Региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа и его политическое значение в профилактике экстремизма и терроризма. 1 страница

Как уже отмечалось, Северный Кавказ (в идеале - весь Кавказ) необходимо воспринимать как целостный регион, не расчленяя его на лояльные или менее лояльные субъекты, исходя из политических, идеологических или иных предпосылок. Практика создания форпостных территорий на Кавказе показала, что данная схема с неизбежностью подразумевает развитие в субъектах-форпостах локальных националистических идеологий (как это имело место в Грузии, в латентной фазе в РСО-Алания), идей «особого» статуса и т.п. Местный этнонационализм создает предпосылки конфликтности, сепаратизма, что серьезно дестабилизирует регион. Рано или поздно идеология национализма выходит за границы этнокультурного пространства, разрушает региональное единство, общую идентичность, т.е. те основания, без которых трудно представить существование региональной целостности Северного Кавказа, его стабильность. В этой связи продуктивным представляется определение всего Северного Кавказа как региона-форпоста южных рубежей российского государства, каким на самом деле он и является.

Сегодня во всем мире идут процессы регионализации, как на уровне государств, так и в масштабах международной системы государств. В этой связи государства перестаивают свои системы управления.

В соответствии с новой модернизацией политической системы России, заявленной в Послании Президента РФ, особую значимость приобретают вопросы, связанные с выработкой механизмов эффективного управления регионами. В этой связи представляется важным глубокое осмысление современного статуса региона, значимости фактора региональной идентичности как ресурса эффективного управления.

Известно, что наибольшую и всестороннюю озабоченность сегодня вызывает регион Северного Кавказа. Проблемы стабилизации обстановки на Северном Кавказе невозможно решить без учета наиболее важных специфических характеристик региона - наличия колоссального этнокультурного и поликонфессионального многообразия, зависимости хозяйственно-экономического развития от ландшафтно-географических особенностей и геополитической значимости региона.

На протяжении истории на Кавказе формировалось универсальное единство, особая форма региональной социокультурной идентичности. Кавказ и в мире воспринимается в своем регионально-культурном единстве. Особо следует отметить, что Кавказ - буферная зона. Неслучайно политическая активность, рост специфических форм социокультурной идентичности народов Кавказа, эскалация локальных конфликтов и межгосударственных войн приходились на период распада политических систем (Российской империи, СССР), частью которых являлся регион.

На протяжении последних веков на Кавказе с разной степенью интенсивности шел процесс формирования и укрепления российской социально-политической идентичности, развития и адаптации российских социокультурных стандартов. Наличие региональной идентичности, которая играла важную роль не только в жизни региона, но и государства, особенно в части управления регионом, зачастую игнорировалось. Фактор региональной идентичности при умелом применении значительно эффективнее, чем политика дифференциации этнотерриториальных образований, например, по критериям: религиозность, численность и др.

На рубеже XX-го - XXI-го веков региональная социокультурная идентичность Кавказа претерпевает существенные изменения, утратив определенное социокультурное единство, регион переживает глубокую дефрагментацию.

Под влиянием классических идей национализма и национального самоопределения на Кавказе постепенно разрушались наработанные веками цивилизационные основания, в условиях политического кризиса, затяжных межэтнических конфликтов ослаблялись и претерпевали изменения основания общей российской политической идентичности.

Надо отметить, что именно после распада советского государства Кавказ, как буферный регион, впервые за последние столетия своей истории выступил в роли субъекта геополитического, геоэкономического процессов, в очередной раз переживая опосредующую роль в «драме» конкурирующих мировых политических систем.

Для формирования новых современных способов эффективного управления регионом и предупреждения деструктивных явлений необходимо выработать видение Кавказа как целостного региона. Необходимо укрепление его региональной идентичности, органичное встраивание данной идентичности в современную российскую социокультурную систему.

Сложившиеся стереотипы «особости» данного региона, не только не продуктивны, но и мешают формированию новых инициатив, закрепляя общее мнение - «невозможность здесь что-либо изменить», исходя из этой же «особости». Безусловно, кавказская «особость» имеет место быть, но она должна восприниматься через комплексное понимание как локальных, так и геополитических особенностей региона.

