Региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа и его политическое значение в профилактике экстремизма и терроризма. 4 страница
запрещены, не рассуждая и не имея доступа к лежащим в их основе принципам».
Данная работа посвящена анализу тех причин, которые толкают людей на нарушение морального инстинкта.
Актуальная задача изучения сложнейшего процесса вовлечения людей в террористическую деятельность состоит в разработке фундаментальной концептуальной базы, опираясь на которую исследователи получили бы возможность эффективно соотносить и координировать различные подходы к проблеме. Это позволит создать адекватную теорию изучаемого явления. А в практическом плане необходимо предложить методы научной идентификации основных свойств процесса вовлечения, что позволило бы совершенствовать всю систему контртеррористических и антитеррористических мероприятий.
В нашей работе мы опирались на определение терроризма, которое представлено в Федеральном законе РФ от 6 марта 2006-го года №35-ФЗ, где терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Здесь же противодействие терроризму определяется как «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин и условий, способствующих совершению
террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма».
Для создания эффективной и обоснованной государственной системы предупреждения терроризма необходимо провести анализ и классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, и разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия. Для конкретной реализации этой задачи необходимо:
- построить классификацию причин и условий, установить ее структуру, иерархию и региональное распределение;
- выявить причины и условия, требующие приоритетного воздействия;
- разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия, указать возможные индикаторы эффективности воздействия.
Предлагаемая нами классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, ориентирована прежде всего на практическое построение научно обоснованной и действенной государственной системы противодействия терроризму. Классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, должна опираться на системный подход в понимании терроризма. Это значит, что терроризм рассматривается как определенное социальное явление, представляющее из себя сложнейшую социальную систему, состоящую из множества взаимодействующих между собой элементов и связей между этими элементами. Такой подход является наиболее эффективным, так как он позволяет не упустить ни один важный фактор и/или взаимодействие факторов в структуре терроризма как явления, и, в конечном итоге, создать адекватную модель соответствующих причин и условий.
Прежде всего, следует отметить, что создаваемая модель причин и условий является конкретно-историчной, т.е. описывает не причины и условия вовлечения граждан в террористическую деятельность вообще, а именно граждан современной России. Однако, понимая терроризм в конкретно-историческом и национальном ключе, мы рассматриваем его и как часть
современного общечеловеческого явления, от которого тяжело страдают и многие другие государства. Именно такое, вытекающее из системного подхода, сочетание конкретно-национального и общечеловеческого в изучении терроризма позволяет синтезировать опыт отечественных и иностранных социологов, политологов, философов и психологов.
В процессе анализа нами выделены классы факторов первого уровня, включающие разные аспекты жизнедеятельности общества, которые могут влиять на формирование террористической деятельности.
1. идеологические;
2. политические;
3. экономические;
4. социальные;
5. этнические;
6. конфессионально-религиозные;
7. административно-территориальные;
8. психологические;
9. ситуационно-креативные.
Внутри этих классов структурно выделяются иерархически подчиненные подклассы разного уровня. Для каждого из этих классов существует региональное распределение и специфичность/неспецифичность входящих в подклассы причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что указанный перечень является предварительным, неокончательным и в последующем будет доработан, уточнен и детализирован.
Идеология понимается как набор важнейших ценностей (аксиология); важнейших смыслов (в том числе смысла жизни); декларируемых идеалов, лежащих в основе личностной и групповой идентичности. Идеология насилия связана с субъективной ролью насилия как приемлемого, и, более того,
необходимого инструмента достижения целей (в основном политически-сепаратистских), причем инструмент (насилие) часто приобретает самостоятельную ценность и мотивирующую силу. Формирование идеологии насилия (которая потом часто толкает человека на занятие террористической деятельностью) изучается психологией и не может быть понято в отрыве от других психологических процессов. Соответственно, для научного описания идеологии насилия в аспекте провоцирования терроризма следует рассматривать психологические факторы вовлечения в терроризм, религиозные и этнические, и во взаимодействии с ними и анализировать механизмы такого идеологического вовлечения в террористическую активность. Светская идеология насилия обычно связана с сепаратистским типом терроризма, религиозная - с фанатичным типом терроризма. Фанатичный тип терроризма гораздо опасней и приносит больше смертей, насилие выражено сильнее и в более жесткой форме.
