Терроризм в условиях глобализации.

 

Важным для понимания сущности современного терроризма является понимание его особенностей, вызванных влиянием процессов глобализации. Под глобализацией обычно понимают небывало тесную взаимозависимость стран в различных областях: экономике, политике, социальной сфере, культуре, экологии, информационных технологиях, торговле и т.д. Эта взаимозависимость сопровождается быстротой передачи информации на самые дальние расстояния, доставки товаров в любой уголок земного шара. Расстояния перестают быть фактором, тормозящим экономические, социальные и культурные отношения.

Эти и другие преимущества, которые принесла с собой глобализация, породили иллюзию, что отныне в мире все будет гармоничным, справедливым, что все будут жить в достатке и счастливо. Но реальность в очередной раз оказалась суровее, чем ожидалось. Как это не раз уже бывало в истории, большая часть дивидендов досталась сильным мира сего. Крупные и развитые государства стали еще богаче, бедные государства - беднее. Социальный разрыв между развитым Севером и слаборазвитым Югом увеличивается. Миллионы людей теряют работу в результате экономических и финансовых кризисов. Устои демократии подвергаются опасности из-за ничем не ограниченного диктата транснациональных корпораций, навязывающих жесткие и неравноправные условия сотрудничества с развивающимися странами.

Глобализация породила немногих выигравших и большинство проигравших. В результате этого усиливается политическая нестабильность в мире. Многие люди теряют уверенность в завтрашнем дне, испытывают угрозу своему образу жизни, своей культуре. Это, по мнению аналитиков, напоминает ситуацию, сложившуюся накануне Первой мировой войны, когда разрыв между богатыми и бедными привел к серьезным политическим потрясениям в виде двух мировых войн и множества революций, последствия которых люди испытывают на себе до сих пор.

В этой связи возникает вопрос о влиянии глобализации на терроризм. Конечно, такое влияние опосредованное и происходит через экономические, политические и культурные факторы. Глобализация привносит в национальные культуры чуждые им элементы, которые быстро подтачивают их основу. Происходит разрушение ценностей, норм, обычаев, привычек, которые составляют традиционный образ жизни людей. Это вызывает беспокойство, страх перед лицом нависшей угрозы, рождает чувство протеста против навязывания чуждой культуры, желание сопротивляться этому. В ответ на насильственное навязывание западной культуры применяется физическое насилие против представителей западных стран, которые рассматриваются носителями враждебной культуры, в том числе рядовых граждан.

Террористы подхватывают эти настроения, используют лозунги защиты национальной культуры в своей борьбе внутри страны и за ее пределами. Однако, борясь против проникновения глобальной культуры на национальную почву, они с большим желанием пользуются ее достижениями в своей преступной деятельности. На их вооружении находятся новейшие образцы оружия, средств связи, транспорта, сбора информации и т.п. Особой популярностью у террористов пользуется Интернет. Они быстро уяснили выгоды использования всемирной сети в своих целях. Если в 1998-м году только половина из 30 террористических организаций имела собственные веб­сайты, то уже к началу XXI-го века практически все из них установили свое постоянное присутствие в Интернете, создав по нескольку веб-сайтов. В настоящее время их число достигло нескольких сотен.

Интернет создавался как средство объединения культур, общения людей разных национальностей, профессий как в деловых, научных целях, так и просто в познавательных целях. Однако с быстрым ростом числа пользователей идиллические представления об Интернете сменились тревогой в связи с распространением насилия и порнография в сети, ее использования различными деструктивными организациями, в том числе террористами. По многим причинам Интернет является идеальным средством решения террористическими организациями стоящих перед ними задач. Он обеспечивает легкий доступ в сеть, отсутствие цензуры или других форм правительственного контроля, потенциально огромную аудиторию, разбросанную по всему миру, анонимность в общении, возможность проникнуть в обычные СМИ, которые все чаще используют Интернет как важный источник информации. До появления Интернета надежды террористов привлечь внимание публики к себе зависели от того, попадет ли информации о них в печатные и электронные СМИ.

Интернет используется террористами не только для рекламы своего дела, но и с целью сбора информации, пополнения своих фондов, рекрутирования новых членов, координации деятельности групп. Интернет представляет собой огромную виртуальную библиотеку, содержащую миллиарды страниц информации. Террористы узнают из сети самую разнообразную и детальную информацию об интересующих их вопросах. Например, о том, как изготовить в домашних условиях взрывчатые вещества; месте расположения интересующих их объектов, в том числе правительственных учреждений; объектах жизнеобеспечения городов; местах массового пребывания населения -аэропортах, морских портах, вокзалах, удобных маршрутах подъезда к ним и надежных путей отхода с места операции. Через Интернет террористы обращаются к сочувствующим их делу людям с просьбой помочь в сборе средств для организации, сообщают реквизиты для банковских переводов. Для усиления конспирации и обеспечения мер безопасности в случае ареста членов террористической организации они трансформируются из цельных структурных образований с центральным руководящим органом в полунезависимые группы, члены которых не знакомы с составом других групп. Интернет используется для налаживания связи между этими группами и координации их деятельности в период подготовки и проведения операций. Специалисты предполагают, что возможности Интернета позволяют еще больше децентрализовать террористические организации, создать сеть небольших по численности, мобильных групп, которые будут выстраиваться по горизонтальному, а не по вертикальному принципу, что существенно укрепляет их безопасность.

Новые информационные технологии резко сокращают время передачи информации, позволяя группам террористов, разбросанным друг от друга на приличном расстоянии, быстро обмениваться информацией. Эти технологии существенно уменьшают стоимость общения, позволяют передавать большой объем информации буквально за секунды. Все это объясняет, почему современные коммуникационные технологии так полезны для террористов.