Характер и уровень политической культуры и политического сознания народов Кавказа напрямую связаны с реальными обстоятельствами -уязвимостью Кавказа как буферного региона, расположенного в окружении мировых и региональных субъектов международной политики. Стабильность в этом крае не в последнюю очередь связана с развитием сильной региональной идентичности как неотъемлемой части российской политической идентичности. Добившись стабильности и социального благополучия, необходимо воспитывать осознание народом своего «особого» геополитического положения, «государственного щита на Юге», развивать и поддерживать чувство ответственности народов за стабильность в регионе по принципу - «защищая себя, защищаю государство».

Развитию современной модели региональной идентичности Северного Кавказа могут способствовать политологи, бизнес-элита, ученые, научно-исследовательские институты, деятели искусства, глубоко чувствующие и понимающие остроту и трагичность повседневной жизни в регионе.

Особо следует отметить роль региональной (по происхождению) бизнес-элиты, которую целесообразно привлекать в процессы принятия решений федерального и регионального уровня, привлечь к процессу управления различными проектами, т.е. максимально интегрировать ее в политическую и социально-экономическую политику государства и региона. Большое значение в развитии региональной идентичности имеет деятельность негосударственных, некоммерческих организаций, которые приобретают все большую значимость в мире.

Молодежные, женские и другие союзы и ассоциации - наиболее значимый политический ресурс, способный пробудить гражданскую активность лучше, чем местные партийные ячейки. К тому же деятельность, связанная с решением конкретных гражданских и общественных проблем, более всего характерна кавказскому менталитету. Во-первых, потому что это часть традиционной поведенческой культуры народов Кавказа. Во-вторых, только та общественно-политическая деятельность вызывает отклик и заслуживает доверие у населения, которая отличается прозрачностью, нацелена на конкретный практический результат и дает возможность публичной оценки.

У многих народов Кавказа существуют традиции достаточно высокой социализации женщины. Женщина всегда принимала активное участие в жизни общества (рода), большого круга родственной семьи. Известно, что число женщин, получивших высшее образование и ученую степень, в Ингушетии всегда было достаточно высокое. Роль женщины на Кавказе высока, хотя и незаметна, но этот потенциал «мудрости и бескорыстия» слабо задействован. Надо отметить, что сегодня в Ингушетии создается весомая женская организация на базе существовавших женских движений.

Особое значение имеет объективная, глубоко проработанная и умело донесенная информация о колоссальной значимости для народов Северного Кавказа усвоения российских социокультурных стандартов. Важно иллюстрировать примеры того, как сложилась бы судьба кавказских народов, включись они сегодня в политическую систему иного государства, иной системы. Подобный пример, в основе своей трагический, в истории народов Кавказа имел место в XIX-м веке, в т.н. период мухаджирства. Сегодня субъекты Северного Кавказа могут стать участниками международных экономических, культурных, образовательных и иных проектов и программ.

Для данного региона немаловажно иметь современную, мыслящую в контексте единства интеллигенцию и бизнес-элиту, способную разбираться в текущих политических процессах, четко видеть и отстаивать судьбоносные для государства и региона интересы.

 

Борьба с бедностью как фактор борьбы с экстремизмом и терроризмом.

 

Бедность как социально-экономическое явление в той или иной степени присуща любому обществу, однако подходы к ее пониманию и измерению существенно различаются на различных этапах его развития. Однако вне зависимости от общественного строя и уровня экономического развития бедность будет существовать всегда, будут лишь меняться ее формы, грани, оттенки19.

19 Теоретические воззрения на проблему бедности, ее понимание как социально-экономической категории, эволюция подходов к определению и измерению бедности и ряд других вопросов с многочисленными ссылками на специальную литературу и других авторов изложены в кн.: Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. — М.: Формула права, 2007.