Группа внешнеполитических факторов связана с фактом финансирования российских террористов рядом зарубежных негосударственных организаций и фондов и недостаточной борьбой зарубежных спецслужб с этим явлением. Соответственно, эти деньги при поступлении их в Россию тратятся на пропаганду терроризма и вербовку новых членов. Перекрытие этих каналов является важным аспектом профилактики вовлечения граждан в террористическую деятельность. Вторая группа факторов связана с внутрирегиональными политическими процессами, способствующими вовлечению граждан в террористическую деятельность. Одной их причин повышенной террористической активности являются внутриполитические процессы в определенных регионах, связанных не только с террористическим оппонированием федеральному центру, но и с внутренней борьбой локальных элит и кланов. Такого рода причины и условия очень активно способствуют вовлечению граждан в террористическую деятельность на одной из сторон. Третья группа факторов связана с проблемой коррупции и снижением
легитимности госуправления на региональном и муниципальных уровнях. Слабые и неэффективные институты власти не борются с терроризмом, попустительствуют ему. Террористы могут подкупать должностных лиц, подкупом доставать оружие, коррумпированные чиновники могут просто преступно бездействовать и не препятствовать пропаганде терроризма, что приводит к вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.
Внутри класса экономических причин и условий можно провести следующую группировку иерархически подчиненных ему факторов. К первой группе факторов следует отнести безработицу, низкие доходы населения, низкий абсолютный и подушевой валовой региональный продукт, нехватку доступного жилья, высокую криминализированность экономики. Следует отметить неспецифичность экономического фактора самого по себе, т.е. экономические проблемы приводят ко многим видам преступной деятельности и социальных напряжений, в том числе и терроризму. Вторую группу провоцирующих терроризм экономических факторов (структура промышленности, современность региональной экономики) удобнее всего анализировать через региональное распределение. Рассматривая группу регионов ЮФО с повышенной террористической активностью, можно увидеть, что в связи с резкой деиндустриализацией Чеченской Республики в 90-е годы и массовым исходом квалифицированной образованной рабочей силы (преимущественно русской национальности и русскоязычных) из этого региона (а также из Ингушетии и Дагестана) резко снизился технологический уровень промышленности. Это привело к снижению уровня образованности населения, что, скорее всего, снизило иммунитет к пропаганде террористов. Экономика этих регионов стала архаичной, ее структура стала неблагоприятной и нетребовательной к уровню образованности, т.е. произошли массовые процессы обратного развития экономики.
Наиболее важными демографическими характеристиками, связанными со вступлением в террористическую организацию, являются пол и возраст.
Существует связь между этими факторами и людьми, приходящими в террористическую организацию. Большинство - это молодые люди; под молодыми в данном случае следует понимать тинэйджеров и тех, кому от 20 до 30 лет; большинство из них - мужчины. Порождаемый терроризмом эффект распространяется с помощью механизмов психологического воздействия через СМИ. Главное средство терроризма - воздействие на чувства больших масс людей, устрашение населения, создание страха, утрата людьми таких базовых понятий, как цель жизни, смысл жизни, жизненные ценности. Образовательные факторы в их негативном варианте - в виде необразованности - очень важны в структуре провоцирующих терроризм причин и условий. Необразованный человек не получает культурно-образовательной прививки от пропаганды терроризма и становится к ней уязвим.
Процесс воспитания призван формировать социально-культурную среду личностного роста. В случае редукции воспитания и со стороны родителей, и со стороны государства происходит дезориентировка молодежи в плане идеологии и духовных ценностей. Эти факторы влияют на уязвимость современной молодежи к пропаганде терроризма. Терроризм произрастает в питательной маргинализированной экстремистской среде. Такие социальные проблемы, как алкоголизм и наркомания, маргинализируют человека, повышают его агрессивность и часто толкают его в эту криминальную и экстремистскую среду, откуда он может быть рекрутирован в качестве террориста-исполнителя.
