, проблемы международного сотрудничества в этом деле. Возможности финансовых институтов сдержать финансирование террористических групп оказались недостаточными. Банковские специалисты заявляют, что невозможно через банковскую систему отслеживать и блокировать передвижение средств, так как отсутствуют критерии, по которым можно отличить деньги для террора среди миллионов ежедневных банковских операций.
К тому же террористы приспосабливаются к мерам, предпринимаемым против них, и находят новые и более изощренные пути получения и передвижения денег. При этом все более широко используются нетрадиционные способы получения денег на месте подготовки террористического акта, не требующих предъявления каких-либо документов.
Технические проблемы, затрудняющие выявление «террористических» денег, усугубляются причинами политическими. Целый ряд стран с неразвитой финансовой системой не имеют механизмов выявления грязных денег. Группа государств, обладающих подобными механизмами, по разным причинам недостаточно усердна в выявлении подозрительных передвижений денег. Одной из таких причин является нежелание стран терять финансовые поступления от вращения денег в их банковской системе и им мало дела до того, какого происхождения эти деньги.
Сложности с перекрытием источников финансирования современного терроризма показывают, какой трудной будет борьба с этой угрозой. Ее конечный успех зависит не только от настойчивости, последовательности действий международного сообщества, но и от правильного выбора инструментов, определения приоритетных задач, выделения достаточных ресурсов для их реализации. Должна быть сформулирована, как подчеркивалось выше, стратегия противодействия терроризму.
Существуют различные суждения относительно того, какие меры она должна включать в себя. Среди экспертов есть сторонники использования исключительно силовых методов. Это, по большей части, военные или работники спецслужб. Есть и те, кто отдает предпочтение только политическим и социально-экономическим мерам. Однако большинство специалистов уверены в необходимости комбинирования силовых и мягких методов борьбы, исходя из конкретной ситуации. По их мнению, ключевыми элементами такой стратегии являются:
- военные и специальные операции, направленные на уменьшение потенциала террористических групп, путем разрушения их баз, ликвидации оперативного звена;
- эффективная экономическая помощь слаборазвитым странам, смысл которой состоит в укреплении рыночных институтов, улучшении управления экономическими процессами, создании новых рабочих мест. Самостоятельно справиться с этими задачами развивающиеся страны не в состоянии, так как у них уже длительное время отсутствует экономический рост;
- развитие образовательной системы, создание учебных заведений, где молодежь могла бы получать знания, необходимые для ориентации в нынешних условиях, и навыки работы с современной техникой, в первую очередь в сфере информационных технологий и коммуникаций. Нехватка общеобразовательных школ в мусульманских странах, находящихся на государственном обеспечении, вынуждает родителей отдавать детей в религиозные школы. Нередко там они знакомятся с радикальной идеологией исламистов;
- либерализация политических систем, разрешение оппозиции действовать легально, демократизация жизни обществ.
Миллиарды долларов потрачены на сегодняшний день на проведение военных и специальных операций против международного терроризма, укрепление внутренней безопасности государств, предупреждение террористических актов. Но всех этих усилий оказалось недостаточно, чтобы остановить террористов. Поэтому основное внимание сегодня должно быть уделено выяснению корней терроризма, мотивов, которыми руководствуются те, кто вступает на террористический путь.
Актуальные вопросы для специалистов, осуществляющих информационное и идеологическое противодействие терроризму, рассмотренных в 2010 году в рамках обучения на базе ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова по программе «Профилактика (предупреждение) терроризма в Российской Федерации».
1. Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дан исчерпывающих перечень организаций и оснований для проведения проверок. Как в регионах организовать работу по обследованию объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест массового пребывания граждан? Прокуратура указывает, что ни АТК, ни созданные ей комиссии по проверке объектов не уполномочены на данный вид деятельности.
