Принципы построения системы органов муниципального образования

1. Принцип организационной и функциональной обособленности системы органов местного самоуправления от органов государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления формируются населением или с его непосредственным участием (что можно также обозначить как принцип выборности органов местного самоуправления). Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность, освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и в порядке, установленных ФЗ-131. К таким исключениям относятся следующие случаи:

а) при назначении главы администрации района и городского округа по конкурсу на контрактной основе в состав конкурсной комиссии назначается одна треть членов представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

б) расторжение контракта с главой администрации района, городского округа, назначенного по контракту, может быть инициировано в суде высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в связи с нарушением главой администрации условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переделанных федеральными или региональными законами;

в) представительный орган муниципального образования может быть распущен законом субъекта Российской Федерации в порядке и по основаниям, указанных в статье 73 ФЗ-131;

г) глава муниципального образования, глава местной администрации может быть отрешен от должности высшим должностным лицом субъекта в порядке и по основаниям, установленным в статье 74 ФЗ-131.

2. Принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления. В федеральном законодательстве отсутствует легальное определение термина «структура органов местного самоуправления», что создает трудности в применении норм, влекущих правовые последствия изменения этой структуры. Подходы к пониманию содержания категории «структуры органов местного самоуправления» заложены в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. Под структурой органов местного самоуправления следует видеть «форму правления» муниципального образования, то есть тип построения муниципального аппарата, характеризующийся определенным способом их формирования и взаимодействием между собой (подчиненность, подотчетность, подконтрольность), разграничения публично-властных полномочий между ними. Государственные органы не вправе для местного сообщества из всего разнообразия вариантов «форм правления» предопределять в качестве обязательной какую-либо одну.

3. Принцип обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления трех обязательных элементов: представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации. Наличие иных органов и должностных лиц в структуре органов местного самоуправления факультативно. Они образуются в соответствии с социально-экономическими условиями, традициями и особенностями самого муниципального образования.

4. Принцип уставного закрепления порядка формирования, полномочий, сроков полномочий, подотчетности, подконтрольности, иных вопросов организации и муниципального аппарата. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливается законом субъектом Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Срок полномочий выборных должностных лиц и органов определяется нормами устава в пределах от двух до пяти лет.

5. Принцип стабильности структуры органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 8 статьи 34 и ч. 8 статьи 44 ФЗ-131 решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления, внесенное в устав муниципального образования, вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

6. Разграничения представительных и исполнительно-распорядительных полномочий. Согласно п. 4 ч. 1 статьи 36 ФЗ-131 глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается только для сельских поселений.

7. Принцип наделения органов местного самоуправления правами юридического лица. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами, действуют на основании гражданского законодательства в качестве муниципальных учреждений, в том числе, в соответствии с законом «О некоммерческих организациях». Основаниями для государственной регистрации органов как юридических лиц является устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа с правами юридического лица. Обязательно учреждение с правами юридического лица и регистрация местной администрации и представительного органа муниципального образования. Для наделения правами юридического лица органов местной администрации необходимо утверждения положения о них представительным органом муниципального образования.

8. Принцип вхождения в муниципальный аппарат должностных лиц и муниципальных служащих (должностных лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы и выполняющих функции органов местного самоуправления на профессиональной основе).

9. Принцип вступления органов местного самоуправления и должностных лиц в гражданско-правовой оборот от имени и в интересах муниципального образования. Органы и должностные лица не вправе, с одной стороны, передавать свои полномочия хозяйствующим субъектам. А с другой стороны, им запрещено участвовать в гражданско-правовых отношениях, осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени, а не от имени муниципалитета.