Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на общественно-политическую жизнь Казахстана

К февралю 1917 года все причины, которые в свое время привели к первой русской революции, достигли более зрелой и обостренной степени. Война ускорила революционный взрыв. Стойкая борьба рабочих, поддержка крестьян, переход на сторону восставшего народа 66 тыс. солдат Петербургского гарнизона привела 27 февраля к победе революции. Самодержавие пало. Перед Россией открывались широкие возможности для демократического обновления прогресса.

Весть о февральской революции до Казахстана дошла в начале марта. 20 марта из Петербурга А.Букейхан, М.Дулат и М.Шокай прислали свое знаменитое обращение к казахскому народу “К сыновьям Алаша”. В нем они писали: “Наступило утро свободы. С божьей помощью заветное желание исполнилось. Еще вчера мы были рабы, теперь все равные, и правительство, державшее народ в многовековом рабстве и унижении, рухнуло безвозвратно”. Победу революции трудящие Казахстана встретили с большой радостью, как долгожданную свободу. Жители переселенческих деревень, казахских аулов и городов Казахстана устраивали митинги, отправляли поздравительные приветствия. Так, 22 марта 1917 года рабочие Экибастузских шахт послали свою поздравительную телеграмму в Петербург.

От революции народ ждал радикальных изменений, решения всех волнующих его вопросов. С первых дней революции в Казахстане, как по всей России, происходила смена власти. Свергались прежние царские органы власти, на местах появилась новая власть. Временное правительство, пришедшее на смену царскому правительству, создавало свои исполнительные комитеты. Делая вид, что считается с освободительным движением местных народов, оно назначило комиссарами в Тургайской области А.Букейхана, а в Жетысуйской области М.Тынышбаева. В Ташкенте был учрежден Туркестанский комитет для управления Туркестанским краем во главе Н.Н.Щепкиным. В Омске, Петропавловске, Семипалатинске, Верном, Ташкенте и других городах были образованы Советы рабочих и солдатских депутатов, которые установили большевистскую власть.

И органы Временного правительства, и Советы все вопросы рассматривали через призму общероссийской державы, с позиции удержания Казахстана и всей Средней Азии в составе России. Они проводили новую видоизмененную колониальную политику. Это очень ярко проявилось в стремлении их оттягивать решение земельного вопроса и создание национальной автономии. Не прекращалось преследование участников восстания 1916 г. В трех уездах в районе Иссык-Куля местное население было выселено полностью и на его земли заселены крестьяне-переселенцы. Возвращавшиеся из Китая беженцы подвергались истреблению. М. Тынышбаев выступил против расправы над возвращенцами и организовал им помощь. Казахские демократические интеллигенты, видя все это и потеряв надежду на решение новой властью национальных проблем местного населения, приступили к созданию казахских Комитетов во главе с видными деятелями алашского движения: в Акмолинской области (А. Турлубаев), в Семипалатинской области (Р. Марсеков), в Уральской области (Ж. Досмухамедов), в Жетысуйской области (И. Жайнаков), в Сыр-Дарьинской области (А. Котебаров). Председателем Казахского комитета в Туркестанском крае стал М.Шокай. Казахские комитеты занимались ликвидацией колониального гнета, подбором и расстановкой кадров, организацией продовольственной помощи населению, развитием школьного образования и другими вопросами. Так, например, Акмолинский областной Казахский комитет открыл казахские школы, обеспечил учащихся учебниками и питанием, потратив на это 26720 рублей.

В результате этого в Казахстане, в отличие от внутренних районов России, образовалось троевластие. Если исполкомы Временного правительства и Советы, называвшие себя народной властью, но на самом деле установили в Казахстане новую видоизмененную колониальную власть, то казахские комитеты явились органами зарождающейся казахской национальной государственности. Поэтому исполкомы и советы не поддержали казахские комитеты, препятствовали их работе, хотели подчинить их к себе, а затем упразднить. В Казахстане, так же, как и во всей России, шла борьба за единовластие.

Временное правительство упорно не желало решать вопросы о войне, земле, 8-ми часовом рабочем дне, проблемы угнетенных народов и другие. И это серьезно ослабило его позицию. А советы настойчиво требовали скорее решить эти вопросы и даже приступали к действиям в этом плане, что приводило к усилению их влияния на обездоленные народные массы. Так, например, 24 апреля 1917 г. Семипалатинский совет, обсудив положение рабочих, принял решение, обязывающее администрацию предприятий повысить зарплату рабочим, улучшить их условия труда и жизни, прекратить увольнения рабочих без согласия профсоюзов. 6 мая 1917 г. Верненский Совет решил распустить исполком и передать всю власть городскому самоуправлению. 23 мая 1917 г. Перовский совет вынес постановление об упразднении исполкома. Летом 1917 г. по требованию Советов в ряде городов (Петропавловск, Уральск, Семипалатинск и другие) на промышленных предприятиях был введен 8-мичасовой рабочий день. В апреле 1917 г. в с. Кумашкино Усть-Каменогорского уезда состоялся сход крестьян, на котором они говорили, что раз царя теперь нет, дайте нам больше свободы и землю.