Что касается предложения о нормативном закреплении обязательности решений антитеррористических комиссий в субъекте Российской Федерации (далее - АТК) для органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, то пунктом 14 Положения об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного 7 июля 2006 года председателем Национального антитеррористического комитета, предусмотрено: для реализации решений АТК могут подготавливаться проекты нормативных актов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, а руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входящие в состав АТК, могут принимать акты (совместные акты) для реализации решений
АТК.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительн^гх) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Кроме того сообщаем, что решением XVI заседания Национального антитеррористического комитета члену Национального антитеррористического комитета, заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ю.Н.Волкову поручено инициировать рассмотрение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о подготовке законодательной инициативы в части закрепления обязательности исполнения решений АТК в субъектах Российской Федерации предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Во исполнение данного поручения разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О противодействии терроризму». В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Предлагаем внести изменения в строительные нормы и правила и закрепить требование о включении в проекты вновь возводимых зданий и сооружений мероприятия по антитеррористической защищенности этих объектов.
По вопросу о включении в содержание разделов проектной документации мероприятий по противодействию терроризму необходимо отметить, что во исполнение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» Минрегионом России, ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации согласован ФСБ России, Минрегионом России и ФГУ «Главгосэкспертиза России», получено заключение из Минюста России.
3. Современная антитеррористическая пропагандистская практика в основном строится на прямом осуждении терроризма и в связи с этим используются средства, ориентированные на небольшую часть населения, а не на всю аудиторию. Каким образом планируется исправить создавшееся положение?
Это не совсем так. В настоящее время в Российской Федерации вопросам информационного противодействия терроризму уделяется приоритетное внимание. При организации данной работы используется комплексный подход, предусматривающий как реализацию определенных законодательством мер по борьбе с терроризмом, направленных на совершенствование реагирования на террористические угрозы, так и осуществление мероприятий предупредительно-профилактического характера по устранению причин и условий, способствующих его проявлениям. При этом задействуются средства массовой информации, ориентированные на самую широкую аудиторию. В частности, в 2009 - 2010 годах по центральным телеканалам (НТВ, ТВЦ) продемонстрированы 2 цикла телевизионных передач по вопросам профилактики и противодействии идеологии терроризма под общим названием «Терроризм без маски». Наше сотрудничество с центральными телеканалами продолжается с самого начала формирования Национального антитеррористического комитета. Так, еще в 2008 году на телеканале ТВЦ при нашем непосредственном участии проведен телевизионный марафон «Скажи террору нет». Широко используются возможности влияния сети Интернет на широкую аудиторию пользователей. С 2007 года действует Интернет-сайт Национального антитеррористического комитета, только с начала 2010 года зарегистрировано более 300 тысяч посещений. С мая 2010 года выпускается открытое издание «Вестника Национального антитеррористического комитета».
Мы считаем, что столь радикальная постановка вопроса не в полной мере соответствует объективному положению по предпринимаемым усилиям федеральных органов исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации по формированию устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества в Российской Федерации.
В большинстве субъектов Российской Федерации при методической поддержке аппарата Комитета разработаны региональные программы и планы профилактики терроризма и экстремизма. Организовано взаимодействие антитеррористических комиссий (АТК) с постоянно действующими при главах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации общественно-политическими консультативными советами, в состав которых входят представители общественных организаций и объединений, руководители молодежных движений, ученые-политологи и правоведы.
Организовано адресное информационно-пропагандистское воздействие на отдельные категории граждан, потенциально наиболее подверженных радикализации (студенческая и учащаяся молодежь; бывшие (амнистированные) боевики, выходцы из мусульманских стран, прибывшие в Россию по каналам миграции, лица, отбывающие (отбывшие) наказание в местах лишения свободы за террористическую либо экстремистскую деятельность, и др.).
4. Ряд основных принципов проведения пропагандистской деятельности (массированность, непрерывность, наступательность) в работе по формированию антитеррористического мировоззрения не в полной мере реализуется на практике. Это упущение? Это непонимание? Это умысел?