Использование таких технологий, как Интернет, резко увеличило возможности террористических организаций оперировать на огромных пространствах. Глобализация существенно облегчила подготовку и проведение террористических операций в самых разных точках мира, обеспечивая, с одной стороны, быстрое передвижение террористов из одной страны в другую, а с другой, обучение террористическим методам, передачу инструкций на расстоянии. Это сделало терроризм глобальным явлением.

Глобальный характер современному терроризму придают СМИ, особенно электронные, которые моментально, часто в режиме реального времени, передают информацию о террористических актах, делая зрителей, находящихся в тысячах километров от события, их непосредственными свидетелями. Это резко расширяет аудиторию, внимание которой приковано к акции, в значительной мере усиливает психологическое воздействие на людей проведенного акта насилия, обеспечивает рекламу, причем бесплатную, террористической организации, организовавшей операцию. То есть одним махом террористы достигают всех запланированных целей - проводят акцию, устрашают население, создавая обстановку страха, оказывают давление на власти и привлекают к себе внимание свое и международной общественности.

Современный терроризм не знает границ в пространственном отношении, что позволяет ему действовать в самых разных точках мира, вызывая многочисленные жертвы и разрушения. Учитывая возможность попадания в руки террористов оружия массового разрушения, в частности, химического и бактериологического, уязвимости систем жизнеобеспечения населения, современный терроризм представляет сегодня глобальную угрозу для человечества. Это является существенной отличительной чертой современного терроризма.

 

3. Международный терроризм и регионалистика терроризма.

 

Считается, что терроризм появляется там и тогда, где и когда в политической, социально-экономической и духовной сферах общества обнаруживаются серьезные неполадки. В западной литературе среди главных политических условий, приводящих к появлению терроризма, называют наличие авторитарных режимов, существенно ограничивающих возможности оппозиции действовать легально. Репрессии против оппозиционеров вынуждают их переходить к нелегальным методам борьбы с правительствами. Часть из них прибегает к методам террора.

Есть страны, где формально деятельность оппозиционных сил не запрещена. Они участвуют в политическом процессе легально, стремясь к успехам на выборах в местные и центральные органы власти, но неизменно терпят поражения. Во многом это происходит из-за того, что оппозиционные партии и движения находятся в неравных условиях по сравнению с проправительственными политическими организациями, за которыми стоит весь так называемый административный ресурс власти - деньги, СМИ, нажим на избирателей, сочетающийся с подачками населению во время предвыборной кампании и т.п. Видя бесперспективность легальных форм политической борьбы с режимом, часть оппозиции берет на вооружение методы насилия. Как видим, в обоих перечисленных случаях причиной обращения политических групп к насильственным методам борьбы с существующей властью является невозможность достичь поставленных целей в рамках легальной политической деятельности.

Возникает вопрос, если одной из главных причин, порождающих терроризм, является наличие недемократичных общественно-политических систем, тогда почему террористические организации возникают в странах либеральной демократии? Например, если испанская ЭТА и возникла во времена тоталитарного режима диктатора Франко, то она, тем не менее, продолжила активную террористическую деятельность на протяжении четверти века после того, как к власти в стране пришли демократические силы. Что касается Ирландской Республиканской Армии, действующей в Великобритании, итальянских «Красных бригад», германской Баадер-Мейнхоф, то они начали свою деятельность в условиях уже длительного существования в этих странах демократии, наличия легальной оппозиции, встроенной в многопартийную политическую систему. Утверждают, что это объясняется происками бывшего СССР и его союзников, подталкивавших радикальные элементы к насилию. Но Советского Союза уже давно нет, а терроризм в западных странах никуда не исчез. Не исчез потому, что остались корни, питающие его. Поэтому попытки объяснить феномен терроризма влиянием одних только внешних факторов, враждебными действиями соперничающих государств не только не приближают к истине, но и опасны, ибо такой облегченный взгляд на проблему терроризма уводит от его истинных причин, не позволяет вести работу по их устранению.

Организовать террористическую деятельность из-за границы можно, но поддерживать ее в течение длительного времени невозможно, если для этого не будет почвы внутри страны. Терроризм в европейских странах не экспортирован сюда, он является продуктом внутренних противоречий, порожденных неравенством в пользовании политическими, экономическими правами представителями различных социальных групп, национальных и религиозных меньшинств. Такое оказалось возможным на практике, несмотря на утверждения адептов либеральной идеологии о предоставлении гражданам равных прав. Права может быть и равные, но возможности пользования ими далеко не равные. Это и являлось причиной недовольства, перерастающего в отчаяние, ненависть, а затем и насилие по отношению к тем, кто имеет такие возможности и в полной мере пользуется ими, и к государству, которое мирится с такой ситуацией.

Не успели западные страны перевести дух в борьбе с терроризмом, возникшим в 60-е годы, как оказались перед лицом новой террористической угрозы. Теперь она исходит от выходцев из стран Азии и Африки, прибывающих на постоянное место жительства в Европу, Северную Америку, Австралию. Большая их часть проживает там компактными группами, сохраняя свои обычаи, привычки, традиционный образ жизни и культуру, не смешиваясь с местным населением. Это создает серьезные препятствия для их адаптации к новым условиям, новой для них культуры. Тем самым существенно уменьшаются шансы для превращения иммигрантов в полноценных граждан страны пребывания, не используются возможности для обретения необходимых знаний, навыков, умения, для того, чтобы научиться поведению, манерам, стилю общения, принятым в данной стране.

