Компетенция и полномочия администрации муниципального образования. Виды правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу

Структура администрации муниципального образования

 

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. При этом представительный орган вправе либо одобрить представленную структуру либо отклонить ее, но не вносить коррективы при принятии решения, которым утверждается структура.

Поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, муниципалитеты самостоятельно определяют количество отделов администрации и численность штатных единиц. Но, бюджетное законодательство РФ вводит ограничения на управленческие расходы для муниципальных образований, получающих дотаций из бюджетов вышестоящего уровня. В Бюджетном кодексе Российской Федерации для последних предусматривается обязанность соблюдать лимит предельного фонда заработной платы. Служебное право гарантирует муниципальным служащим оплату труда по таким же правилам, как и государственным служащим (установление доплат и надбавок, которые должны предоставляться из муниципального бюджета). В результате исполнения этих двух предписаний дотационное муниципальное образование оказывается ограниченным в свободном установлении количества муниципальных служащих, введении числа должностей различных категорий.

Как правило, исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации направляют муниципальным образования рекомендательную структуру местной администрации с учетом полномочий по решению вопросов местного значения и предельного лимита годового фонда оплаты труда.

В структуре местной администрации могут образовывать подразделения:

- общей компетенции;

- отраслевые (например, по управлению недвижимостью, управлению в области архитектуры и градостроительства, управления образования и др.);

- функциональные (например, финансовое управление, кадровый, правовой отделы);

- территориальные (например, администрация района города).

 

 

В компетенции местной администрации четко выделяются два блока полномочий. Во-первых, полномочия по решению вопросов местного значения. Во-вторых, отдельные государственные полномочия, которые переданы с федерального или регионального уровня власти вместе с субвенцией на их осуществление из соответствующего бюджета.

Полномочия по решению вопросов местного значения объединяются в две большие группы в зависимости от принципа разграничения полномочия между администрации и представительным органом муниципального образования. В первую группу попадают «исключительные» полномочия местной администрации. В законодательстве прямо указывается, что субъектом, ответственным за осуществление правомочия по местному вопросу, является глава местной администрации. Во вторую группу попадают полномочия, в отношении которых нельзя с очевидностью сказать, что они должны осуществляться администрацией, а не представительным органом муниципального образования. Как правило, федеральный законодатель указывает, что полномочным субъектом предоставления услуги, принятия властного акта (совершения действия) является орган местного самоуправления. В зоне «неочевидной», конкурентной компетенции вправе совершать действия и представительный орган и местная администрация. Исходя из анализа ФЗ-131, можно предположить, что в любой момент представительный орган принять к своему ведению полномочия из этого блока, даже, если они, например, уже урегулированы актом главы местной администрации. Тогда последний обязан привести свой ранее принятый акт в соответствии с решением Совета депутатов.

Первая группа, относительно которой в законодательстве имеется четкое указание, что они «эксклюзивное» право на них закреплено за местной администрацией состоит из двух групп. Критерием объединения в группы выступает правовой акт, устанавливающий принадлежность правомочия: собственно ФЗ-131 или иные федеральные акты.

Среди полномочий по решению вопросов местного значения выделяются собственные полномочия местной администрации и полномочия по вопросам местного значения, выполняемые по соглашению. Такие соглашения о передаче полномочий вправе заключать органы власти муниципального района и поселений, входящих в их состав. Принятые по соглашению полномочия осуществляются за счет субвенции, поступающей соответственно из бюджета района или поселения.

Акты главы местной администрации принимаются по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Следует подчеркнуть, что местная администрация является единственным надлежащим субъектом передачи отдельных государственных федеральных или региональных полномочий, но не весь муниципалитет. Спецификой актов по вопросам осуществления переданных государственных полномочий состоит в том, что они могут быть также отменены уполномоченным государственным органом.

Законодатель разграничивает по содержанию виды актов главы местной администрации на постановления и распоряжения. Первые принимаются по вопросам местного значения, а вторые – по вопросам организации и деятельности самой местной администрации.