Мировой и, к сожалению, уже отечественный опыт свидетельствует, что в периоды экономических и политических кризисов проблема бедности чрезвычайно обостряется и часто способна принять масштабы социальной катастрофы. Бедность населения и особенно ее экстремальные формы (голод; отсутствие пригодного жилья или крыши над головой; отсутствие работы и, как следствие, нехватка денег, чтобы приобрести самое необходимое для выживания; отсутствие доступа даже к базовым услугам образования и здравоохранения; военные и межэтнические конфликты, в результате которых люди теряют жилище, имущество и нередко становятся беженцами и вынужденными переселенцами) могут вызывать недовольство у населения и являться хорошей питательной средой для протестных действий, которые не всегда могут носить законный характер, экстремизма и даже его крайней формы - терроризма.

И хотя, согласно официальным данным, за период 2000-2009-го годов бедность в России снизилась более чем в 2 раза (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшилась с 42,3 до 18,5 млн. человек, уровень бедности снизился с 29,0 до 13,1%), бедность и малообеспеченность продолжают оставаться одной из главных угроз для успешного социально-экономического развития России.

Бедность - экономическое положение семьи или индивида, при котором их ресурсы и средства (денежные, имущественные и др.) недостаточны для удовлетворения минимальных потребностей (питание, жилье, одежда, досуг, образование и др.) и поддержания уровня жизни на уровне принятых в данном обществе минимальных социальных стандартов. С точки зрения потребностей бедность - это неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи).

В основе официально принятого в Российской Федерации метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка набора товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, получила название прожиточного минимума (ПМ). Концепция абсолютной бедности получила реализацию в определении величины прожиточных минимумов (ПМ) как в целом на душу населения, так и по основным социально-демографическим его группам. Эти прожиточные минимумы представляют собой национальные линии (границы, черты) бедности для соответствующих социально-демографических групп населения. Их на федеральном уровне официально установлено четыре.

Официальный уровень бедности в стране определяется путем сравнения доходов населения или домохозяйств с величиной соответствующего прожиточного минимума: у кого доходы ниже этой величины, тот и признается бедным.

В отличие от российского подхода к определению и измерению черты бедности подавляющее большинство развитых стран и такие международные организации как ООН, Всемирный банк, ЕВРОСТАТ используют другие линии (черты) бедности, которые получили статус международных линий (стандартных показателей) бедности. Для развивающихся стран это линии бедности, равные 1,075 и 2,15 долл. США в день по расходам, и показатель бедности «Индекс нищеты населения I» (ИНН I); для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых стран СНГ, включая Россию -4,3 долл. США в день по расходам; для развитых стран (прежде всего ОЭСР) -линии бедности, равные (в разные годы) 40 или 50% среднего или медианного дохода по стране, линия бедности в виде 14,4 долл. США в день по расходам и показатель бедности «Индекс нищеты населения II» (ИНН II).

В экономической литературе, ряде учебников, документах некоторых международных политических организаций, таких, например, как ООН, понятия «бедность» и «нищета» часто отождествляются, используются как синонимы. Специалисты и международные экономические организации, профессионально занимающиеся этими вопросами, проводят качественные и количественные различия между этими двумя измерителями низкого уровня жизни, при этом термин «бедность» в большей степени применяется к развитым странам и ассоциируется с низкими ресурсами семьи (человека), а термин «нищета» - к развивающимся и ассоциируется с нехваткой или отсутствием этих ресурсов.

В качественном отношении бедность означает отсутствие у домохозяйства того объема ресурсов, который необходим для удовлетворения основных потребностей на минимальном уровне, нищета же означает абсолютную нехватку этих ресурсов, которая, в конечном счете, ведет к социальной и, нередко, к физической деградации индивида, когда он живет ниже последней социальной ступени общества. Нищета для населения развивающихся стран означает наличие следующих деприваций: а) голод, нехватка продуктов питания; б) отсутствие доступа к питьевой воде; в) ветхое, без удобств, не приспособленное к проживанию жилище; г) проживание в неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях (открытые канализационные стоки, невозможность вывоза мусора и бытовых отходов, отсутствие доступа к услугам первой медицинской помощи и т.п.).

В количественном отношении нищета составляет или половину черты бедности или может быть определена как стоимость продуктовой корзины прожиточного минимума.

