Опрос граждан

Опрос граждан является формой непосредственного участия населения в решении вопросов местной жизни и проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Опрос может проводиться при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения территории. Например, в 2004 году в Астрахани проводился опрос жителей двух домов одной из улиц относительно строительства спортивного оздоровительного центра рядом с их местом жительства. На месте планируемого строительства находился небольшой парк, и граждане были категорически против его ликвидации даже взамен на спортивный центр. Между тем частный предприниматель, наметивший новостройку, дважды представлял в управление архитектуры данные социологического опроса жителей лицензированными фирмами, которые свидетельствовали о поддержке гражданами строительства. Однако, учитывая многочисленные жалобы горожан, администрация решила провести опрос. Опрос проводился путем тайного голосования. Присутствующим раздали бюллетени, предварительно записав паспортные данные. Затем голосующие опускали бюллетень в урну. Итоги голосования подводила счетная комиссия. Они показали, что граждане настроены отрицательно и строительство центра заморозили окончательно. В Новосибирске проводился опрос жителей о мероприятиях, которые они бы поддержали или запретили; в Казани опрос пассажиров о качестве работы городского транспорта; в Новокузнецке – о продаже одного из градообразующих предприятий города[9].

В отличие от местного референдума, голосования по вопросам изменения территории граждане не могут быть инициаторами опроса. Он может проводиться по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В опросе могут участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Они участвуют в опросе непосредственно. Каждый житель муниципального образования, имеющий право голосовать, имеет только один голос. Участие в опросе является свободным и добровольным. Во время опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них. Подготовка, проведение и подсчет результатов опроса осуществляются открыто и гласно.

На опрос могут выноситься вопросы местного значения. Вопросы, как и на местном референдуме, должны быть сформулированы четко и ясно, не допускается возможность их различного толкования.

Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. Тайное голосование проводится по опросным листам в местах проведения опроса, поименное голосование – по опросным листам или по месту жительства участников опроса. Опрос может проводиться также в форме открытого голосования на собраниях жителей. Процедура опроса внешне похожа на процедуру проведения местного референдума. Но в отличие от местного референдума результаты опроса носят рекомендательный характер.

После проведения опроса комиссия подсчитывает результаты голосования и составляет протокол, в котором указываются следующие данные:

- общее число граждан, имеющих право на участие в опросе;

- число граждан, принявших участие в опросе;

- число записей в опросных листах, оказавшихся недействительными и число опросных листов, признанных недействительными;

- количество голосов, поданных «за» вопрос, вынесенный на опрос;

- количество голосов, поданных «против» вопроса, вынесенного на опрос;

- одно из следующих решений: признание опроса состоявшимся, несостоявшимся или недействительным.