Региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа и его политическое значение в профилактике экстремизма и терроризма. 7 страница

Маска «жесткого обличителя» больше присуща СМИ, выбравшим для себя линию жесткой поддержки действий контртеррористического союза. Перед ними стоит задача подготовить аудиторию к ситуации, когда от слов перейдут к делу и возможны жертвы и среди мирного населения. Добиться этого можно, только подняв волну народного гнева, при этом удержав ее в нужном русле.

Менее интенсивен гнев у «лоббиста». Как правило, эта позиция присуща правым СМИ. Они поддерживают отдельные моменты политики правительства, однако в периоды локальных войн или угрозы международного или внутреннего терроризма занимают позицию власти. Их работа будет строиться больше на логическом убеждении аудитории и управляемом обсуждении проблемы, продвижении заранее подготовленных оценок событий.

Гораздо сложнее обстоит вопрос с «оппозиционерами». Для одних складывающаяся опасная ситуация станет очередным поводом покритиковать правительство и еще раз постараться убедить аудиторию в правильности своих идей. Другие попытаются подорвать доверие общества к власти и посеять сомнения в личной и общественной безопасности. Вне зависимости от средств достижения этой цели результатом может стать внутриполитический кризис. Постепенно такое СМИ может трансформироваться в «провокатора». Это самое опасное поведение. «Провокатор» не стесняется в средствах. Зачастую прикрываясь благими намерениями и борьбой за демократические ценности, он открыто саботирует и срывает акции против террористов, разжигает огонь конфликтов, прикрываясь идеями открытости общества, предоставляет трибуну наиболее радикальным экстремистским группам, эфир - террористам, зачастую делая из них «жертв и мучеников». Не меньшую угрозу представляют «соучастники», то есть СМИ, открыто выступающие в поддержку террористов.

Подобные модели поведения во многом обуславливаются функциями, выполняемыми СМИ как участниками информационно-психологического противоборства. В рамках обеспечения информационно-психологической безопасности СМИ берут на себя функции агента воздействия, агента контрвоздействия, пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии, информационного прикрытия и манипулятора. Эти функции свойственны средствам массовой информации при всех типах управления государством и организации власти.

Убеждая аудиторию, журналист становится агентом воздействия. Активное убеждение осуществляется с целью продвижения определенной идеи посредством погружения в проблему. Особая роль отводится частоте и наполненности информационных и аналитических сообщений с одновременным исключением нежелательных фактов и аргументов. Задача таких целенаправленных действий связана с формированием у аудитории устойчивого мнения о поставленной проблеме. Конечной целью такой стратегии является выработка убежденности в истинности провозглашаемых идей. Функцию агента воздействия выполняли европейские и американские СМИ перед вторжением в Югославию, в период косовского кризиса. Основной идеей, продвигаемой тогда в умы европейцев и американцев, было убеждение в том, что югославские власти проводят геноцид албанцев, сопоставимый со злодеяниями фашистов. Правильно сформулированный тезис и массированная атака на общественное мнение стран НАТО позволило в короткие сроки заручиться поддержкой общественности и без санкции ООН начать действовать.

Журналист может быть не только агентом воздействия, но и агентом контрвоздействия, что требует высокого уровня информированности. Дело в том, что для переубеждения, которое обеспечивается агентом контрвоздействия, необходима обширная информация, позволяющая «перекрыть» уже полученную аудиторией. Выполнение этой функции связано с участием СМИ в информационном противостоянии. Если функция агента воздействия сравнима со стороной агрессора, то функция агента контрвоздействия обуславливается позицией обороняющейся стороны, готовит почву к переходу в контрнаступление на информационном поле. Механизмы данной функции чрезвычайно разнообразны: от простых контраргументов до многоуровневого опровержения, основанного на анализе фактов, событий, статистических данных и сопоставление этих данных с положениями агента воздействия. В целом ряде случаев СМИ требуется не только простое опровержение информации, а такой набор аргументов и фактов, при котором опровергаемая идея будет компрометировать сама себя. Однако существует два типа активности при выполнении функции: активная, характеризующаяся безостановочным процессом опровержений и возбуждением споров, и позиционная, когда СМИ не опровергают информацию противника, а четко артикулируют свою позицию по спорному вопросу.

