Вопрос № 1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества и военные преступления.

Общая характеристика преступлений против мира. безопасности человечествава и военные преступления

Преступления против мира, безопасности человечества и военНЫЕ преступления.

ТЕМА № 2

2. Геноцид: анализ состава преступления (ст. 127 УК)

Преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления в юридической литературе называются международными преступлениями. Нормы, предусматривающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления специфичны по своей природе.

Писанные нормы содержащие ответствнность за международные преступления появились в 19 начале 20 века. Важное значение в кодификации норм, посвященных международным преступлениям сыграл Устав Международного военного трибунала от 8.08.1945, утвержденный соглашением правительств четырех государств-победителей во Второй мировой войне СССР, США, Великобритании, и Франции. Устав был принят в целях проведения процесса в немецком городе Нюрнберге по делу военных преступников, виновных в развязывании Второй мировой войны. В ст. 6 Устава международные преступлния классифицировались на три группы:

¨ преступления против мира;

¨ военные преступления;

¨ преступления против человечности.

После Нюрнбергского процесса, а также после Токийского процесса над японскими военными преступниками работа по развитию нормативной базы продлжалась в рамках ООН. Под эгидой ООН 12.08.1949 в г. Женева (Швейцария) были приняты четыре конвенций:

¨ Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

¨ Об улучшении участи лиц, потерпевших кораблекрушение из состава воюющих сторон на море.

¨ Об обращении с военослужащими;

¨ О защите гражданского населения во время войны.

Участниками женевских конвенций. являютсяся 188 государств. Конвенции образуют основу межднародного гуманитарного права как права, применяемого в период войны или вооруженных конфликотв.

Процесс по формированию нормативной базы о международных преступлениях активизировался в 90-х годах ХХ в.В 1994 г. Комиссией международного права ООН был принят проект Кодекса преступленийий против мира и безопасности человечества. Особенная часть данного Кодекса предусматривает 5 видов преступлений:

¨ агрессия;

¨ геноцид;

¨ преступления против человечества;

¨ военные преступления;

¨ преступления против персонала ООН и дипломатических лиц;

Большое значение в настоящее время имеют уставы специальных международных судов (трибуналов). В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в 1993 г. был принят Устав Международного трибунала по бывшей Югославии. В 1994 г. был принят Устав Международного трибунала по Руанде. Поводом к созданию этих Трибуналов явилось грубое нарушение военного права на территории бывшей Югославии и Руанды. Данные трибуналы были созданы по приницпу ad hoc (по случаю) для осуждения военных преступников, совершивших массовые акции по уничтожению людей. Эти трибуналылы находятсяся в Гааге (Королевство Нидерланды).

Создание и деятельноссть трибуналов по принципу ad hoc не может рассматриваться как универсальный механизм в борьбе с международными преступлениями. Вследствие этого среди членов мирового сообщества возникла идея по созданию Международного уголовного суда (МУС), имеющего универсальное значение. Эта идея была релизована под эгидой ООН 17 июля 1998 г. путем подписания многостороннего договора, так называемого Римского статута. Согласно ст. 12 Римского статута Международный уголовный суд становится действующим органом после ратификации Статута 60 государствами. 2 июня 2002 г. Суд начал свою работу. В соотвии с Римским статутом МУС действует по принципу дополняемости, т.е. он дополняет национальные органы уголовной юстиции. Международный уголовный суд рассматривает дела только в тех случаях случаях, когда государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

В Римском статуте даны определения преступлений против человечности и военных преступлений.

Преступления против человечности означают деяния, которые соврешены в рамках широкомасштабных или системататических нападений на любых гражданских лиц, если такое нападение совершено сознательно. Статья 7 Статута устанавливает примерный перечень деяний, совершаемых в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно:

¨ убийство;

¨ истребление;

¨ порабощение;

¨ депортация или насильственное перемещение населения;

¨ заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

¨ пытки;

¨ изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

¨ преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным;

¨ насильственное исчезновение людей;

¨ преступление апартеида;

¨ другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного

К военным преступлениям относятся серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и другие серьезные нарушения законов и обычаев международных вооруженных конфликтов.

Статья 8 Статута содержит общий перечень военных преступлений:

¨ умышленное нападение на гражданские объекты;

¨ ненадлежащее использование флага парламентера.