Сепаратистские силы представлены постоянно нарождающимися элитами полиэтнических государств и государственных образований в рамках федераций, ищущих доступ к самостоятельной политической власти и экономическим ресурсам. Активность этим силам придает стремление к материальному обогащению. Фактор лингвистической изоляции усугубляет этническую изоляцию и еще больше разрывает связи республик ЮФО с «ядерными» русскими регионами, предоставляя дополнительный агитационный ресурс террористам-сепаратистам, вовлекающим граждан в террористическую деятельность. Надо акцентироваться не на отрицательных качествах национального характера, приводящих к вовлечению в террористическую деятельность, а на тех традиционных качествах, которые профилактическим образом препятствуют этому. Таковые качества имеются, их надо активно «разрабатывать» современными социально-психологическими методами, развивая именно из них устойчивую антитеррористическую позицию молодежи. Мигрант, особенно в первом поколении, испытьтающий на себе психологический гнет окружающей ксенофобии (вплоть до убийств на почве национальной ненависти), вероятно, склонен услышать аргументы о превосходстве ислама и обрести финансовую базу и группу общения в лице террористической группы, отреагировав таким образом на ксенофобию окружающей его русской среды. Таким образом, радикальные национальные чувства определенных этнических групп мигрантов, потенциально склоняющие их к терроризму, скорее всего, возникают из-за отношения к этим этническим группам со стороны доминирующего на национальном уровне этноса.
Конфессионально-религиозные причины и условия, способствующие вовлечению граждан в террористическую деятельность, являются одними из самых мощных и непосредственно действующих. Существует четкая тенденция усиления именно религиозного, а не национально-сепаратистского типа терроризма, причем число жертв гораздо больше при религиозно мотивированных терактах. Внутри ислама существует радикальное фундаменталистское направление, призывающего к войне с неверными. В 90-х годах на Северном Кавказе федеральным правительством была допущена такая ситуация, что стала возможна широкая пропаганда и практическое внедрение радикально-агрессивного понимания ислама. Распад СССР переживается жителями страны как «культурная катастрофа». Возникла потребность в идеологических ориентирах. Ваххабизм вкупе с национально-освободительными лозунгами стал основной идеологией чеченских террористов. Этот привносимый извне в Россию арабо-мусульманскими радикалами «агрессивный ислам» пустил корни и в явном или латентном состоянии присутствует сейчас в мусульманских республиках Северного Кавказа. Он представляет собой опасность, которая психологически реализуется следующим образом: террористические рекрутеры ловко используют неоднозначное прочтение определенных сур Корана и интерпретируют их как призывы к джихаду, который, как они внушают, является вооруженной войной против неверных, т.е. немусульман. Таким образом, хотя ислам сам по себе, как и любая великая мировая религия, является позитивным гуманистическим учением, на практике он реализуется как потенциально провоцирующий терроризм фактор. Стоит еще раз подчеркнуть, что это не вина ислама, а вина его преступных интерпретаторов.
Административно-территориальные и региональные причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, в основном рассматриваются нами как региональный аспект всех других типов нашей классификации. Коррупция, низкий уровень государственного администрирования и слабая обратная связь от населения к местным властям являются общероссийскими проблемами. Но только в условиях некоторых мусульманских республик ЮФО (Чеченская Республика, Ингушетия, Дагестан), когда дополнительно включаются экономические, конфессиональные, этнические, ситуативно-военные и другие провоцирующие терроризм факторы, население реально массово вовлекается в террористическую деятельность.
Кроме того, существует еще фактор пограничности регионов, связанный с тем, что наиболее проблемные в плане терроризма субъекты ЮФО находятся на южной границе РФ. Слабые госграницы способствуют проникновению в эти регионы агентов международного терроризма, развертыванию ими соответствующей агитации и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.
2. Психология межэтнической напряженности и профилактика терроризма.
Ключевым вопросом среди психологов, исследующих феномен терроризма, является вопрос о том, что приводит того или иного человека в террористическую организацию? Почему некоторые индивиды предпочитают оставить карьеру и развитие в обычном обществе ради зачастую опасного для жизни членства в незаконной группировке, призывающей к насилию? Главная предпосылка заключается в том, что терроризм лучше всего будет понят сквозь призму психологической интерпретации кажущейся социальной несправедливости, особенно несправедливости в процессах принятия решений.