Чтобы избежать этого, требуется познание психологии и культуры коренного народа. Соблюдение этого необходимого условия позволяет не оказаться чужаком в стране, соответствовать уровню требований, предъявляемых здесь к работникам, чтобы не чувствовать себя людьми второго сорта. Это, естественно, не означает забвения собственной культуры, отказ от ее традиций и ценностей. Потребность в национальной культуре продолжает удовлетворяться в быту, семейных отношениях. Освоение новой культуры обогащает содержание национальной культуры, делает человека духовно богаче.

Однако все это если и происходит, то лишь с узкой прослойкой иммигрантов, получившим западное образование, и которым поэтому легче адаптироваться к новым условиям. В результате на пришельцев смотрят с подозрением, не берут на престижную работу, а если и дают работу, то в последнюю очередь и первыми увольняют. Как ответная реакция, в иммигрантской среде происходит накапливание негативного потенциала, который время от времени прорывается наружу в виде уличных погромов, беспорядков, насилия наподобие тех, которые имели место в Европе в последние годы.

Эта среда становится привлекательной для оперативников террористических групп, которые рекрутируют из нее добровольцев для совершения террористических актов. Наиболее яркими примерами использования недовольства иммигрантов своим положением для их привлечения к террористической деятельности являются террористические акции в Лондоне, исполнителями которых были граждане этой страны, в свое время перебравшиеся в Великобританию из Пакистана. Другими словами, сегодня все больше свидетельств того, что на смену националистическому терроризму в Европе, порожденному недовольством со стороны малых национальных групп своим положением в обществе, которое ощутимо хуже положения титульной нации, идет этнический терроризм, привнесенный в страны континента волнами иммиграции из стран Азии и Африки.

 

4. История терроризма в России и исторический опыт борьбы с ним.

 

Терроризм является одной из главных угроз современному миру и безопасности человечества. Волна терроризма сегодня охватила многие страны. Сегодня еще, к сожалению, имеет хождение мнение о том, что именно Россия является «родиной терроризма». Скажем сразу, что это мнение не имеет под собой серьезных оснований. Правда лишь в том, что это явление не обошло стороной и нашу страну, но здесь Россия шла в общем русле развития цивилизации.

Терроризм явился миру в качестве опасности тысячелетия назад, в эпоху, когда российской государственности еще не существовало. Одной из наиболее ранних террористических группировок в мире была секта сикариев («кинжальщиков»), действовавшая в Иудее в I-м веке н. э. Члены секты практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся ими в отступничестве от религии, предательстве национальных интересов и сотрудничестве с римской властью. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч - «сику». Это были экстремистски настроенные националисты, являвшиеся прообразом современных радикальных террористических организаций.

На рубеже античности и Средневековья в Индии также действовали различные тайные общества. Члены секты «душителей» уничтожали своих жертв с помощью шелкового шнурка, считая этот способ убийства ритуальным жертвоприношением богине Кали.

Классическим примером террористической организации в средние века была секта хашашаинов, или «ассасинов» («курителей гашиша»). Около 1090-го_года некто Хасан ибн ас-Саббах захватил в районе Хамадана (современный Иран) крепость Аламут. Полтора века сторонники и последователи «Горного Старца», как его называли, держали в страхе правителей на пространствах от Средиземного моря до Персидского залива. Тех, кто шел на убийства, подвергали воздействию наркотика (откуда и название секты), и они уже были по существу запрограммированы на террористический акт. Может быть, единственная польза для человечества от нашествия монголов была та, что они уничтожили это осиное гнездо терроризма.

Во времена гораздо более близкие к нам, с 1850-х, начинается реализация планов английской верхушки по расширению влияния в мире Британской Империи. У истоков этой политики стоял глава британского Форин офис лорд Г.Дж.Пальмерстон. При нем Англия поддерживала революции во всех странах,

кроме своей. Главным революционером в секретной службе королевы Виктории был подставное лицо Пальмерстона Джузеппе Мадзини.

«Свобода, - утверждал Мадзини, - ...отрицает тех, кто не может выразить коллективную цель нации... Каждая национальная группа... должна получить независимость и самоопределение в форме централизованной диктатуры. А диктатура опирается на террор». Мадзини признает лишь одну монархию, Викторианскую Великобританию, поскольку она «имеет глубокие корни в народе». Разрушителями монархий становились революционные силы, поддерживаемые напрямую англичанами, под кодовым названием «молодая» -Италия, Россия, Америка, Турция, Испания, Бельгия, Европа, Франция.

Отсюда становятся понятными контакты А.И.Герцена с бароном Д.Ротшильдом, активно поддерживавшим британскую экспансию, на деньги которого издавались журналы «Полярная звезда» и «Колокол». И не случайно уже в начале ХХ-го века известная деятельница российского революционного движения, член ЦК партии кадетов Философова писала в письме мужу (о жандармах): «Ну, не дураки ли, запрещают представления в крохотном зале в Обществе Дешевых Квартир, думая, что эти средства кормят пропаганду. Да на такие мины нужны миллионы и, конечно, английское золото. Нужно ведь подкупить весь персонал, независимо от работы». Ее коллега по партии, Ариадна Тыркова (впоследствии вышла замуж за английского журналиста Гарольда Вильямса) пишет о «маленькой горсти революционеров, все больше и больше терроризировавшей правительство».

Вообще история нового и новейшего времени знает примеры широкого распространения террористических методов достижения политических целей различными силами в разных странах (Германии, Италии, Венесуэле, Афганистане и др.) и использования этими силами террористов в своих целях.

Конечно, в этом ряду мы можем говорить и о явлениях терроризма в России. Однако здесь мы сталкиваемся с рядом проблем.

Прежде всего, терроризм - явление объективное, оно имеет некое формальное выражение, в определяющих чертах сходное во многих странах. Отсюда особенности методологии определения того, что именно и при каких условиях можно считать терроризмом.