Перечислим основные причины бедности, которые, конечно, нередко пересекаются, усиливают и дополняют друг друга:

1. экономические (низкая производительность труда, низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица, неконкурентоспособность ряда отраслей, существование низкооплачиваемых рабочих мест, неквалифицированного или малоквалифицированного труда, сохранение убыточных предприятий);

2.социально-медицинские (инвалидность, старость, плохое здоровье, высокий уровень заболеваемости, маргинализация, а также детская безнадзорность и беспризорность, которые могут быть отнесены к проявлениям бедности);

3.демографические (неполные и многодетные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой);

4.социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий и соотношения минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом);

5.образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация «невостребованности» предлагаемых образования и квалификации спросу на региональном рынке труда);

6.политические (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

7.регионально-географические (неравномерное развитие производительных сил; большие различия в экономическом потенциале регионов, приведшие к наличию депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с низким экономическим потенциалом; северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

В исследовании проблематики бедности очень важное значение имеет также профиль бедности - распределение малоимущего (бедного) населения по основным демографическим и социально-экономическим группам.

Эволюцию типичного для России профиля бедности с точки зрения социально-демографических характеристик населения и его взаимосвязей с занятостью можно описать следующим образом. Если на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России (1992-1995-й годы) ядробедных традиционно составляли так называемые социально уязвимые слои населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи с детьми), то к концу 1990-х годов центр тяжести все более отчетливо стал перемещаться в другую группу риска - работающих бедных - тех трудоспособных членов общества, которые в силу ряда причин и прежде всего характера занятости (или не занятости) получали низкие доходы и не могли прокормить себя и семью.

В настоящее время в России факторы, связанные с занятостью, рынком труда имеют возрастающую важность в дифференциации семей по уровню жизни. Сложившаяся в стране модель бедности - это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие - через их налогообложение - низкого уровня социальных трансфертов.

Согласно последним доступным данным Росстата 2007-го года, демографический профиль бедности выглядел так: в общем составе малоимущего (бедного) населения население трудоспособного возраста составило 65,2% (в том числе молодежь в возрасте 16-30 лет - 25,4%), дети в возрасте до 16 лет - 21,4%, население старше трудоспособного возраста -13,3%. По отношению к экономической активности профиль бедности был следующим: экономически активное население в общем составе малоимущего (бедного) населения составило 61,1%, в том числе занятые в экономике - 59,4%. экономически неактивное население - 38,9%, в том числе неработающие пенсионеры - 15,1%.

Из сказанного следует вывод, что российская бедность имеет: а) «трудоспособное» лицо (на первом месте по доле и численности); б) «детско-молодежное» лицо (на втором месте); в) «старшевозрастное» лицо (на третьем месте).

Когда к «рыночной бедности», обусловленной недостаточно эффективными механизмами рынка труда, в ряде семей добавляются демографический и медицинский факторы (инвалидность, многодетность, слабое здоровье и др.), бедность принимает кумулятивный характер.

Кумулятивная бедность - наиболее тяжелая для населения форма бедности, так как она является результатом одновременного действия нескольких неблагоприятных факторов, каждый из которых по отдельности ведет к определенному типу бедности.

Другими основными проблемами российской бедности являются хроническая бедность и уязвимость к бедности (подверженность риску бедности). Согласно существующим исследованиям, в том числе Всемирного банка, к хронически бедным прежде всего относятся занятые в сельском хозяйстве, неквалифицированные рабочие, лица с невысоким уровнем образования, занятые ведением домашнего хозяйства и большие семьи.

Высокую уязвимость перед бедностью имеют родители-одиночки; долговременные безработные; молодежь, не имеющая возможности найти работу после окончания учебного заведения. Особую проблемную группу представляют те, кто имеет низкую профессиональную квалификацию или чья квалификация более не соответствует требованиям рынка труда.

Как уже отмечалось выше, экономические кризисы и бедность тесно взаимосвязаны. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Если «встроить» Россию в контекст мировых экономических кризисов, отметим, что на протяжении новейшей истории (с 1991 -го года) страна испытала 4 экономических потрясения (кризиса): 1) либерализация цен с 1 января 1992-го года (как следствие перехода к новой модели экономики и общества); 2) финансовый кризис в октябре 1994-го года (так называемый «черный вторник»); 3) финансовый кризис в августе 1998-го года (в немалой степени как следствие Азиатского экономического кризиса 1997-1998-го годов); 4) финансово-экономический кризис 2008-2009-го годов.

