Основные характеристики эффективных психологических тестов
1. Социокультурная адаптированность теста (соответствие заданий и оценок особенностям культуры, где данный тест используется).
2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий.
3. Использование шкалы интервалов.
Вообще выделяют основные 4 типа шкал (по степени сложности):
· номинативные(классификация);
· порядковые (субъекты ранжированы, но не учитывается разница между рангами);
· интервальные (разница между значениями во всех точках шкалы одинакова). Эквивалентные шкалы могут быть линейно преобразованы друг в друга, что позволяет осуществлять сравнение показателей;
· шкалы отношений (имеют значимую нулевую точку – “свойства нет”).
4. Дискриминативность теста.Тест должен уметь различать испытуемых, выявляя высокие, средние и низкие показатели интенсивности, выраженности измеряемых свойств (обычно используется до 9 градаций).
5. Наличие нормативных данных.Хороший тест имеет нормы, он стандартизован. Норма – это множество показателей из четко определенных выборок. Разработка и проведение процедуры получения этих показателей составляет процесс стандартизации теста. Нормы позволяют адекватно интерпретировать показатели, получаемые от испытуемых.
6. Жесткая регламентация проведения психодиагностической процедуры(требования инструкции, конкретный стимульный материал, строгие требования к поведению психодиагноста).
7. Надежность(насколько точно тест изучает то, что изучает).
Выделяют следующие виды надежности:
– надежность по внутренней согласованности,
– ретестовая надежность,
– надежность параллельных форм,
– стандартная надежность.
8. Валидность(измерение того, для изучения чего тест предназначен).Виды валидности:
– очевидная валидность,
– конкурентная валидность,
– прогностическая валидность,
– дифференциальная валидность,
– содержательная валидность,
– конструктная валидность.
Валидность теста не может быть больше его надежности. Тест валиден и надежен, если на его результаты влияет лишь измеряемое свойство. Тест невалиден и ненадежен, если его результаты определяются влиянием нерелевантных переменных.
Также существуютстрогие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов:
§ Предварительное знакомство с тестом и апробация на себе.
§ Обеспечение четкого понимания инструкции испытуемыми.
§ Самостоятельная, независимая работа испытуемых без влияния других людей.
§ Применение обоснованной и выверенной процедуры обработки и интерпретации результатов, включая математико-статистическую обработку данных.
Все перечисленные выше условия обеспечивают достоверность получаемых в ходе психологического исследования результатов.
Требования к пользователям
Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей. При этом специалисту-смежнику вменяется в обязанность (Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов):
1. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической области, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.
2. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога либо отказаться от психодиагностики вообще.
3. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.
4. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он также, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.
5. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы психологами-непрофессионалами.
6. Любой пользователь методик содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.
7. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов России, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их авторов.
Не пытаясь уточнить тот минимум знаний по психологии и соответствующих практических навыков, который необходим при использовании психодиагностических методик, следует указать, что чем лучше будет психологическая подготовка у проводящего обследование, тем глубже будут проинтерпретированы результаты, точнее и надежнее будут сделаны выводы. Неумелое использование методов может не только выхолостить научное содержание, но и нанести вред обследуемым (В.Г.Семенов). Поэтому при интерпретации нужно придерживаться двух правил.
Первое: лучше сказать меньше, но достоверного и обоснованного, нежели много, но замешанного на догадках и вымысле. И второе: важна не цифра полученного результата, а выявленная тенденция, т.е. куда отклоняются данные; степень их выраженности – дело второе, менее надежное, так как быстро меняется.
Следует помнить, что любой тест – это не приговор, а информация для размышления, которая может послужить основанием для работы над собой, своим имиджем (образом). В свою очередь, чем лучше представлен имидж, тем выше репутация человека. А она является ключом к решению многих жизненных проблем.