Определений терроризма (от лат. terror - страх, ужас) насчитывается более ста; они несколько отличаются друг от друга, однако основное содержание этого понятия достаточно ясно. В праве США терроризм определяется как «предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества». В российском праве терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий» (ст.205 УК РФ). Закон ФЗ-35 от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» содержит следующую формулировку: терроризм - это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Приведем классическое определение, содержащееся в словаре С.И.Ожегова: «Террор - физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к противникам - фашистский террор, индивидуальный террор (единичные акты политических убийств)»7.

В связи со сказанным выше можно сделать важный вывод: терроризм не может быть «нашим» или «не нашим», «хорошим» или «плохим». Он однозначно неприемлем как метод достижения любой цели. Мы считаем, что именно с этой точки зрения и следует рассматривать и события отечественной истории, а это не всегда просто. Вот, например, тема, которая занимает в отечественной исторической и культурной традиции особое место — тема декабристов. В частности, возникает вопрос, можно ли убийство Каховским Милорадовича на Сенатской площади 14 декабря 1825 года расценивать как акт терроризма или нет? И надо признать, что по формальным моментам это деяние действительно представляет собой террористический акт.

Далее, проблема кружков 1830-1840-х годов. Ведь не надо забывать, что многие из их участников не только занимались теоретическими и морально-психологическими изысканиями, но допускали и планировали убийства в качестве средства достижения политических целей и таким образом занимались подготовкой террористических актов (например, члены одного из первых таких кружков, преимущественно студенческого «Сунгуровского общества» (1830 г.) помимо того, что выступали против крепостничества и самодержавия, разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Вообще с 1840-х годов в общественном движении России наметился подъем, связанный с деятельностью А.И.Герцена, Н.П.Огарева, М.В.Буташевича-Петрашевского, Н.Г.Чернышевского и других деятелей отечественного «освободительного движения», в программах которых элемент терроризма играл значительную роль.

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. Нас в данном случае особенно интересует радикальное направление, представители которого стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Радикализм в определенной степени питался условиями российской действительности (отсутствие свободы слова, собраний и организаций). Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало как выработке стратегии и тактики террористической деятельности, так и укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

Радикалы во второй половине XIX-го века прошли три этапа развития: 60-е годы - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных кружков; 70-е годы - оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы -активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

В 1869-м году учитель С.Г.Нечаев основал в Москве организацию «Народная расправа», которая была одной из первых и наиболее известной террористической организацией в России. В документе, известном как «Катехизис революционера», руководитель организации излагал, в частности, следующие взгляды: «Революционер — человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и на смерть... Сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством... Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России». Прежде всего должны быть уничтожены люди, считал Нечаев, особенно вредные для революционной организации и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергических деятелей, потрясти его силу. На практике идеи «Катехизиса» были реализованы 21 ноября 1869-го года членами созданной Нечаевым тайной организации «Народная расправа» - в Москве был убит входивший в эту организацию студент И.И.Иванов, который якобы представлял опасность для нечаевцев. Но убийство было вскоре раскрыто, прошел открытый судебный процесс, который правительство использовало для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 1860-70-х годов оформилась народническая идеология. Оттуда берут истоки два направления: революционное и либеральное, тогда же были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического, которые были заложены их основателями. М.А.Бакунин исходил из идеи Фихте о праве народа на революцию, считая, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции, считал он, идти в народ и разжигать всероссийский бунт. П.Л.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» -передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев (как и Лавров) не считал крестьянина готовым к революции, но полагал, что группа заговорщиков («профессиональные революционеры»), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

Особую роль в переходе народников от пропаганды к террору, от анархизма к политической борьбе сыграл провал «хождения в народ» 1874-го года и последующие судебные процессы. Ключевым моментом в дальнейшей истории российского терроризма стал выстрел В.Засулич, которым 24 января 1878-го года был тяжело ранен петербургский градоначальник Ф.Ф.Трепов. Важно: суд присяжных оправдал революционерку, которая была немедленно освобождена из-под стражи. Оправдательный приговор продемонстрировал, что революционеры-террористы могут рассчитывать на сочувствие общества. В программе крупнейшей в то время в России революционной организации «Земля и воля» (1876 -1879-й годы) террор рассматривался как орудие самозащиты и мести, но в реальной жизни террор стал играть более значительную роль. В 1878-1879-м годах последовал целый ряд террористических актов. Наконец, в марте 1879-го года при обсуждении вопроса о покушении на Александра II сразу трое землевольцев объявляют о своем намерении убить царя. Выбор пал на А. К. Соловьева, кандидатуры поляка Л.А.Кобылянского и еврея Г.Д. Гольденберга были отвергнуты по национальным мотивам. 2 апреля 1879-го года Соловьев стрелял в царя на Дворцовой площади, но ни один из его пяти выстрелов не достиг цели. Террорист был схвачен и вскоре повешен.

Нарастание террористических тенденций привело к острым разногласиям внутри «Земли и воли»; ряд ее членов выступали против покушения, полагая, что оно приведет к усилению репрессий и погубит дело пропаганды. Было найдено компромиссное решение - организация не поддерживает террориста, но отдельные ее члены могут оказывать содействие ему как частные лица. Полемика выплеснулась на страницы землевольческой печати. В статье «Значение политических убийств» один из идеологов терроризма Н.А.Морозов писал, что «...мы признаем политическое убийство за одно из главных средств борьбы с деспотизмом». 8 Однако не все деятели революционного движения разделяли его взгляды. Расхождения в подходах к тактике терроризма (шире -по отношению к политической борьбе) привели к расколу в 1879-м году «Земли и воли» на «Народную волю» (куда вошли те, кто признавал террор как средство политической борьбы) и «Черный передел» (преимущественно сторонников агитационно-пропагандистских методов деятельности).