В особую группу можно выделить функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения. Эта группа основывается на психологическом механизме рефлексии или отражения через ценности, принятые в группе. Существование подобной функции возможно при наличии внутри общества реальной демократии. При переходе к функции рефлексии СМИ может выполнять ее активно, пассивно и нейтрально.

Особенностью проведения активной рефлексии в СМИ является оценка фактов и событий через мнения личностей, членов общества. Необходимо удержать тему в плоскости активного массового обсуждения и здесь на помощь приходят механизмы демократического обсуждения в обществе социально значимых вопросов. Для обеспечения включенности аудитории в общественное обсуждение потребуется выполнение двух условий: во-первых, наличие демократии, во-вторых, вывод темы дискуссии из узкоспециализированной в плоскость общественно значимой, т.е. касающейся всех и каждого. Однако добиться эффективности, а главное, результативности и содержательности информации чрезвычайно сложно.

Гораздо чаще СМИ выполняют функцию пассивной рефлексии событий. В их задачу не входит вовлечение аудитории в процесс общественного обсуждения, она выполняет роль зрителя. Собственно рефлексия на события отдается наиболее авторитетным экспертам, представляющим все возможные отрасли жизни и деятельности общества, прямо или косвенно связанные с рефлексируемыми фактами и событиями. Тем самым аудитория сама выбирает позицию и формирует мнение о событии.

СМИ могут выполнять и функцию нейтральной рефлексии. Возможно, именно она самая сложная в реализации. Ее характеризует чрезвычайная проницательность и взвешенность при подаче информации. Аудитории представляется информация, состоящая из тщательно подбираемых фактов и событий из информационного поля с таким условием, чтобы при оценке и анализе этой информации она могла самостоятельно принять решение по проблеме без широкого общественного обсуждения. Такие возможности могут быть только тогда, когда СМИ выступают в обществе социальным партнером и при условии, что уровень самосознательности и активности общества достаточно высок.

В арсенал задач, решаемых СМИ в ходе информационно-психологического противоборства, входит перестройка общественного мнения любыми возможными средствами манипуляции, вплоть до дезинформации и диффамации. Это достигается в основном в результате провоцирования непрекращающихся скандалов. Аудитория постоянно находится под информационно-эмоциональным прессингом. Наилучший момент для реализации данной функции - когда аудитория еще не имеет устоявшихся ценностей или они находятся в стадии становления.

Необходимо выделить и функцию информационного прикрытия. В метафоричном восприятии ее можно сравнить с артподготовкой на войне. На информационном поле создается похожая ситуация. СМИ отвлекает внимание общественного мнения от какой-либо проблемы. Для решения этой задачи есть немало средств: начиная от простого переноса информационного акцента до введения временных ограничений в информационном поле. Происходит это до банальности просто. Закрываемая тема сначала перебивается другой, не менее важной, после чего перемещается на вторые-третьи места, а затем плавно выводится из информационного поля. Когда же все будет готово, тема с шумом вернется на первые полосы. Правда, зачастую понять, что то или иное СМИ приступило к реализации данной функции, достаточно сложно, так как она в большей степени связана с организационной деятельностью редакции.

Для лучшего понимания деятельности СМИ как субъекта информационно-психологической безопасности надо рассмотреть средства массовой информации при различных угрозах информационно-психологической среде.

Угроза международного терроризма коренным образом отличается от всех видов военных угроз, особенно в информационной сфере. Малая группа, обладающая всеми ресурсами информационного характера, такими как возможность провоцирования информационных поводов; организаций ситуации эксклюзивности информации; сбора и анализа с последующим представлением данных о деятельности своего противника; каналами распространения информации, защищенными от внешних воздействий; развитой сетью общественной коммуникации, может за считанные часы спровоцировать разрушение национального информационного поля. Основными инструментами разрушения информационной сферы станут страх и ужас, которые в свою очередь породят панику, социальную нестабильность, внутриполитический кризис из-за нерешенности проблем безопасности, и, в конечном счете, разрушение общественных связей внутри самого общества.

 

Если при классических формах военных угроз противник всегда четко определяем, то здесь угроза растворена. Террористы наносят удар ниоткуда и исчезают в никуда. Террористические организации обладают свойствами, больше присущими партизанскому движению, но при этом лишены четких очертаний. Их сила в неуязвимости. Их принцип - не наносить тяжелые удары, как при боевых действиях, а постоянно разить в самые уязвимые места, лишать покоя и уверенности. Закон их существования - игра на несовершенстве современного закона: днем они простые граждане, а ночью безжалостные убийцы. Характер действия современного терроризма можно охарактеризовать как удар из-за угла или со спины, основа основ - никогда и ни в какой области не вступать в открытый бой.