Неспособность исполкомов и советов решить национальные вопросы и развертывание деятельности казахских комитетов активизировали казахское население. Оно требовало возвращения отобранных земель, отказывалось подчиняться российским новым властям. Участились случаи угона скота, потравы посевов, поджога хозяйств крестьян и казаков, избиение чиновников. Так, в мае 1917 г. из Акмолинской области в управление милиции Временного правительства поступали сообщения, что в области отмечены выступления киргизов против отдельных владельцев, которым киргизы предлагают скорее ликвидировать хозяйство и возвратить им землю, разновременно отобранную правительством и розданную в частное владение, “подобный взгляд крепнет в степи”. На усиление борьбы казахов большое влияние оказывали вернувшиеся с тыловых работ рабочие-казахи. Своими рассказами об увиденном и услышанном за время пребывания на прифронтовой полосе они еще больше революционизировали население. Многие из них возвращались с оружием и использовали его в выступлениях против продолжающегося колониального гнета.

Все слои населения потянулись к политике. В больших городах появились различные общественно-политические организации: “Жас казах”, “Жас журек”, “Талап” и т.д. (Их было более 20). Члены этих организаций разделились на два лагеря: одни пошли за демократической интеллигенцией, а другие перешли на сторону большевиков. Казахстан охватила разруха и анархия. Создалась угроза единству и целостности казахского народа, его будущности. Чтобы не допустить этого, надо было решительно бороться за возрождение казахской национальной государственности. Это был единственно правильный путь спасения страны от гибели.

И вот для решения этого и других общенациональных вопросов 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся первый общеказахский съезд. Он рассмотрел 14 вопросов. Среди них самыми главными были вопросы о казахской автономии и о политической партии. Было решено, что казахские области должны получить автономию в составе России. А в отношении партии съезд подчеркнул необходимость ее создания, поручив группе делегатов выработать инструкцию (программу), которая позже была опубликована в газете “Казах”. Все казахские интеллигенты, разделявшие общеалашевские идеи, считали себя членами алашского движения, алашской партии, которая, однако, организационно до конца не была оформлена. В Омске сформировалась партия “Уш жуз”, назвавшая себя социалистической. Она являлась пробольшевистской и вела борьбу с алашевцами за влияние на массы. Социальной базой этой партии, говоря словами С.Сейфуллина, были «голодранцы» Омска. Основная масса казахов поддерживала не “Уш жуз”, а алашевцев, о чем свидетельствуют итоги избрания делегатов на всероссийское учредительное собрание. За представителей Алаш свои голоса отдали в Жетысуйской области 57,5 %, в Уральской и Тургайской областях – 75 %, в Семипалатинском уезде 85,6 %. За алашевцев проголосовали все 700 рабочих Экибастузских шахт. Это свидетельствовало о росте авторитета алашевцев на казахское население. Оно считало их истинными выразителями своих интересов и верило, что только они могут избавить от колониального ига и обеспечить национальное возрождение народа.

Стремление алашевцев к созданию казахской национальной государственности к осени 1917 г., когда в бывших колониальных районах России в Закавказье, Прибалтики, Поволжье друг за другом возникали национальные государства местных народов, усилилось и приняло необратимый характер. В начале октября 1917 г. возникла Сибирская автономия. Лидеры казахской демократической интеллигенции решили войти в ее состав. О том, с какой целью они это делали, писал А.Букейхан: “Мы думали, вначале опираясь на Сибирь, вырваться из петли огромного государства и на первое время создать свою автономию, а затем отделиться”.

Однако ориентация на Сибирь не имела успеха. Вопрос о создании национальной государственности казахов надо было решать в самом Казахстане, созвав для этого новый всеказахский съезд, что и было сделано в декабре 1917 г.

Таким образом, Февральская революция 1917 г., являвшаяся народной революцией против самодержавия за демократическое обновление России, оставила глубокий след в истории страны. Она оказала влияние на угнетенные нерусские народы, в том числе на казахов. Под ее влиянием и в Казахстане нарастало рабочее движение, борьба крестьян-переселенцев за улучшение жизни. Казахский народ боролся за освобождение от колониального ига. Активизировалась деятельность казахской национальной интеллигенции, стремившейся возглавить освободительную борьбу народа.

Февральская революция сыграла значимую роль в политической жизни Казахстана. Но исполнились не все ожидания и чаяния народа. Положение страны все время ухудшалось. И органы Временного правительства, и советы не хотели и не могли решить проблемы, связанные с исторической судьбой казахского народа, особенно вопрос о земле, политических партиях, о создании национальной автономии. Эту миссию возглавила национальная интеллигенция, которая повсеместно создавала казахские комитеты и исполнительные комитеты, проводила съезды, вела наглядную агитацию через публичные выступления в газетах и журналах для повышения политической активности и идейной сознательности народа. Она настойчиво боролась за возрождение национальной государственности казахского народа.

Февральская революция 1917 года позволила национальным окраинам сделать осознанный выбор в пользу демократических перемен и обострила борьбу за национальное самоопределение. Остро стал вопрос о возрождении национальной государственности в Казахстане, что обострило идейные разногласия между отдельными представителями казахской интеллигенции.

 

ТЕМА 11. КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1917-1920 ГГ.)