В самой «Программе» Исполнительного комитета «Народной воли» террористическая деятельность не рассматривалась как основная, однако в реальности она быстро вышла на первое место. Главным делом народовольцев стала охота на Александра II. Было организовано несколько террористических актов, окончившихся неудачно, но сопровождавшимися многочисленными жертвами. Наконец 1 марта 1881 -го года покушение удалось: царь ехал по набережной, и взрывом первой бомбы, брошенной Н.И. Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, И.И.Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения. Александр II скончался через несколько часов. Цель, которую ставили участники покушения, была достигнута, однако результаты покушения оказались совершенно иными, нежели те, на которые рассчитывали народовольцы: революции не произошло, гибель «царя-освободителя» вызвала в обществе скорее скорбь, нежели радость.

Большинство организаторов и участников покушения были арестованы. На процессе по делу «первомартовцев» к смертной казни были приговорены пятеро участников покушения, в том числе С.Л.Перовская (первая женщина в России, казненная за политическое преступление). «Народная воля» была разгромлена, попытки ее восстановления не удались. Однако опыт ее борьбы оказали существенное влияние на характер последующего хода революционного движения в России.

«Народная воля» представляла собой пример в известном смысле образцовой конспиративной революционной организации, которая пыталась противостоять репрессивному аппарату могущественной империи. Деятельность народовольцев привлекла внимание революционных сил к терроризму как методу политической борьбы, и вскоре террористическую тактику как важный элемент общей стратегии признают эффективной и включают в свои программные документы многие политические движения и партии.

В начале ХХ-го века это противостояние привело к новой, еще более мощной террористической атаке на власть. 14 февраля 1901-го года террористом П.В.Карповичем был убит министр народного просвещения Н.П.Боголепов; это послужило сигналом к активизации террористической борьбы, неслыханной по своим масштабам в истории ХХ-го века. В апреле 1902-го года была образована Боевая организация эсеров, которые считали себя преемниками «Народной воли». Смысл и задачи террористической борьбы сформулировал один из лидеров партии В.М.Чернов в статье с характерным названием «Террористический элемент в нашей программе». Суть ее сводилась тому, что террор - не самоцель, а средство самообороны народа от правительственных репрессий, поэтому народ должен воспринимать террористов как своих истинных защитников. В результате народ будет революционизирован, а власть деморализована. Это заставит ее пойти на уступки. Завершалась статья уверением, что террор лишь временная форма борьбы, необходимость которой пропадет сразу с изменением условий жизни в России.9

Организация развернула активную террористическую деятельность. Один из ее руководителей Б.В.Савинков позже писал, что велась «борьба с существующим строем посредством устранения тех представителей его, которые будут признаны наиболее преступными и опасными врагами свободы. Устраняя их, Боевая организация не только совершает акт самозащиты, но и действует наступательно, внося страх и дезорганизацию в правящие сферы, и стремится довести правительство до сознания невозможности сохранить самодержавный строй». Правда, надо сказать, что организацией провозглашался ряд и неких этических норм: карать только лиц, виновных в репрессиях, при терактах не должны были страдать женщины и дети и т.д. Однако на практике это «нормы» не соблюдались.

Среди самых громких террористических актов Боевой организации были убийства министра внутренних дел В.К.Плеве, великого князя Сергея Александровича и др.

Кроме терактов и заговоров эсеры занимались также экспроприациями. Они решали финансовые проблемы эсеров, но стоили им падения престижа в обществе. Поэтому второе собрание Совета партии в октябре 1906-го года постановило упорядочить экспроприации: «изымать» только казенные суммы и оружие, только по разрешению руководства, не убивать посторонних лиц, которые не служат в полиции или жандармерии. Тщетно. По словам А.И.Спиридовича, высокопоставленного полицейского чиновника, «многие партийные работники смотрели на экспроприации по-прежнему, не делая различия между казенным и частным имуществом».

Особый размах эсеровский террор приобрел в период революции 1905­1907-го годов. Кроме Боевой организации, в стране действовали летучие боевые отряды, подчинявшиеся областным партийным комитетам, а также местные боевые дружины.

Универсальным методом борьбы против самодержавия и эксплуататоров, а также средством агитации считали террор отколовшиеся от партии эсеров эсеры-максималисты. На их счету наиболее жестокие и кровавые террористические акты в ходе первой русской революции. В 1906-1907-м годах на счету максималистов было около 50 терактов.

Значительная часть жертв террористических актов начала прошлого века приходится и на долю различных анархистских групп. Так, «безмотивные террористы» считали основной целью своей деятельности борьбу не только с самодержавием, но и со всеми, кто принадлежал к классу паразитов-эксплуататоров (в их понимании). При этом к идейным анархистам зачастую примыкали различные криминальные или полукриминальные элементы, прикрывавшиеся анархистскими лозунгами.

И среди социал-демократов также были сторонники террора, хотя до уровня эсеров им в этом отношении было далеко. Это называлось у них «партизанскими действиями». В Москве, Санкт-Петербурге и Саратове работали боевые организации. (В столице боевики РСДРП терпели неудачи из-за противодействия Охранного отделения). Первый же номер новой большевистской газеты «Пролетарий» от 21-го августа призвал к «партизанским действиям» против «шпионов, активных черносотенцев, начальствующих лиц полиции, войска и флота». И призывы были услышаны. «Так называемый партизанский террор и экспроприации разлились широкой рекой» — говорил об этом времени докладчик ЦК РСДРП на пятом съезде

РСДРП.