 

2. Журналистика и СМИ в условиях противостояния терроризму.

 

Отличительная черта информационной работы террористов -привлечение внимания к своей деятельности наиболее влиятельных СМИ национального и глобального уровня. При этом они постоянно поддерживают к себе интерес в компьютерных информационных полях, таких как Интернет, где вероятность задержания равна нулю. В подобных условиях СМИ нуждаются в скоординированной политике противодействия информационной работе террористов.

В этих условиях СМИ могут занять позицию регулятора общественных процессов, поскольку им под силу остановить панику. СМИ не должны стесняться активно вмешиваться в умонастроения общества, используя средства психологической манипуляции. Человек, существо коллективное, поэтому, если вовремя его не остановить, он уничтожит сам себя. Не исключено, что придется использовать и механизмы самоцензуры, а также добровольное принятие на себя ограничения некоторых прав и свобод.

Проблема организации деятельности СМИ в условиях угрозы международного терроризма сопряжена с поведением СМИ в условиях локальных войн. Рано или поздно силовые ведомства стран, подвергшихся атаке со стороны террористов, находят сердце той или иной террористической группы. Тогда вспыхивает локальная война.

Следует подчеркнуть, что современный терроризм обладает различными моделями деятельности организаций. Есть организации, базирующиеся в целом ряде стран и действующие по всему миру. Другие же сосредотачивают свою активность в странах одного конкретного региона, преследуя цели разжигания межэтнической и межрелигиозной вражды. Есть и такие, у которых боевое крыло действует на территории одной конкретной страны, а управляется и финансируется из центров, раскиданных по всей планете. Деятельность организаций последних двух типов, как правило, приводит к конфликтам, как в Чечне и Косово, а деятельность террористических групп, организованных на принципах первой модели, заставляет искать центр террористической организации, а лишь затем наносить удар. Но при всех вариантах общества входят в состояние локальной войны.

Ситуация локальной войны должна заставить СМИ очень взвешенно отнестись к распространяемой информации. Структура информационного потока должна претерпеть значительные изменения. Форма подачи материалов СМИ опирается на выполнение функций агентов воздействия и контрвоздействия, манипулятивных функций, активно задействуется система фильтрации информации. Это вызвано тем, что обе стороны конфликта имеют прямой доступ к СМИ. А тип войны обуславливает и противостояние на информационном поле, где война ведется за умы людей.

Общественное мнение становится оружием. Войскам требуется теперь не правительственный приказ, а моральная индульгенция общества. Принятие обществом силового сценария обеспечит приток финансовых и технических средств в войска, а также обеспечит успешность мобилизационной политики.

Вместе с этим работа по удержанию настроя общественного мнения должна проводиться до тех пор, пока военные полностью не уничтожат физическую угрозу. Дальше приоритет будет смещен на создание на «освобожденных» территориях безопасной психологической среды, за счет изменения ценностных установок общества и корректировки некоторых аспектов национального самосознания.

К наиболее сложным вопросам, решаемым СМИ в период локальных конфликтов, относится работа по блокировке и нейтрализации информации, проходящей по альтернативным каналам СМИ. Как правило, это прямо или косвенно сочувствующие террористам СМИ. Здесь вектор активности разделяется на два направления: техническое противодействие и информационно-психологическое воздействие. Технические меры охватывают приемы так называемого «плохого сигнала», или электронной и кибервойны, -особый комплекс мероприятий, направленный на внесение сбоев в работу компьютерной, телекоммуникационной и передающей техники. Печатные СМИ не рассматриваются как особая угроза, проблемы с языком и транспортировкой сводят все усилия на нет. Наибольший объем технической работы ложится на уничтожение веб-сайтов, серверов и порталов, разделяющих взгляды террористов. В арсенале этой борьбы находятся средства программного и аппаратного уничтожения систем. Они охватывают создание и распространение в этих системах вирусов, откровенных взломов, перекачивание информации, блокирование работы за счет непрямых средств, забрасывание письмами-ловушками, создание логических бомб и т.д. Чаще всего эту деятельность проводят сами военные.