В настоящий момент МУС приступил к рассмотрению конкретных дел по обвинению различных лиц в совершении преступлений против мира и безопасности человечества и военных преступлений. В частности был арестован и предан Международному уголовному суду гражданин Конго Тома́ Лубанга Дьило, предполагаемый создатель и руководитель вооружённого ополчения. Он обвиняется в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях. Кроме того, прокурор МУС выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции.

Всего МУС выдал ордеры на арест 12 человек. Из них 6 на свободе, 2 умерли и 4 находятся под стражей.

В XX ст. сформировалась самостоятельная отрасль международного права – международное уголовное право. Международное уголовное право находится на стыке международного права и национального уголовного права.

В отечественном уголовном праве нормы международного. права применяются только через процедуру ратификации международных договоров и введения в УК Республики Беларусь соотвующих норм. Нормы международного уголовного права находят свое отражение в нормах национального уголовного права посредством имплементации. Наиболее распространненым способами имплементации являются инкорпорация и трансформация. При инкорпорации норма международного уголовного права без изменений дословно воспроизводится в УК Республики Беларусь. При трансформации осуществляется определнная переработка нормы.

Групповым обектом международных преступлений является отношения содержанием кототрых является мирное сосуществование государств и безопасность людей. Большинство международных преступлений обладает исключительно высокой степенью общественной опасности. По-этому на международные преступления сроки давности не распраняютя (ст. 85 УК).

Сложившася в международной практике классификация преступлений выглядит следующим образом:

¨ преступления против мира (ст. 122-126, 129 УК);

¨ преступления против безопасности человечества (ст. 127, 128, 130, 131 УК);

¨ военные преступления и другие нарушения законов и обычаев войны (гл. 18 УК).

Военные преступления необходимо отличать от воинских преступлений. Воинские посягают на установленный порядок несения военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь или других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь (раздел XIV УК Беларуси).

Диспозиции норм раздела VI УК «Преступления против мира, безопасhости человечества и военные преступления» являются бланкетными. Конструкция составов различна по характеру. Составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 126, 128, 131, 136 УК – формально-материальные; ч. 1 ст. 122, ст.ст. 125, 127, 132, 134 УК усеченные. Остальные составы преступлений формальные.

В основном преступные деяния, предусмотренные разделом VI УК сложные по характеру, предпологающие несколько альтернативных деяний. В разделе XIV УК Беларуси имеют место длящиеся составы преступлений, например, наемничество (ст. 133 УК). Все преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления характирузуются действием. Исключение составляет ч. 1 ст. 137 (бездействие либо отдание преступного приказа во время вооруженного конфликта). Субъективная сторона всех преступлений, ответствнность за совершение которых предусмотрена нормами раздела XIV УК Беларуси, предполагает только прямой умысел.

С позиций национального уголовного права субъектом преступления является вменяемые физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. В международном праве вопрос является дискуссионным. Проблема в том, что субъектом международного права является государство. При правовой оценке агрессии государств в международном праве возникает вопрос о том, кто должен отвечать за эту агрессию: государство или физические лица, и кто именно.

Приговором Нюрнбергского международного военного трибунала было было определно, что преступления против мира и безопасности человечества совершены людьми, а не абстрактными категориями такими как государство, и только путем привлечения к уголовной ответственности отдельных лиц могут быть соблюдены нормы международного права. Значение Нюрнбергского процесса для международного уголовного права заключается в том, что впервые по его итогам была реализована уголовного ответственность в отношении физических лиц (высших должностных лиц Германского третьего рейха) за совершение международных преступлений.

 

Вопрос № 2. Геноцид: анализ состава преступления (ст. 127 УК)

Нормативное определение геноцида дано в Конвенции 9.12.1948. «О предупреждении преступления геноцида и наказание за него». В ст. 2 Конвенции под геноцидом понимается действия, совершенные с намерением уничитожить полностью или частично какую-либо национальную, этическую, расовую, религиозную группу как таковую.

Конвенция 1948 была ратифицирована БССР 11 августа 1954 года. Статья 5 Конвенции обязывала участников привести национальное уголовное законодательство в соответствие с положениями данной конвенции. Уголовная ответственность за геноцид в уголовном законодательстве Беларуси была введена в только спустя 55 лет с принятием УК 1999.

Геноцид является особо тяжким престумлением. Геноцид может иметь не только международный, но и внутригосударственный характер, может быть совершен не только в условиях войны, но и в мирное время, что существенно повышает общественную опасность геноцида.