Многие члены партии (впоследствии видные большевики) в это время активно занимались экспроприациями; среди них были С.А.Тер-Петросян (Камо), И.В.Джугашвили (Сталин) и другие, которые таким образом пополняли партийную кассу. Всего только в октябре 1906-го года в стране было зафиксировано 362 случая экспроприаций. В ходе экспроприаций, по данным Министерства финансов, с начала 1905-го года по середину 1906-го года банки потеряли более 1 миллиона рублей.

Правые также допускали для себя возможность террористической деятельности. Так, заявлялось, что Союз русского народа «прибегнет к тем же приемам террора, к каким прибегают представители революционных боевых организаций». Видные представители правых обсуждали ее в своей переписке. Вот что писал 7-го мая в Иваново-Вознесенск своим единомышленникам Б.В.Никольский: «разбойники думцы грозят забастовками и, главное, рядом отчаянных покушений, если амнистия не будет дана. Вот тут-то и настанет время черной сотни. Правительство не в состоянии справиться с этими ядовитыми гадинами. Но если на их террор ответить своим террором..., они скоро очнутся. Главное то, что ответный террор должен выражаться не открытым погромом над ничтожною мелюзгою, а тайным истреблением и при том заведомых главарей... Я твердо убежден, что после пяти - шести таких опытов покушения прекратятся навсегда.».

Черносотенный террор должны были осуществлять боевые дружины Союза русского народа. Как впоследствии сообщил комиссар Временного правительства адвокат Г.Ф. Вебер, на одном из тайных совещаний Союза был составлен список 43 приговоренных, снабженный даже фотографиями. Адвокат лично видел этот список, добытый через одного из «союзников». Судя по перечню фамилий, им названных, составление списка произошло как раз в период I Думы. Реальный результат - несколько избиений и 3 убийства, произошедших позднее - был ничтожен. Причина тому в том, скорее всего, что организаторы и потенциальные исполнители черносотенного террора были слишком далеки по своим морально-волевым качествам от самоотверженных эсеров. Близость к власти и ее деньгам с самого начала существования правых разлагала их верхушку.

Фактически одобряла террор и значительная масса думских депутатов. Поэтому их требования амнистии политическим преступникам, среди которых были, разумеется, и схваченные террористы, и отмены смертной казни сделались важнейшими вопросами политического противостояния Думы и власти. Когда в 1906-м году Дума отклонила предложение осудить террор, правые депутаты намеренно покинули зал. Без них в резолюции прошла формулировка левых, осуждавшая действия правительства и ни слова о терроре.

Добиться осуждения террора во II Думе можно было с помощью умеренной ее части и кадетов, которые не входили в ее левое крыло, составлявшее 43% депутатского корпуса. Поэтому П.А.Столыпин попытался склонить кадетов на свою сторону сначала с помощью посредников, потом в личной встрече с П.Н.Милюковым. Милюков описал это следующим образом. Его пригласили для беседы в Зимний Дворец. «Столыпин был, видимо, очень нервен, и глаза его загорались, как в моменты обострений споров в Думе ... Он прямо поставил условие: если Дума осудит революционные убийства, то он готов легализировать партию Народной свободы». Милюков сказал, что не может распоряжаться партией, и вопрос этот для нее есть вопрос политической тактики, а не существа дела; что партия, согласившись на осуждение террора,

потеряет лицо, в то время как ее противники сами оперируют политическими убийствами. Тогда Столыпин предложил лично Милюкову осудить политические убийства в кадетской «Речи». Тот, поколебавшись, согласился, но без своей подписи и после консультаций с товарищами. Позже он оправдывал это как способ сохранить Думу.

Договоренность Милюкова со Столыпиным аннулировали соратники первого. И.И.Петрункевич заявил: «Нет, никогда! Лучше жертва партией, нежели ее моральная гибель.» П.Н. Милюков не особенно с этим спорил, хотя, как позднее признавался, не мог не видеть, как на этом вопросе решалась судьба Думы. Кадеты действительно полностью и до конца сохранили свое лицо оппозиции власти так, как они это понимали.

Проблемы терроризма в обществе широко обсуждались в печати, причем самых различных направлений: от нелегальных эсеровских «Революционной России» и «Знамени труда», социал-демократических «Искры» и «Правды», в анархистских «Бунтаре» и «Буревестнике» до легальной либеральной печати -«Русской мысли», «Освобождении», других изданиях различного толка.

С 1906-го года огромную роль в политической жизни России стал играть министр внутренних дел, а затем премьер-министр (с 9 июля 1906-го года) П.А.Столыпин. Он поставил перед собой двоякую задачу: борьба с революцией и проведение реформ. И тут же на П.А. Столыпина было совершено покушение на Аптекарском острове, где находилась его дача, 12 (25) августа 1906-го года. Три эсера-максималиста, двое в форме жандармских офицеров и один в штатском, пришли на прием к Столыпину, каждый нес по большому портфелю с бомбами, изготовленными в большевистской динамитной мастерской. Бдительная охрана вовремя заподозрила неладное, у одного из них начали отбирать портфель. Поняв, что вот-вот их разоблачат, террористы с революционными возгласами разом бросили свои портфели об пол в приемной Столыпина. 27 человек, находившихся в приемной, были убиты на месте, в том числе террористы; 32 - ранены (из них на следующий день шестеро скончалось). Обрушилась стена дома с балконом, на котором находились четырнадцатилетняя дочь и трехлетний сын Столыпина с няней; все они были тяжело ранены обломками камней. Премьер-министр остался невредим. Считаем важным подчеркнуть, что в это время значительная часть русской интеллигенции (в частности, русские декаденты) стали адвокатами террора.