А вот информационно-психологическая работа практически полностью отдана в ведение СМИ и отделов психологических операций. Она значительна сложнее, так как требует доскональной изученности противника и его возможностей. Основное направление - это создание механизмов психологической защиты, которые могут охватывать как технологии отторжения информации с другой стороны, так и полное игнорирование всех проблем, связанных с культурами, похожими на родную среду террористов. Для чего в СМИ могут привлекаться специалисты по работе с массовым сознанием и с сознанием толпы. Настоящая психологическая война -бескровная, без жертв и разрушений. Она уничтожает и модифицирует психические и поведенческие системы как войск, так и мирных жителей противника. Именно эта характеристика позволила психологической войне стать одним из основных средств по противодействию терроризму.

 

3. Применение информационных средств противодействия терроризму в России.

 

Чрезмерно велика роль, которую оказывают телевидение, радио, периодические печатные издания на общественную мысль, мораль, мировоззрение общества и отдельных людей в наши дни. Эта способность средств массовой информации быть эффективным средством формирования общественного климата максимально используется отдельной категорией людей, пытающимися решать вопросы достижения своих политических, экономических и иных целей путем влияния на группы и слои граждан. Причем полярность этого влияния в зависимости от стоящих задач может быть и положительной и отрицательной. Примером этому может служить активное использование уникальных возможностей СМИ экстремистами и террористами всех без исключения направлений, идеологических и иных течений.

Печальные события конца 90-х годов прошлого столетия и начала XXI-го века указывают, что никакие новости не привлекают такого внимания и не являются столь "долгоиграющими", как вести об актах терроризма. Средства массовой информации, особенно телевидение, зачастую делают террористические акты еще более устрашающими, ясно донося до зрителей весь их ужас. Это сильно увеличивает общее ощущение уязвимости и страха. Террористы знают это и активно используют СМИ в своих интересах, чтобы психологически поставить общество и правительства практически всех без исключения государств в положение защищающихся. В свое время премьер-министр Англии М.Тэтчер сказала, что освещение в СМИ - кислород террористов. Нескольким позже «железная леди» добавила по этому поводу: «Террористы используют свободные СМИ для того, чтобы уничтожить свободу». Из этого следует, что отношения с общественностью есть важнейшее оружие террористов, а средства массовой информации - главный инструмент использования этого оружия. При этом террористы хотят привлечь к себе общественное мнение бесплатно, чего обычно не может позволить себе никакая иная группа населения. Интервью с террористом - всегда сенсация. Террористы заручаются сочувствием к их делу, если не к их действиям. Так, в качестве примера следует отметить, что военно-политическая деятельность чеченского полевого командира Хаттаба особенно активизировалась после того, как он попал в центр внимания российской и зарубежной прессы. Благодаря почти что PR-кампании этот неизвестный ранее в международных исламистских кругах боевик иорданского происхождения получил блестящую рекламу своей деятельности по ведению джихада против «неверных» в России, чем соответственно привлек внимание зарубежных спонсоров.

При захвате заложников террористам крайне необходимо иметь как можно больше информации в отношении захваченных ими лиц (имена жертв, административный, политический и иной ценностный уровень заложников), реакции государственных органов и правительства в отношении их акции, детали подготовки к силовым операциям по освобождению заложников и т.п. Все это в комплексе позволяет преступникам оперативно координировать свои планы, изменять требования, принимать новые решения. Нередки в данных ситуациях как инициативно (со стороны СМИ), так и по требованию террористов теле- и радио-интервью руководителя конкретной террористической акции и, в частности, по захвату заложников. Так как в данных случаях, хоть и при опосредованном общении с сообщниками, террорист может помещать ключевые слова, фразы, выполнять определенные жесты, о которых имеется предварительная договоренность с сообщниками, находящимися вне захваченного объекта. Это может быть единственным способом информационного общения с единомышленниками, расположенными вне досягаемости других средств коммуникации. Сам факт телевизионного показа также может нести определенную информацию.

Сведения, получаемые из средств массовой информации, могут повлиять на повышение настороженности, степени боеготовности и спровоцировать боевиков на агрессивные действия в отношении заложников, а их внешнее руководство - на коррекцию действий для выполнения плана до конца. Широко известен факт, когда в 1996 году боевикам движения "Тупака Амару", захватившим заложников в резиденции японского посла в столице Перу Лиме, именно из сообщений СМИ стал известен факт нахождения среди удерживаемых лиц брата президента страны, что создавало реальную угрозу для его жизни и дополнительные трудности для проводимой контртеррористической операции.