Мы не разделяем столь пессимистический подход к данной проблеме. Более того, для формирования антитеррористического мировоззрения в пропагандистской работе лучше как можно реже употреблять и слово «террор», и его производные, даже с отрицательными частицами (анти-, контр- и т.д.). Пропаганда патриотизма, интернациональной дружбы, демократических принципов, формирование активной гражданской личности наилучшим образом защищает от идеологии терроризма.
Поэтому одним из основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти и АТК в субъектах Российской Федерации является организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности среди всех категорий населения. Только за I полугодие 2010 года количество размещенных в СМИ материалов по антитеррористической тематике составило более 43 тысяч, из них на телевидении более 10 тысяч, в печати более 11 тысяч, на радио около 10 тысяч. С целью широкого вовлечения различных социальных слоев российского общества в работу по формированию антитеррористической мировоззрения организовано около 2 тысяч конференций, форумов, фестивалей и конкурсов. Представителями всех уровней власти проведено более 2 тысяч пресс-конференций, брифингов, презентаций, круглых столов, к работе которых привлекались работники научных, образовательных, молодежных организаций и СМИ. Правоохранительными органами Российской Федерации с соблюдением всех юридических норм пресечена деятельность 59 источников информации, распространявших материалы с признаками пропаганды экстремистской и террористической идеологии. Проведено более 28 тысяч адресных мероприятий с категориями граждан, наиболее подверженных воздействию идеологии терроризма, из которых более 24 тысяч - с молодежью, более 100 - с бывшими (амнистированными) участниками бандформирований, около 3 тысяч - с выходцами из мусульманских стран и более 1200 - с представителями этнорелигиозных диаспор.
Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов.
5. Что делается для создания государственной идеологии, национальной идеи современной России? Какое место в этом процессе занимает антитеррористическая составляющая?
Действующая Конституция Российской Федерации[1] не определяет какую-либо идеологию в качестве приоритетной. Вместе с тем террористические организации используют идеологию страха, жестокости, насилия и поэтому в настоящее время в Российской Федерации выстраивается система противодействия такой идеологии. Основные принципы такого противодействия представлены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, федеральных законах Российской Федерации, в выступлениях высших должностных лиц нашего государства. Так, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем выступлении на совещании с руководителями республик Северо-Кавказского федерального округа, территориальных подразделений Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел (г. Махачкала. 01.04.10 г.) заявил о необходимости
подключения гуманитарной составляющей, нравственного измерения в решении проблем противодействия терроризму.
Хотелось бы напомнить, что в принятом в 2006 году Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.
В Концепции противодействия терроризму утвержденной Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в октябре 2009 года, развиваются принципы системной антитеррористической политики в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от террористических угроз.
Концепция включает не только правоохранительный, но и политический, социальный, идеологический, пропагандистский, информационный и другие аспекты, принятие мер по устранению социальных условий, способствующих распространению идеологии насилия в любой ее форме, выработке у общества устойчивого и осознанного неприятия экстремизма и терроризма, а также привлечение населения к участию в информационном противодействии терроризму. В ней указан порядок взаимодействия органов государственной власти, антитеррористических комиссий и оперативных штабов. В концепции четко усматривается приоритет мер профилактики терроризма и участия в этом процессе наряду с органами государственной власти, институтов гражданского общества, бизнеса, образования и науки. Основная цель принятия Концепции -создание системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма в Российской Федерации.
6. В настоящее время деятельность аппарата АТК в субъекте
Российской Федерации регламентируется утвержденным Председателем НАК
Положением и Регламентом (п.6 «Об АТК п.16 Положения»). Во всех
субъектах Российской Федерации существуют различные подходы к
реализации данного вопроса. В большинстве случаев данные обязанности
возложены на одного человека (должностное лицо), который помимо данных
обязанностей выполняет и ряд других, зачастую больших по объему,
закрепленных в должностном регламенте госслужащего. Будет ли принят
нормативный правовой акт по данному вопросу?