После 1905-го года Д.Мережковский, З. Гиппиус, Д.Философов выпустили книгу «Царь и революция», посвященную религиозному оправданию русской революции. Но оправдать революцию без оправдания террора было невозможно. Тема пролития крови во имя революции обсуждалась в 1906-1908-м годах в Париже эсерами (Савинков, Бунаков, Фондаминский и др.) с участием «мережковцев». Последние пришли к выводу: убивать можно, но убивать может революционный народ. «Самодержавие есть утверждение... абсолютной святыни, - писал Мережковский, — но... отрицание одного абсолюта не может не быть утверждением другого, противоположного. Самодержавие - религия и революция - тоже религия. Всего менее сознают это сами революционеры. В сознании своем они - безбожники. Имя Божье ненавистно им потому, что связано с православием и самодержавием, то есть с наибольшим кощунством над их собственной подлинной, хотя и безымянной святыней. Для них религия значит реакция. И они правы, если не положительной, то религиозной правдой». В статье «Бес или Бог?» (1908-й год, после возвращения из Франции) Мережковский выступил в защиту «безбожной» интеллигенции и минувшей революции от обвинений в «бесовщине»: «святость» борьбы с Антихристом, т.е. самодержавием.

В ответ на это Бердяев писал Философову: «Необходимо излечить русскую интеллигенцию от кровавого бреда, а не подогревать его религиозно. Вы же пользуетесь апокалиптическими пророчествами для подогревания кровавого бреда. Вам все мерещатся ужасы, катастрофы, фейерверки, жертвы, потоки крови и т.д. От этой чертовщины нужно религиозно отрезвиться и отрезвить других».

В целом нигилистическая субкультура, порожденная долговременными объективными обстоятельствами русской жизни, благодаря благоприятному для себя стечению внутренних и внешних обстоятельств смогла привить свою идеологию окружающим. Сначала - обществу, к которому сама принадлежала, затем с большим трудом - народу, которого взялась освобождать.

Без определенного поведения власти это было бы невозможно. Своей политикой она убеждала всех в своей косности, упорно сохраняя все социальные язвы, видя в их существовании непременные условия основ строя, произвольно притесняя и наказывая.

И нигилисты помогали создавать этот образ власти - врага народа (термин уже тогда существовавший), пользуясь при этом преувеличениями, клеветой, провокациями. Общей схемой последних было антиправительственное выступление, а затем шум по поводу ответных репрессий власти. Лишь за годы Первой русской революции 1905-1907-го годов в ходе террористических актов были убиты и ранены 7634 человека.10 По некоторым данным в течение года, начиная с октября 1905-го года, в Российской империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907-го года это число увеличилось почти до 4500 человек. Вместе с 2180 убитыми и 2530 ранеными частными лицами общее число жертв в 1905 — 1907-м годах оценивается числом более 9000 человек. По официальной статистике, с января 1908-го года по середину мая 1910-го года произошло 19957 террористических актов и экспроприаций, в результате которых было убито 732 госчиновника и 3051 частное лица, при этом 1022 госчиновника и 2829 частных лиц были ранены. Общее число убитых и раненых в результате террористических актов в 1901- 1911-м годах оценивается числом около 17000 человек.

По этому поводу советник Президента Российской Федерации генерал В.А.Шаманов говорил в 2006-м году: «К началу ХХ-го века в России к терроризму как средству политической борьбы относились с пониманием и чуть ли не с открытой симпатией даже многие представители среднего и высшего классов. Русский радикализм безоговорочно принял принцип, согласно которому насилие, направленное против угнетателей, оправданно. Так, в конце XIX-го - начале XX-го веков эволюционное преобразование политической системы и общественных отношений в России не устраивало радикальных представителей интеллигенции и студенческой молодежи, которые довольно активно повели борьбу за переустройство российской действительности. Они искренне верили в то, что единственно верным путем построения новых отношений в России в осуществлении социальных преобразований является путь антиправительственного террора. ...Уникальность русских террористов заключалась в умелом использовании идеи жертвенности и справедливого возмездия. Например, Вера Засулич, стрелявшая в петербургского градоначальника, на суде была оправдана: в покушении видели не результат заговора, а спонтанный акт тираноборчества. Одним из последних, потрясших всю Россию террористическим актом было убийство премьер-министра Столыпина в Киеве 1 сентября 1911-го года. Анархист Д.Г.Богров проник в строго охраняемый оперный театр и во время антракта выстрелами в упор ранил Столыпина. После недолгого следствия Богров был повешен. Истинные мотивы покушения так и остались неясными.

Для того, чтобы понять особенности и размах террористической деятельности в России конца XIX-го - начала XX-го веков, следует четко понимать следующее: эта борьба была спровоцирована противостоянием, с одной стороны, самодержавия, которое, в основном в лице императора Николая II, не желало идти ни на какие уступки обществу и поступиться хотя бы частью своей власти, и постоянно растущими в это время радикальными настроениями левого крыла общества, с другой».

Террор оказался не средством приглушения социальных противоречий, а, напротив, фактором их обострения. Вообще следует признать, что терроризм в России в начале ХХ-го века был масштабным явлением социально -политической жизни общества. Он захватил не только леворадикальные движения, но и значительную часть центристских и правых направлений общественной жизни. Терроризм становился своеобразной частью «политической культуры» общества, ее важным атрибутом. Российское общество оказалось достаточно подготовленным к принятию революционного насилия в качестве парадигмы развития общества. Все попытки властей побороть его политическими репрессиями ни к чему не привели. Проблемы же, породившие террор, так и остались нерешенными, по меньшей мере до 1917-го года, когда терроризм был подавлен совсем другими средствами.