Итак, террористы стремятся заручиться поддержкой средств массовой информации (и нередко получают ее), чтобы нанести большой урон противнику. Они стремятся к тому, чтобы СМИ распространяли панические настроения и страх, способствовали нанесению экономического ущерба, лишали людей веры в способность их правительства защищать их.

По этому поводу в 2006 году тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннен заявил, что «...Подобно тому, как террористы изо дня в день используют в своих целях средства массовой информации - нам следует ответить на брошенный ими вызов и их сюжетам, пронизанным ненавистью, противопоставлять сюжеты о жертвах; сюжеты об общинах, расколотых и подорванных террористическими актами; сюжеты о мужестве тех, кто, рискуя своей жизнью, занимается своей повседневной деятельностью...». Как бы продолжая отмеченные выше слова, специалисты-криминологи отмечают, что Россия должна иметь средства массовой информации, которые помогают решению стоящих перед страной задач, а не просто зарабатывают деньги для себя, используются в незаконной конкурентной борьбе и потакают низменным инстинктам. А в рассматриваемом нами случае освещение событий в прессе должно работать на государство, на безопасность общества и каждого человека, а не на террористов. При том показать и заклеймить террористов как обычных преступников. У журналистов есть ряд простых и эффективных способов сделать это. Так, по мнению Брюса Хоффмана (эксперта в области антитерроризма), средства массовой информации не должны полностью запрещать допуск террористов в эфир или на страницы газет и журналов (но только не в условиях проведения конкретной силовой акции, связанной с освобождением заложников и т.п.). Однако задача СМИ - наглядно показывать угрозы и ложь, содержащиеся в выступлениях сторонников террора. При этом средства массовой информации должны и в состоянии активно способствовать разрядке напряженности, а не усугублять ее. Ибо у государства, общества и журналистов гораздо больше общих целей, чем у прессы и террористов, поскольку они равно заинтересованы в исключении актов насилия из жизни общества. К тому же СМИ весьма заинтересованы в том, чтобы террористы не манипулировали средствами массовой информации.

В наши дни как никогда стоит в России серьезная проблема использования в борьбе с терроризмом интеллектуальных ресурсов страны, к коей в полной мере относятся и представители средств массовой информации. Ситуация весьма сложная. За последнее двадцать лет в нашей стране произошло падение духовности и нравственности в обществе. Распространился правовой нигилизм во всех социальных слоях населения, включая представителей органов исполнительной власти. Постоянное присутствие идеологии насилия и культа жестокости в электронных средствах массовой информации стало будничным явлением. Идея о допустимости применения силы для достижения важных социальных или политических целей стала нормальным явлением. Таким образом (и это подтверждает международная практика) внедрение в ментальность россиян жестокости, идеи о допустимости применения насилия, "привыкание" к нему граждан Российской Федерации создают благоприятную почву для распространения в стране экстремизма и терроризма.

В подтверждение изложенному приведем слова из выступления заместителя начальника отдела парламентских программ Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктора политических наук И.В. Бочарникова на выездном заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в г. Ижевске 15 июля 2010 года на тему «О реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» в субъектах Российской Федерации». Бочарников И.В. в частности отметил, что сформировавшаяся в настоящее время индустрия СМИ, несмотря на сложившееся мнение о том, что она находится под жестким контролем государства, достаточно свободно пропагандирует культ насилия и жестокости. Это негативно сказывается на морально-психологическом состоянии населения, в первую очередь молодежи.

Примером тому является сетка вещания государственных телевизионных каналов, перенасыщенная криминальными сюжетами и оболванивающими ток-шоу. В частности, основное время эфира Первого канала и РТР занимают сериалы по типу «мыльных опер», развлекательные ток-шоу, а также программы, освещающие криминальную хронику. Причем передачи, посвященные ЧП, криминальной информации, занимают около 20% эфирного времени на Первом канале и 30% - на РТР. Опасность их воздействия заключается в том, что ежедневный поток негатива с экранов приучает людей смириться с мыслью о неизбежности насилия. К тому же значительная часть таких передач дискредитирует органы правопорядка страны. Как правило, речь в них идет о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. В этом случае нарушается не только принцип сбалансированности информации («плохой» - «хороший» милиционер), но и подрывается доверие к органам правопорядка и всей системе государственной власти. Все три блока названных передач (сериалы, ток-шоу, криминальная хроника и детективы) занимают более 80% эфирного времени общенациональных телеканалов. В то же время познавательных программ о народах России, их культуре, быте и традициях представлено очень мало. Все это не способствует формированию толерантности и единению народов России, свидетельствует о том, что ни органы власти, ни общество фактически не влияют на информационную политику СМИ.