У всех этих кризисов разные причины, природа; разная глубина воздействия на экономику и общество; разные социальные последствия для населения и его отдельных социально-демографических и доходных групп. Но неизменным следствием всех этих резких отрицательных изменений в социально-экономической сфере был рост масштабов абсолютной бедности в стране.

Оперативным ответом российских властей на кризис 2008-2009-го годов стала Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009-й год. Буквально в конце 2009-го года была принята аналогичная программа «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год».

С одной стороны, благодаря антикризисным мерам в области содействия занятости и реализации региональных программ по стабилизации рынков труда (опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организация общественных работ и др.) и другим мерам удалось в период кризиса не допустить массового высвобождения работников и избежать резкого (в разы) скачка общей и регистрируемой безработицы.

Но, с другой стороны, «запас прочности» реализуемых антикризисных мер не бесконечен, и в случае неблагоприятной мировой конъюнктуры, падения спроса на российские товары и услуги, снижения цен на российские энергоносители, отсутствия внятной политики по структурной перестройке экономики и модернизации неконкурентоспособных ее отраслей социально-экономическая ситуация может ухудшиться.

Двумя основными задачами экономической политики государства с точки зрения противодействия бедности в краткосрочной перспективе являются:

1. Поиск и реализация мер по дальнейшему смягчению негативных социальных последствий кризиса в условиях, когда бюджетные ресурсы существенно ограничены, и когда, несмотря на реализуемые антикризисные меры, динамика и уровень безработицы и бедности далеки от благоприятных.

2. Оживление экономики, создание предпосылок для устойчивого экономического роста. Проводить политику устойчивого роста доходов и уровня жизни населения, обеспечить снижение уровня бедности можно только в условиях экономического роста, если экономика заложит условия, благоприятные для инвестиций, предпринимательской деятельности, создания новых, адекватных требованиям НТП рабочих мест. Результатом такого роста должны непременно быть новые рабочие места, обеспечивающие стабильную и защищенную занятость; достойный уровень оплаты труда, что является важнейшим условием роста народного благосостояния и снижения бедности.

Устойчивый экономический рост является необходимой предпосылкой для снижения бедности. Вместе с тем, в условиях экономического роста бедность может и не сокращаться. Поэтому для снижения бедности необходима синхронизация экономического роста и распределения его плодов, чтобы экономический рост работал на повышение благосостояния всех (и в первую очередь бедных и низкодоходных групп населения), а не только на средне- и высокодоходные слои населения, как это происходит в России в 2000-е годы.

Ключевой вопрос здесь, какова будет структура экономического роста - в значительной степени за счет экспорта энергоресурсов (как это было в «тучные» 2001 -2007-го годы) или за счет структурной перестройки экономики, модернизации отстающих отраслей, повышения производительности и доли сложного труда, внедрения нанотехнологий. В любом случае необходимо иметь в виду, что после начала экономического роста на достижение предкризисных показателей в области занятости, реальных доходов населения, бедности может потребоваться несколько лет.

Государственная социальная политика по снижению уровня бедности должна основываться на комплексном подходе, предполагающем реализацию широкого спектра мер воздействия на различные формы ее проявления. Как показывает международный опыт, наиболее эффективно бороться с бедностью и повышать жизненный уровень населения можно путем проведения равновесной политики между стимулами рынка труда и социальной защитой населения. Выделим следующие приоритетные направления государственной социальной политики.

Инвестиции в человеческий капитал, что обеспечивается развитием сектора государственных социальных услуг (образование, здравоохранение, физическая культура, жилье). Международный опыт показывает, насколько велика роль в сокращении бедности таких аспектов благосостояния, которые непосредственно не измеряются уровнем доходов.