Исследователи, интересующиеся глубинной мотивацией террористов, указывают на большое значение положительной привлекательности ощущения принадлежности к тайной могущественной организации. Это способствует успешному решению задачи самоидентификации личности и сохранению высокого уровня самооценки. При рассмотрении подобных глубинных мотивационных основ вовлечения в террор нередко используется понятие «соблазн». Именно соблазны следует рассматривать как основные источники субъективной привлекательности терроризма. Они могут быть многочисленными и в какой-то степени индивидуализированными, но имеют единую психологическую сущность - когнитивно простое, быстрое и эффективное решение обычно труднорешаемых жизненных задач.
Под ситуативно-критичными причинами и следствиями, способствующими вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, нами понимаются такие факторы, которые имеют не фундаментальную, постоянно действующую природу, а временную, связанную с каким-то важным, но преходящим событием в жизни региона или всей России. Одним из ключевых факторов такого рода стали военные действия наюге России, которые сформировали определенный провоцирующий вовлечение в терроризм социальный фон.
Дальнейшая разработка обсуждаемой проблемы предполагает проведение системных исследований причин различного уровня, способствующих вовлечению человека в террористическую деятельность:
- на уровне идеологической (аксиологической) идентичности;
- на уровне социальной идентичности;
- на уровне личностной идентичности;
- на уровне индивидной идентичности.
Каждый уровень требует своего специфического методического обеспечения: опросы, интервью, психосемантическое исследование, проективные методы.
Подобное социально-психологическое исследование позволит разработать индикаторы, маркеры и критерии проявления причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность. Также следует создать научно-методическую систему, позволяющую проводить мониторинг для выявления рисков вовлечения людей в террористическую деятельность. На наш взгляд, одним из эффективных методических приемов исследования такого социального явления, как терроризм, может явиться метод экспериментальной психосемантики. Он позволяет описывать и изучать как деннотативные, так и коннотативные аспекты различных образов, формирующих индивидуальное и коллективное сознание.
Основным методическим принципом социально-психологического мониторинга, по нашему мнению, может быть принцип иерархичности социальных установок, регулирующих поведение индивидуального или коллективного субъекта в обществе. Так, В.А. Ядов выделяет четыре уровня социальной установки:
- фиксированные установки; социальные фиксированные установки;
- базовые социальные установки;
- система ценностных ориентаций личности.
Все четыре уровня взаимосвязаны и выступают, в свою очередь, как единая система регуляции социального поведения личности. Важной особенностью этой регуляции, по мнению В.А. Ядова, является соответствие уровня регуляции содержанию ситуации. Отношения между обществом, в т.ч. муниципальной, региональной и федеральной администрациями и терроризмом могут рассматриваться как коммуникативный акт, подчиняющий законам человеческой коммуникации. В этом случае для более глубокого понимания психологической природы терроризма террористический акт может быть представлен в рамках модели коммуникативного акта, включающего ряд взаимосвязанных элементов. В случае нарушения коммуникации между обществом и властью власть доводит до общества свои желания, а народ, в силу коррумпированности власти (особенно на самом низком, муниципальном уровне) не может довести до власти свои желания и нужды, т.е. обратная связь не работает. Под таким углом зрения теракт может рассматриваться как попытка определенных групп все-таки довести до власти свою точку зрения, пусть и таким противозаконным путем, т.е. теракт - это способ восстановить двунаправленность коммуникации между чиновниками и населением и привлечь внимание к своим проблемам.
3. Использование социально-психологических технологий при проведении мероприятий антитеррористической направленности.
Влияние новостного телевизионного дискурса на представления об опасности в картине мира человека достаточно велико. СМИ во многом формируют мировоззрение человека в современном мире. Этот информационный канал позволяет отдельной личности больше узнать об окружающем мире и людях, но, с другой стороны, СМИ могут быть использованы как средство информационной диктатуры. Посредством телевидения можно создавать иллюзорную реальность, миры, давать людям образы-эталоны, которые влияют на восприятие человеком самого себя и реальности в целом.
