Режим военной оккупации и защита гражданского населения и гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов

Лекция 8

Дополнительная

Основная

1. Международное гуманитарное право : учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина .— М. : Юрайт: Высшее образование, 2009 .— 586с.

2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права : Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека .— М. : МККК, Б.г .— 127 с.

3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека .— М. : МККК, 1997 .— 72 с.

4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М. : МККК, 1995 .— 125 с.

 

1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева .— М. : Норма, 2007 .— 464 с.

2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин .— М. : МККК, 1994 .— 32 с.

3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей .— М. : МККК, 1995 .— 126 с.

4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве : Сборник статей и документов. — М. : Международный комитет Красного Креста, 1999 .— 376с.

5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье .— М. : МИК, 2004 .— 552с.

 

Военная оккупация представляет собой временное занятие территории одного государства вооруженными силами другого государства.

Военная оккупация – это международно-правовой режим, при котором :

- вооруженные силы одного государства временно занимают и удерживают территорию неприятельского государства;

- оккупант осуществляет функции военного контроля и гражданского управления путем установления новых норм права;

- продолжается состояние войны между оккупируемым и оккупирующим государствами;

- суверенитет в отношении оккупированной территории не переходит к оккупанту и он не в праве полностью ликвидировать прежнюю систему права;

- межгосударственные отношения на оккупированной территории регулируются нормами международного гуманитарного права;

- после окончания войны отношения по поводу оккупации должны быть ликвидированы в договорном порядке.

Общие принципы режима военной оккупации содержатся в Приложении к 4 Гаагской конвенции 1907 года, в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года и в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года.

Территория признается оккупированной согласно Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (1907г.), если она фактически находится во власти неприятельской армии. Однако оккупация не означает ликвидацию суверенитета государства над оккупированной территорией, а является лишь временным занятием территории на период военных действий. Поэтому в период временного фактического перехода власти из рук законного правительства к военным властям, занявшим территорию, они обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие в данной стране законы.

Оккупационным властям запрещается принуждать население давать сведения о своей армии, средствах обороны, к присяге на верность неприятельской державе.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949 г.) устанавливает, что лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на уважение их личности , семейных прав; с ними должны обращаться всегда гуманно, охранять их от любых актов насилия, запугивания и оскорблений (ст.27).

К населению оккупированной территории не должны применяться меры морального и физического принуждения, в частности, для получения каких-либо сведений(ст.31). Оккупационные власти не имеют права принуждать население служить в их вооруженных или вспомогательных силах, оказывать давление или вести пропаганду в пользу вступления в армию противника(ст.51).

В соответствии с 4 Гаагской конвенцией 1907 года оккупанту не разрешается упразднять на занятой территории действовавшие законы. Он вправе только приостановить действие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные акты, если это необходимо для поддерживания общественного порядка. Общий же принцип заключается в том, что оккупационные власти обязаны уважать существующие в стране законы(ст.43).

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны запрещает по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование лиц из оккупированных территорий на территорию любого другого государства(ст.49).

Согласно Гаагской конвенции 1907 года, недвижимая собственность любого рода, принадлежащая враждебному государству, в случае оккупации переходит во временное пользование оккупантов. Оккупант не имеет права поступать с ней, как со своей собственностью, он не может ее продавать, присваивать. Та же конвенция установила, что частная собственность конфискации не подлежит.

В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, исходя из принципа равноправия двух систем собственности, закреплено положение о том, что наряду с частной собственностью запрещено разрушение и уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, представляющего собой индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, общих либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается (ст.53).

На Международной конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, была разработана и 14 мая 1954 г. Подписана Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Согласно Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от происхождения и владельцев: а) памятники архитектуры, искусства или истории, археологические месторасположения, произведения искусства, рукописи, а также коллекции книг и материалов; б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, т.е. музеи, крупные библиотеки, а также укрытия, предназначенные для сохранения культурных ценностей; в) центры в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей». Защита культурных ценностей включает их охрану и уважение.

Уважение культурных ценностей состоит в обязанности: 1) запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта; 2) запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей; 3) запрещать реквизицию и воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей.

Этот реестр ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. Копии хранятся у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них (ст.9).

Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов, должны быть обозначены отличительным знаком. (Рис.17).

В ст.53 ДП-1 запрещается совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусств или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использовать такие объекты для поддержки военных усилий; делать их объектами репрессий.

Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций происходило и происходит в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такие ситуации вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.

Основной Международный акт – это Конвенция о статусе беженцев 1951 года, к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г. Согласно Конвенции, личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такого не имеется, законами страны его проживания; его права в отношении приобретения движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы. Предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств-участников Конвенции. Что касается государства, в котором находится его обычное местожительство, то на этой территории беженец пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане (ст.16). В Конвенции затрагиваются вопросы образования, социального обеспечения, свободы передвижения беженцев.

Государства договорились «по возможности облегчить ассимиляцию и натурализацию беженцев» (ст.34), т.е. решать вопрос об их гражданстве. Это учтено в ст. 19 Закона РФ «О гражданстве РФ»: если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет всего или 3 лет непрерывно перед обращением с ходатайством, то для беженцев, признаваемых таковыми законом или договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.

В РФ действуют два закона, принятые в 1993 года, - «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Беженцем признается прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, вынужденное вследствие насилия или преследования в иных формах покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства. К категории вынужденных переселенцев относятся главным образом граждане РФ, которые по тем же основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства, либо на территории РФ.

Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ, и несет установленные обязанности. В законах предусмотрены необходимые гарантии правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев, а также меры в сфере международного сотрудничества.

В системе ООН действует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев с обеспечительными и контрольными функциями. В Москве существует представительство этого управления с правом регистрации беженцев и выдачи удостоверений.

 

Документы:

1. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные Протоколы к ним МККК, 1994.

2. Международное право. Ведение боевых действий (Сборник Гаагских Конвенций и иных Соглашений) МККК, 1995.

 

Учебная литература