1. Активная политика на рынке труда и государственная поддержка эффективной занятости:

 

- сокращение низкооплачиваемой занятости и маргинальных рабочих мест; реализация комплекса мер по созданию новых, высокооплачиваемых и защищенных рабочих мест, гарантирующих зарплату не ниже ПМ трудоспособного населения;

- усиление взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, приспособление профессионального образования к потребностям рынка труда, многопрофильность образовательных программ, обучение и переобучение граждан интегрированным профессиям (специальностям);

- реализация превентивных мер против безработицы и социальная защита молодежи от безработицы;

- развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательства и самозанятости;

- развитие АПК и особенно предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечение занятости на несельскохозяйственных работах - основной путь создания новых рабочих мест, расширения сферы занятости и, следовательно, роста доходов и снижения бедности сельского населения;

- в связи с тем, что профессиональные заболевания и травматизм на рабочем месте повышают степень риска «попадания» всей семьи в состояние бедности, важное значение имеет улучшение условий труда (защита здоровья и безопасность на рабочем месте, улучшение охраны труда).

3. Защита доходов населения - заработных плат, пенсий, пособий,
стипендий:

- повышение размеров основных социальных гарантий, установленных российским законодательством, прежде всего направленных на поддержку детей, матерей, семьи, студенчества, пенсионеров;

- выравнивание МРОТ и ПМ;

- активизация механизмов социального партнерства;

- проведение политики «зарплатного паритета», или равновесия между работниками бюджетной и небюджетной сферы (сближение среднего размера оплаты их труда);

- более эффективное использование института налогообложения (переход от плоской к прогрессивной шкале налогов на заработную плату, введение налогов на покупку недвижимости, престижных и дорогих транспортных средств, введение (увеличение) налогов на собственность и доходы от нее).

 

4. Развитие института микрофинансирования, получившего широкое распространение в ряде стран мира, в том числе развитых, что позволило бы расширить возможности занятости, повысить доходы граждан, снизить уровень бедности. Речь идет о создании финансовых систем, которые оказывают услуги бедному населению. Его основная форма - микрокредитование, которое позволяет людям начать предпринимательскую деятельность, малый бизнес (чтобы прокормить себя и свою семью). В России этот институт находится на стадии становления.

5. Политика толерантности к неформальному сектору экономики, что особенно актуально в условиях экономических трудностей. Как показывает мировой опыт, именно в такие времена неформальный сектор экономики может выступать своего рода амортизатором и обеспечивать занятость и доходы не только для части официально работающих (через вторичную занятость), но и для значительной части полностью и частично безработных (вынужденно работающих на условиях неполного рабочего времени или отправленных в административные отпуска). Неформальная занятость способствует заполнению непрестижных, непривлекательных с точки зрения условий и оплаты труда рабочих мест.

6. Социальная защита населения - одно из ключевых направлений
сокращения бедности и снижения экономического неравенства населения. Она невозможна без существенного улучшения функционирования систем социального страхования и социальной помощи, расширения охвата и адресности. Необходим переход на предоставление адресной помощи на условиях социального контракта, когда обязательным условием предоставления
тех или иных видов социальной помощи семье является участие
трудоспособных ее членов в программах занятости и обучения.

7.Повышение адаптационных ресурсов домохозяйств, таких как уровень профессиональной подготовки и квалификации их членов, уровень и качество образования, способность к самообразованию, усиление трудовой мотивации, стимулирование производительности труда, способность к самообразованию, психологическая подготовленность к смене места работы, профессии.

8.Оздоровление образа жизни населения в самом широком смысле. Государственная политика в этой области должна быть направлена на то, чтобы с самого раннего возраста дать людям равные возможности и создать мотивационный механизм для ведения здорового образа жизни (правильное питание, занятия физической культурой и спортом и др.), помогать преодолевать вредные привычки (курение, алкоголизм, потребление наркотиков).

9.Меры и инвестиции в развитие детей: их развитие в раннем возрасте, качественное обучение и питание в школе, пособия многодетным семьям, политика в отношении беспризорных и безнадзорных детей, программы по противодействию маргинализации (бродяжничество, попрошайничание, наркомания, преступность) являются важными инструментами социальной защиты детей, закладывают основы образовательного и трудового потенциала у подрастающего поколения.

10. Политика в отношении лиц без определенного места жительства и занятий (нищих, бездомных, бродяг и др.) должна исходить из признания их равноправными членами общества и посильной их интеграции в жизнь общества с помощью сетей социальной поддержки.