ОСОБЕННОСТИ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Лекция 6

Дополнительная

Основная

1. Международное гуманитарное право : учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина .— М. : Юрайт: Высшее образование, 2009 .— 586с.

2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права : Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека .— М. : МККК, Б.г .— 127 с.

3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека .— М. : МККК, 1997 .— 72 с.

4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М. : МККК, 1995 .— 125 с.

 

1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева .— М. : Норма, 2007 .— 464 с.

2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин .— М. : МККК, 1994 .— 32 с.

3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей .— М. : МККК, 1995 .— 126 с.

4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве : Сборник статей и документов. — М. : Международный комитет Красного Креста, 1999 .— 376с.

5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье .— М. : МИК, 2004 .— 552с.

 

 

Существуют два набора норм, относящихся к явлению, именуемому войной: право международных вооруженных конфликтов, подробно кодифицированное, с четко обозначенными положениями и средствами международного контроля, и право конфликтов международного характера, состоящее из небольшого числа правил, сформулированных в общем виде, и не имеющее установленной законом системы международного контроля.

Вооруженным конфликтом международного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами – с другой.

Лица, входящие в состав таких групп, - назовем ли мы их повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами, борцами за свободу, террористами или каким-либо другим именем, - сражаются с целью захвата власти или за достижение большей автономии в пределах государства, или за отделение и создание собственного государства.

Причины возникновения подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране является следствием несоблюдения прав меньшинства или других прав человека со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад правительственной власти в стране, в результате которого различные власти группировки начинают между собой борьбу за власть. В этом контексте обычно говорят о силовой конфронтации внутри государства, которая, тем не менее, может быть отражением международных конфликтов и напряженности.

Через год после провозглашения в 1948 году Организацией Объединенных Наций декларации прав человека были приняты нормы гуманитарного права, относящиеся к конфликтам, происходим внутри государств. Предоставляемая им защита была расширена через 30 лет в Протоколе 2 в значительной степени благодаря Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года.

За государством остается право применять силу для восстановления на своей территории закона и порядка. Однако следует отметить, что в международном праве нет ограничений суверенитета государства по отношению к внутренним конфликтам, аналогичных содержащемуся в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения международных споров. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать закон и порядок. Это означает, что право государства выбирать средства и методы теперь не является неограниченным.

На этом фоне возникли следующие нормы международного гуманитарного права.

- Общая статья 3 четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, которая представляет собой перечень правил, являющихся выражением основных принципов государства. Статья 3 имеет обязательный характер не только в качестве нормы международного договорного права, но и как выражение общих принципов права. Это обязательный закон jus cogens. В то же время нормативное содержание статьи 2 ограничено: в ней содержится лишь несколько правил, относящихся к защите людей от непосредственных последствий военных действий.

- Дополнительный протокол 2 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, принятый 8 июня 1977 года. Протокол 2 кодифицирует запрет нападать на гражданское население и применять силу против отдельных гражданских лиц.

- Обычное право. Наряду с довольно скромным по объему международным договорным правом существуют неписаные правила обычного права, приобретающие особое значение для ограничения насилия во внутренних конфликтах. Все содержание статьи 3 сегодня нужно рассматривать как часть обычного права. Также сюда можно отнести принципы, которые ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий.

- Статья 3 Женевских конвенций призывает участвующие в гражданской войне стороны заключить специальные соглашения о том, что бы полностью или частично применять в гражданской войне положения, применимые для международных конфликтов.

Статья 3 применима, когда правительство и повстанцы противостоят друг другу в боях с участием большого количества людей и с применением оружия.

Согласно традиционному международному праву, разногласия между народами, осуществляющими свое право на самоопределение путем борьбы за независимость, и соответствующей колониальной державой считались внутренним делом колониальной державы. В случае, если борьба переходила в вооруженные столкновения, с уровнем насилия, характерным для войны, начинала действовать общая статья 3 Женевских конвенций. Однако с начала 1960 – х годов под воздействием требований стран “третьего мира” и в соответствии с резолюциями ООН заявления народов о своих правах на самоопределение стали все чаще рассматриваться государствами как международные события.

Логически завершением этого процесса для международного гуманитарного права было принятие Дополнительного протокола 1 от 8 июня 1977 года, где в пункте 4 сказано, что “вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение”, подпадают под действие права, относящегося к международным вооруженным конфликтам. Как только освободительное движение сделает соответствующее заявление, начинают действовать все положения четырех Женевских конвенций и Дополнительного протокола 1, при условии, конечно, что соответствующее государство является стороной, подписавшей Протокол.1

Перечень обязанностей в статье 3 начинается с общего предписания воюющим сторонам при всех обстоятельствах и без какой – либо дискриминации гуманно обращаться со всеми лицами, которые не принимают или перестали принимать участие в военных действиях. К лицам, о которых идет речь, относятся, в частности, раненые и больные, пленные и все лица, которые сложили оружие. В соответствии с этим общим обязательством, которое тесно связано с идеей уважения человеческого достоинства, статья 3 запрещает:

посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение и пытки, истязания;

взятие заложников;

посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

 

Документы:

1. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные Протоколы к ним МККК, 1994.

2. Международное право. Ведение боевых действий (Сборник Гаагских Конвенций и иных Соглашений) МККК, 1995.

 

Учебная литература