Сущность и причины религиозного экстремизма.

 

Под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, прямо или косвенно нарушающий конституционные права личности, гарантии свободы совести. В последнее время термины «религиозный экстремизм», «радикализм», «религиозный терроризм» и т.д. все чаще звучат в контексте «исламского фактора», хотя, как показывает правоприменительная практика, в различных формах экстремизм распространен и за пределами ислама.

Исследователи отмечают многоплановость и структурную неоднородность данного явления. Религиозный экстремизм приобретает все большее политическое звучание, поскольку ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает общественную безопасность и государственную целостность, вызывает беспорядки в обществе, создает реальную угрозу основам конституционного строя, способствует дестабилизации общественного порядка.


Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на возбуждение религиозной вражды и ненависти. Среди причин, способствующих усилению и сохранению религиозного экстремизма в России, следует назвать низкий уровень правосознания верующих и части духовенства. Многие из них имеют весьма отдаленное представление о конституционных гарантиях, относящихся к свободе совести. Желание упрочить позиции «своей веры», умножить численность ее приверженцев нередко достигается оскорбительными выпадами в адрес «конкурентов». К таким приемам прибегают не только религиозные меньшинства, но и конфессии, принятые называться традиционными. В связи с этим обращает на себя внимание акцент в крупных и небольших религиозных объединений на проведение наступательных миссионерских акций, включающих и «работу на чужом поле». Это не может не порождать межконфессиональные конфликты, сеять религиозную рознь.

Экстремизм на религиозной основе активно использует Интернет, через который беспрепятственно распространяются экстремистские материалы различного жанра - от листовок до дисков с песнями экстремистского содержания. Современный религиозный экстремизм выражает отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, светский характер российского государства. Поборники религиозного экстремизма выступают против участия в переписи населения, отказываются от ИНН, а наиболее фанатичные и от обмена паспортов. Идеология религиозного экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему религиозно-этических взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Религиозный экстремизм проявляется нетерпимостью к представителям иных конфессий или в жестком противоборстве в рамках одной конфессии.


В статье 1-ой Федерального Закона № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" дается юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими. В перечне действий экстремистской направленности в законе называются действия, в которых активно используется религиозный фактор. Это возбуждение социальной, расовой или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; хотя здесь слово «религия» отсутствует, тем не менее, существуют организации, позиционирующие себя религиозными, которые используют нацистскую символику. К такой организации относится «Древнерусская Вера Инглиизм». Центры этой организации действовали в Омске, там была образована семинария. Одно из условий приема в нее - принадлежность абитуриентов к дочерям и сыновьям арийцем и славян. Центры этой организации действуют в Краснодарском крае. «Мы - Староверы, так как используем Старую Веру Рода Расы Великой, ниспосланную Родом Небесным». Мы - Инглиии, так как — священный Божественный Огонь Первопредков наших; Мы - Православные, так как Правь славим, Правь - Мир Светлых Богов наших». В настоящее время деятельность этой организации запрещена, хотя ее программы и распространение свастики имеют свободный доступ в Интернете.

К субъектам экстремистской деятельности закон относит общественные и религиозные объединения, либо иные организации, редакции средств массовой информации, либо физические лица. В конце текста закона к ним добавляется авторы печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 -ой настоящего Закона. Объектами


экстремистской деятельности выступают закрепленный в Конституции светский характер российского государства, достоинство человека, равенство по признаку религиозной принадлежности или отношения к религии.

 

Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства».

Из содержания статьи явствует, что с Конституцией вступают в противоречие попытки провозглашения и насаждения ценностей и идеалов, отрицающих или умаляющих высшие ценности, о которых говорится в статье 2-ой. Между тем, такое представление о высших ценностях подвергается критике, в нем усматривается влияние неолиберальной трактовки человеческих ценностей, отказ от понимания природы человека как творения Бога.

Статья 13, запрещающая разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14, провозглашающая Российскую Федерацию светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Тем самым являются антиконституционными проекты построения эмиратов, халифатов иных теократических сообществ.

Статья 19, запрещающая любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать,


иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними

 

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997-го года, глава II, пункт 6: «Религиозные объединения создаются в целях исповедания и распространения веры и обладают соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, богослужение, обучение религии и воспитание своих последователей».

Статья 14 этого закона содержит пространный перечень причин, по которым деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, ликвидирована или запрещена. Среди них значатся и действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности. Однако этот пункт не применялся, так как тогда (в 1997-м году) отсутствовало правовое определение понятия «экстремизм».

На 20 ноября 2010-го года в открытом доступе существуют 727 материалов, 313 из них (44%) могут быть определены как тематически религиозные. Среди них преобладают исламские (196 единиц), включающие материалы различных жанров - программ экстремистских организаций, листовок, публикаций в Интернете, дисков с песнями экстремистского содержания. Рассматриваемые материалы различаются и по степени опасности содержащихся в них экстремистских проявлений. В списке можно встретить агрессивно экстремистскую статью Доку Умарова и подобной направленности брошюру шейха Ясина Расулова «Джихад на Северном Кавказе: сторонники и противники». Однако в этом же списке именуются экстремистскими труды турецкого богослова Саида Нурси (1876 -1960 годы). Напомним, в России уже запрещены русские переводы 14 книг из собрания сочинений «Рисале-и Нур» Саида Нурси, признанные Коптевским районным судом г.Москвы экстремистской литературой. 21 сентября 2010-го года Железнодорожный районный суд г.Красноярска признал экстремистской книгу турецкого


богослова Саида Нурси «Десятое слово о воскресении из мертвых» из собрания сочинений «Рисале-и Нур» и вынес решение о конфискации ее тиража. В экспертизе кандидата филологических наук А. Кипчатовой, кандидата психологических наук И. Маланчук и доктора философских наук И.Григорьевой указывается, что текст произведения «призывает признать Одного Единственного Бога - Аллаха», «обращен к людям, признающим ислам, почитающим Аллаха и готовым исполнять его волю, указания», в книге «пропагандируется ценность вечной жизни в противовес жизни преходящей», «негативные установки текста формирует в отношении европейской культуры» и т.д. Отмечая крайне непрофессиональный уровень приведенной экспертизы (например, называть экстремизмом призыв почитать Одного Единственного Бога - Аллаха). Вера в Аллаха -Творца всего сущего образует один из оснополагающих столпов веры ислама, он включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие. К тому же следует напомнить, что о «Рисале-и Нур» положительно отзываются не только российские муфтии (Т. Таджуддин, Р. Гайнутдин и др.), но и многие зарубежные ученые и богословы. Неоязыческие материалы (22 единицы) включают в себя публикации, содержащие крайне резкие высказывания в адрес Русской Православной Церкви или пропагандирующие расизм и нацистскую символику (Церковь Инглии). Материалы новых религиозных движений составляют84 единицы. Из них 54 публикации в иеговистских журналах «Сторожевая Башня» и « Пробудитесь!», материалы движения « Фалунь Дафа», 19 книг Рона Хаббарда -основателя Саентологии. Использующие христианскую терминологию составляют 11 единиц.