Принципы взаимодействия муниципального района и поселений, находящихся на его территории

Внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения

Внутригородская территория города федерального значения – муниципальное образование, территорию которого образует часть территории города федерального значения. Особенности внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга состоят в следующем: а) одноуровневая организация местного самоуправления; б) разграничение вопросов местного значения этих префектур, округов на те, которые они осуществляют сами, и те, которые «забирают» у них субъекты Федерации. Связана эта специфика с необходимость сохранить единство городского хозяйства городов-субъектов Российской Федерации, поскольку есть публичные услуги местного уровня, которые невозможно решать автономно частью территории хотя и большого, но единого города. К таковым, например, относятся, организация транспортного обслуживания, организация предоставления ритуальных услуг, содержание мест захоронения, утилизация и переработка ТБО и мусора и другие; в) часть доходных источников, которые по федеральному бюджетному законодательству должны поступать в местный бюджет, перенаправляются в региональный, поскольку органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга берут на себя решение части вопросов местного значения.

 

Российская модель организации местного самоуправления, избранная Россией, повторяет в вопросе взаимодействия государства и местного самоуправления англо-американский вариант организации местного самоуправления. При решении вопросов местного значения, как указывается, в части 3 статьи 17 ФЗ-131, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Вместе с тем органы местного самоуправления районов и городских округов вправе заключать соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Полномочия могут передаваться от района поселению (например, по организации содержания здания ФАПа, школы, детского сада, по подвозу детей в школьные учреждения и иные) и наоборот, от поселения району. В качестве примера последних видов соглашений можно назвать передача полномочий по сбору и вывозу мусора, по дорожной деятельности в отношении дорог населенных пунктов, по организации предоставления коммунальных услуг.

Принципам заключения соглашений являются:

1. Передаются отдельные полномочия, а не вопрос местного значения;

2. Заключаются органами местного самоуправления добровольно;

3. Обязательно предусматривают передачу субвенции на их осуществление;

4. Заключаются только на определенный срок;

5. Должны содержать основания и порядок прекращения действия;

включать регулирования вопроса о финансовых санкциях за неисполнение;

6. Допускается наличие в собственности имущества, предназначенного на их осуществление, то есть имущества непрофильного для этого муниципалитета;

7. Соблюдение ограничений, установленных законодателем на передачу отдельных видов полномочий (например, по управлению муниципальными унитарными предприятиями).

в частности, в дополнение к законодательно установленным структурам муниципально-территориальной организации закрепить возможность применения: многоуровневой структуры городских округов, где сформировались сложноорганизованные территориальные общности с относительно самостоятельными поселениями - спутниками городов; одноуровневой структуры муниципально-территориального деления по поселенческому принципу для небольших территориальных общностей, включая общности, которые не могут за счет своей ресурсной базы решать все вопросы местного значения; одноуровневой структуры по районному принципу для регионов с низкой плотностью населения, в которых отсутствует регулярное наземное транспортное сообщение между населенными пунктами и достаточная ресурсная база для решения основных вопросов местного значения; и т.п.

 

Раздел 6. «Компетенция муниципальных образований»