Сегодня разнообразие СМИ, и в первую очередь, телевидение, являются главным инструментом влияния в обществе. На них лежит непростая задача -сохранить баланс между свободой слова и безопасностью человека, правом общества и его граждан на информацию и гражданской ответственностью
СМИ.
По-видимому, наиболее отчетливо эффект информационного воздействия телепередач можно оценить на примере новостных сообщений. Просмотр новостей, как правило, имеет наиболее массовую аудиторию. За счет анализа поступающей информации и эмоциональной включенности новости определенным образом влияют на представления индивида о мире в целом, на его представления об опасности, в частности. Очевидно, что в основе повышенного интереса к новостным сообщениям лежит стремление человека избежать возможных опасностей в будущем, оно составляет основу программы адаптации человека к окружающей среде.
Ежедневный выпуск новостей представляет собой некую квинтэссенцию пришедших событий за день во всем мире и в стране. Даже поверхностный анализ новостных сообщений показывает, «плохих» новостей больше, чем «хороших». Причина этого явления, очевидно, объясняется стремлением телевизионных каналов привлечь максимальное количество зрителей, а именно тревожные новости пользуются повышенным вниманием. В результате создается представление, что в целом новости оказывают негативное воздействие на эмоциональное состояние аудитории, создавая повышение ощущение тревоги и напряженности Важно с точки зрения научного психологического подхода исследовать это явление, учитывая характер массового влияния телевизионных СМИ. Целью проведенной работы было изучить структуру представления об опасности в картине мира человека, проанализировать динамику представлений об опасностях в индивидуальной картине мира под воздействием медийного контента на примере телевизионных новостных сообщений.
В задачи исследования входило:
1. составить классификацию опасных ситуаций на основании
феноменологических представлений об опасности в индивидуальном сознании;
2.подобрать подходящий инструментарий для выявления представлений об опасностях, разработать новые методики;
3.проанализировать содержание новостных передач и выявить наиболее часто встречающиеся в них опасные ситуации, а также соотнести их с основными представлениями об опасностях;
4.рассмотреть структуру и основные параметры функционирования представлений об опасности;
5.выявить эффект воздействия телевизионных новостных сообщений на студенческую аудиторию по уровню проявления у них ситуативной тревожности, а также по выставляемым оценкам степени опасности тех или иных ситуаций;
6. сравнить представления об опасности в зависимости от влияния гендерного фактора в группах: мужчины - женщины.
Объектом исследования являлись представления об опасности в индивидуальной картине мира человека, рассматриваемые как со стороны эмоциональных, так и со стороны когнитивных психических проявлений.
Предметом исследования являлась динамика представлений об опасностях в индивидуальной картине мира под воздействием медийного контента на примере новостных сообщений. Были использованы качественные и количественные методы исследования. Качественные методы исследования:
беседа, незаконченные предложения. Количественные методы исследования: тесты ситуативной и личностной тревожности Спилбергера, специальная методика, разработанная для данного исследования, названная «оценка опасных ситуаций». В работе применялись следующие статистические методы обработки данных: контент-анализ, факторный анализ, психосемантическое шкалирование. Для разработки специальных методик, использованных в данном исследовании, предварительно был проведен опрос, в ходе которого группа респондентов из 100 человек отвечала на один вопрос: «Какие ситуации вы считаете опасными?». На основании полученных результатов была составлена классификация опасных ситуаций, представленная на рис. 1.
В структуре новостных сообщений в основном представлены ситуации, относящиеся к группам физических и социальных опасностей, и практически совсем отсутствуют опасности экзистенциального характера. С помощью группы экспертов из ситуаций, встречающихся чаще всего, был составлен список, который лег в основу разработанной методики «оценка опасных ситуаций». Этот опросник представляет собой список из 36 опасных ситуаций различного типа, которые предполагалось оценить по степени опасности по 10-ти бальной шкале. 4 ситуации респонденты могли дописать самостоятельно. Он применялся в ходе проводимого исследования.
Исследование осуществлялось в два этапа. Основной целью первого этапа было выяснить, какова структура представлений об опасности и как она изменяется при долговременном просмотре новостных передач. Респонденты просматривали новости на канале НТВ в течение месяца каждый день. На втором этапе целью было выявить изменения структуры представлений об опасностях при кратковременном, но интенсивном просмотре новостных сообщений. Респонденты смотрели ролик из 18 сюжетов в течение 45 минут.