Революция и гражданская война в России привели к многочисленным жертвам. Впрочем, подобные события всегда приводят к гибели множества людей, во все времена и во всех странах, и Россия здесь не была исключением. Политические репрессии начинаются сразу после революции (одна из первых жертв - русский публицист М.О.Меньшиков, затем - «красный террор», «белый террор», институт заложничества в годы гражданской войны и т.д.). Правда, здесь мы сталкиваемся с еще одной важной проблемой, а именно - проблемой так называемого «государственного терроризма».

Сегодня многие исследователи, как у нас, так и за рубежом, называют государственный терроризм в качестве одного из видов терроризма. Говорится, что правительство той или иной страны может также заниматься специфическим видом - терроризмом государственным, поддержкой террористических группировок в других странах, арестами, пытками и убийствами членов национальных меньшинств, оппозиции, запугиванием населения в целях поддержки правящего режима. Он, якобы, осуществляется государственными органами вне правового поля (либо под его формальным прикрытием). В качестве примеров приводят фашистскую Германию, сталинские лагеря, из недавней истории - Ирак времен С.Хусейна и т.д. Представляется, однако, что здесь имеется материал для размышления.

В самом деле, террор - это обычно акции устрашения, которые осуществляются небольшой группой единомышленников и направлены против властей, общества. Террористы прекрасно осознают, что с точки зрения государства, с точки зрения права их деятельность незаконна. Что касается государства, то оно в принципе, как нам представляется, не может действовать незаконными методами. Другое дело, что оно подверстывает законы под свои цели, под свою практику, и тогда появляются соответствующие юридические или квазиюридические нормы (вплоть до революционной целесообразности). Поэтому, с нашей точки зрения говорить о государственном терроризме неточно; мы можем говорить о репрессивной политике государства.

Что касается советского периода нашей истории, то надо отметить: террористическая активность в СССР была относительно слабой. Те немногие террористические акты, которые происходили, совершались либо как индивидуальные акты (покушение В.Ильина на Л.И.Брежнева 22 января 1969-го года, угон самолета 15 октября 1970-го года Бразинскасами и др.), либо (гораздо реже) сторонниками местных сепаратистских движений (взрывы в московском метро 8 января 1977-го года, организованные членами нелегальной армянской националистической партии).

Наиболее часто теракты в настоящее время происходят на территории Чечни. Также опасными регионами России считаются Дагестан, Ставропольский край, Северная Осетия и Москва. Реже террористическим актам подвергались отдаленные от Чечни регионы юга России (Краснодарский край, Ростовская область). За пределами Москвы и Южного федерального округа теракты происходили в исключительных случаях. Разрабатывая сегодня мероприятия по отражению террористической угрозы, необходимо изучать исторический опыт нашей страны с тем, чтобы выявлять как мотивы, которые побуждают террористов к активной деятельности, так и опыт контртеррористической деятельности.

 

5. Социально-экономические корни экстремизма и терроризма.

 

В современных условиях переход к терроризму какой-либо политической организации или группы редко происходит исключительно по идейным соображениям, как это имело место в случае с разного рода левацкими группировками в Европе и Латинской Америке в 60-70-е годы прошлого века. Сегодня на передний план в мотивации перехода к террористической деятельности выдвигаются все чаще националистические и религиозные факторы. Ущемление прав этнических меньшинств, верующих людей становится одной из главных причин ответного насилия со стороны их радикальных представителей, принимающего самые жестокие и разрушительные формы современного терроризма.

Наличие политических условий, благоприятных для появления терроризма, к счастью, не приводит к массовому выбору этой экстремальной формы политической борьбы противниками существующих правящих режимов. К ней прибегают лишь отдельные люди. Что же именно приводит их в террористическую организацию? Что заставляет политическую организацию встать на путь террора: идеология, которой она придерживается, жестокость властей, унижение национального достоинства, что-то другое? Какие политические, идеологические и культурные факторы оказывают влияние на этот выбор?

По мнению экспертов, существуют несколько факторов, которые влияют на принятие людьми решения участвовать в терроре. Среди них выделяют психологический, идеологический и стратегический мотивы участия в террористической деятельности.

Психологический мотив.

Участие в терроризме из-за персональных причин, базирующихся на психологическом состоянии сознания. Мотивацией таких людей обычно бывают ненависть, жажда мести, стремление к власти. Этот мотив наиболее часто встречается в обществах, где нарушаются права человека, где невозможно найти структуру, в которой человек мог бы получить справедливое разрешение своей проблемы. Это один из распространенных мотивов, приводящих людей в террористические организации.

Идеологический мотив.

Идеология - это верования, ценности, принципы, которые определяют конкретные политические цели террористической группы. Ею может быть политическая философия или религиозное учение. Большинство террористических групп опираются на идеологию, которая не только определяет их политические цели, но и содержит моральное оправдание применяемого насилия. К терроризму прибегают и по идейным соображениям, считая оправданным использование насилия против коррумпированных властных структур, правительств, обогащающихся за счет простых людей. В террористических группах немало тех, кто борется по идейным убеждениям.

Стратегический мотив.

Когда террористическая организация меняет свою стратегию и переходит к насильственным методам, считая исчерпанным на данном этапе использование мирных средств достижения своих целей. Такое происходит весьма часто, так как политическая борьба против существующих режимов требует гибкости, выбора методов давления, наиболее эффективных на данном этапе.

На практике чаще всего встречается сочетание всех перечисленных мотивов. Это свидетельствует о сложности процесса принятия организацией


или отдельной личностью решения об использовании терроризма как средства достижения групповых и индивидуальных целей.