Наиболее негативным фактором является то, что большинство материалов российских СМИ антипатриотичны. Не без участия СМИ термин «патриотизм» превратился в явление, которого нужно стыдиться. Примечательно, что один из телеведущих во время очередного ток-шоу поставил на обсуждение тему: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев». Всем этим достаточно успешно пользуются лидеры различных националистических организаций и движений, размывая и подменяя понятие «патриотизм» национализмом. И здесь весьма закономерен вопрос: можно ли без нравственного воспитания человека, без приобретения духовного начала молодыми людьми, без патриотического отношения к свой стране создать целостную систему предупреждения преступлений террористического и экстремистского характера?!

Обратимся к наиболее уязвимому в террористическом отношении региону Российской Федерации - Северному Кавказу. Так вот, по мнению специалистов, среди общих тенденций, которые существенным образом влияют на новый виток напряженности на Северном Кавказе, как то: обострение социально-экономической ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом и социальным протестом на бездействие; высокий процент бедности и безработицы населения; небывалые размеры коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, выделяются: активная пропагандистская деятельность лидеров бандитского подполья и религиозно-экстремистских структур; усиление влияния радикального ислама; отсутствие устойчивой и понятной государственной идеологии; снижение образовательного уровня населения; отсутствие постоянного государственного пропагандистского воздействия на население, направленного на развенчание идеологии террористов. И на все это, если можно так сказать языком времен СССР, «идеологические диверсии», получаем только одно декларативное указание в области идеологии, выделенное 1 апреля 2010 года на совещании в г. Махачкале: укреплять нравственную и духовную составляющие.

И здесь весьма широкое поле для деятельности интеллектуальных ресурсов страны, и, в первую очередь, представителей средств массовой информации. Только они, как никто другой, в состоянии формировать общественное сознание, общественное мнение и психологию активного неприятия и осуждения терроризма и лиц, которые совершают акты терроризма, даже в тех случаях, когда за их действиями стоит определенная идеология либо мировоззрение.

Необходимо учитывать тот факт, что проблема борьбы с терроризмом обрела в последние годы необыкновенную актуальность во всем мире, чему способствовали разрастание масштабов и расширение географии этого опасного, разрушительного и по существу непредсказуемого феномена, повышение общественной опасности террористических проявлений, технической и боевой оснащенности террористов. К тому же сотрудники спецслужб и правоохранительных органов чаще всего сталкиваются с результатами запущенных и разросшихся до антагонистической стадии конфликтов социального, политического, экономического, межнационального характера и террористические проявления произрастают из тех сфер общественно-государственных отношений, на которые они непосредственно влиять не могут. Сегодня на повестке дня практически во всем мире поставлен вопрос об активной профилактике терроризма. Колоссальным потенциалом и достойным тендемом в сфере осуществления эффективных вопросов превенции терроризма обладают научная общественность и средства массовой информации и не только и даже не столько для того, чтобы объяснить уже состоявшиеся акции терроризма, сколько в целях предупреждения новых акций.

Исходя из того, что особая роль в решении задач профилактики терроризма принадлежит журналистам, политологам, конфликтологам, международникам, социологам, психологам, хотелось бы, чтобы такое направление, как предупреждение (профилактика) терроризма стала предметом постоянных, а не разовых, профессиональных разработок и публикаций. А специализация «террология» (противодействие терроризму) была бы включена в перечень специальностей гуманитарных факультетов университетов.

 

4. Использование Интернет-технологий в профилактике экстремизма и терроризма.

 

Анализ информационной обстановки в Сети показывает, что контент основных Интернет-ресурсов по продвижению идеологии насилия (террористической, экстремистской, националистической и др. направленности) носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов.

Подавляющее большинство сайтов, блогов и форумов указанной направленности поддерживается из-за рубежа и направлено на дестабилизацию обстановки не только на Северном Кавказе, но и в других регионах России, внесение разногласий в деятельность межгосударственных структур с участием России (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, союзы Россия-Белоруссия и Россия-Белоруссия-Казахстан).