На первом этапе экспериментальная группа состояла из 53 человек: 30 женщин, 23 мужчины, в возрасте от 17 до 23 лет. Испытуемые: студенты различных вузов Москвы, до этого нерегулярно смотревшие новости по телевизору или лишь изредка смотревшие новости.
Перед началом основной процедуры исследования респонденты заполняли специально составленную анкету, построенную в виде неоконченных предложений. Анкета была сконструирована таким образом, чтобы как можно более полно проанализировать аспект соотношения страхов, тревожности, беспокойства и фактора СМК.
Далее респондентами заполнялся опросник, названный: «Оценка опасных ситуаций». Затем в течение трех недель респонденты смотрели новости по каналу НТВ в 22.00, в конце каждой недели они снова заполняли опросник «Оценка опасных ситуаций». Параллельно фиксировалось содержание сообщений этих новостей, чтобы более полно и четко проанализировать причины возникающих изменений в оценке опасных ситуаций. При этом было отмечено, что в новостных передачах содержится достаточно много информации об опасностях и часто демонстрируются образы опасности.
В конце третьей недели в заключение первого этапа исследования с респондентами проводилась групповая беседа на тему «Образ опасности в СМИ». На первом этапе исследования были получены следующие результаты. По средним балам, выставленными респондентами, были рассчитаны рейтинги для каждой опасной ситуации в отдельности, как до, так и после воздействия. Из предложенного для оценивания списка самые высокие баллы получили ситуации, которые, так или иначе, связаны с универсальным страхом смерти (см. Табл. 1).
Таблица 1. Наиболее опасные ситуации по мнению мужчин и женщин.
Мужчины | Женщины |
Болезнь близкого человека | Потеря любимого человека |
Потеря любимого человека | Болезнь близкого человека |
Начало войны | Начало войны |
Попасть в заложники | Заболеть опасной болезнью |
Заболеть опасной болезнью | Попасть в заложники |
Эти результаты так же подтверждаются результатами методики «Неоконченные предложения». Были выявлены существенные различия в представлениях об опасных ситуациях между женщинами и мужчинами. По сравнению с мужской группой женщины более высокое значение придают ситуациям, связанным с опасным заболеванием и потерей близкого человека. По-видимому, это можно связать с их большей заботой о своем здоровье и их ориентацией на семью. Полученные данные показывают, что в сознании у мужчин и женщин категория опасности представлена несколько по-разному. У женщин более широкий спектр объектов опасности, а, кроме того, они в большей степени беспокоятся не только за себя, но и за благополучие своих близких. В целом, они больше подвержены социальным страхам, чем мужчины.
Удалось определить возникающие изменения в представлениях об опасности под воздействием просмотра передач. Результаты статистической обработки по критерию Фридмана показали, что для ряда ситуаций - 17 из 36 -значительно увеличились численные показатели в баллах по шкале опасности. Иногда можно было проследить связь этих изменений с конкретными сообщениями, но основным результатом регулярного просмотра новостных передач стало изменение восприятии мира в сторону восприятия его как более опасной среды. Исходя из полученных результатов, можно сделать общий вывод о том, что структура категории опасности является достаточно устойчивой, однако информационные сообщения оказывают значимое влияние как на общее повышение оценки опасности жизни в целом, так и на повышение опасности некоторых конкретных ситуаций.
Несмотря на то, что в новостях преобладает информация глобального масштаба, по-видимому, благодаря механизмам идентификации и переноса, а также эмоционального резонанса многие люди в значительной степени подвержены влиянию информации, подаваемой в СМИ.
На втором этапе экспериментальная группа состояла из 120 человек: 60 женщин, 60 мужчин, в возрасте от 18 до 25 лет. Сначала респонденты заполняли весь пакет методик - неоконченные предложения, тест ситуативной тревожности Спилбергера, модифицированную методику «оценка опасных ситуаций». Спустя 3 недели респонденты в течение 45 минут смотрели ролик, состоящий из сюжетов новостных передач; все они содержали негативную информацию; затем участники исследования снова заполняли методики.