В соответствии с пунктом 16 Положения об АТК в субъекте Российской Федерации высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель Комиссии) определяет (или создает вновь) структурное подразделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Комиссии, а также назначает должностное лицо, ответственного за организацию данной работы.
Таким образом, указанное положение подтверждает право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельно определять структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставленное в соответствии с Федеральным законом 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
7. Вопрос финансирования мероприятий по профилактике терроризма в
субъектах Российской Федерации требует нормативно-правового
регулирования. Письмо министра финансов Кудрина в отношении средств,
выделяемых по профилактике терроризма, не работает в полном объеме.
Выделение средств (и зачастую неполных) происходит не за счет бюджета региона, а из иных средств. Подобная деятельность требует значительных затрат. Планируется ли решение данной проблемы на федеральном уровне?
В 2008 году руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главам муниципальных образований направлено письмо Председателя Национального антитеррористического комитета, Директора ФСБ России А.В. Бортникова и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина по вопросу финансирования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму. В письме разъяснена предоставленная субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления федеральным законодательством возможность самостоятельно определять расходы на финансирование деятельности в сфере противодействия терроризму за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, в письме констатируется, что на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектам Российской Федерации из федерального бюджета оказывается финансовая помощь в виде дотаций, которые не имеют целевого назначения и в случае принятия соответствующего решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть направлены, в том числе и на организацию и осуществление мероприятий по предупреждению терроризма.
8. Уже давно назрела необходимость в законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, а именно в Федеральные законы 35-ФЗ и 131-ФЗ внести изменения, определяющие круг полномочий по проведению антитеррористической деятельности на региональном и муниципальном уровне. В частности, необходимо закрепить обязанности по выполнению решений АТК в субъекте Российской Федерации главами муниципальных образований, руководителями предприятий и организаций. Также возникает необходимость определения на законодательном уровне базовых требований к антитеррористической защищенности объектов различных категорий.
Что делается НАК, чтобы исправить сложившуюся ситуацию по этим направлениям в деятельности АТК?
Следует также отметить актуальность вопроса о необходимости разработки нормативного правового акта федерального уровня единых требований к определению норм антитеррористической защищенности и критериев отнесения объектов к категории критически важных и потенциально опасных объектов.
При этом данная проблема требует дополнительного всестороннего изучения с учетом следующих обстоятельств:
- разработка единых требований и критериев должна быть основана на единообразном подходе к их формированию с учетом особенностей, присущих различным сферам жизнедеятельности государства (энергетика, транспорт, добывающие отрасли и ряд других);
- обеспечение соблюдения единых требований и критериев должно быть взаимосвязано с обязанностью хозяйствующих субъектов обеспечить финансирование необходимых мероприятий, что требует внесения изменений в различные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие соответствующие правоотношения. Следует отметить, что в настоящее время изданы приказ Минпромторга России от 3 марта 2009 года № 94 «Об утверждении Рекомендаций по антитеррористической защищенности объектов промышленности» и приказ Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 336дсп «Об утверждении Рекомендаций по обеспечению антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации».
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с решением XXIV заседания Национального антитеррористического комитета ФСБ России, МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в IV квартале 2010 года поручено разработать и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Технический регламент о единых требованиях по антитеррористической защищенности (инженерно-технической укрепленности и физической охране) объектов возможных террористических посягательств» с распределением их по отраслевому признаку, с учетом особенностей и значимости объектов. Кроме того, в соответствии с указанным решением Комитета МЧС России, ФСБ России, МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в срок до 1 января 2011 года в установленном порядке необходимо внести в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регламентирующий порядок разработки на критически важных и потенциально опасных объектах единых паспортов безопасности с введением в них раздела «Меры обеспечения антитеррористической защищенности».
[1]Конституция Российской Федерации п. 2 ст. 13: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».