Гаагское право - или международные правила, относящиеся к ведению военных операций.

Лекция 4

Дополнительная

Основная

1. Международное гуманитарное право : учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина .— М. : Юрайт: Высшее образование, 2009 .— 586с.

2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права : Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека .— М. : МККК, Б.г .— 127 с.

3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека .— М. : МККК, 1997 .— 72 с.

4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М. : МККК, 1995 .— 125 с.

 

1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева .— М. : Норма, 2007 .— 464 с.

2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин .— М. : МККК, 1994 .— 32 с.

3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей .— М. : МККК, 1995 .— 126 с.

4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве : Сборник статей и документов. — М. : Международный комитет Красного Креста, 1999 .— 376с.

5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье .— М. : МИК, 2004 .— 552с.

 

 

Если Женевское право определяет, как сторона в конфликте должна обращаться с жертвами военных действий (раненными, военнопленными, населением оккупированных территорий), то Гаагское право устанавливает ограничения на ведение военных действий. Цель правил, относящихся к ведению военных операций,- предотвратить или по крайней мере ослабить, насколько позволит жестокая реальность войны, ее смертоносное и разрушительное действие. Поскольку эти правила имеют прямое отношение к планированию и проведению военных операций, они адресованы непосредственно высшему командованию вооруженных сил, командирам войсковых соединений и генеральным штабом, а то время как соблюдение гуманитарного права, относящегося к защите раненных и больных, военнопленных и гражданского населения на оккупированных территориях, является ответственность тыловых служб и гражданских властей.

Международное право, относящееся к ограничению способов ведения войны, берет свое начало от Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, когда впервые была кодифицирована эта область права.

Правила ведения войны включает ограничения, налагаемые правом на выбор методов и средств ведения войны. Международные нормы, ограничивающие насилие во время войны, должны применять в полном объеме во всех ситуациях, которые регулируются международным гуманитарным правом.

Хотя в соответствии с Уставом ООН государству разрешено оказывать вооруженное сопротивление (например, в целях законной самообороны), ведение войны в любое время должно подчиняться общим принципам международного гуманитарного права, нашедшим свое отражение в обычном праве, а также в международном договорном праве.

В преамбуле Санкт-Петербургской декларации 1868 года содержится развернутая концеция права, относящегося к ведению военных действий.

Санкт-Петербургская декларация наряду с Кодексом Либера явилась первым опытом кодификации ограничений на ведение войны, вслед за которым последовал целый ряд других документов. Важнейшими из них были Гаагская конвенция 1899 и 1907 годов. В статье 22 прилагаемого Положения к 4 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года говорится: «Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».[8]

Гаагское положение было главным правовым критерием, по которому оценивалось ведение боевых действий во время обеих мировых воин. Нюрнбергский трибунал констатировал, что это положение является частью международного обычного права, и поэтому обязательно для соблюдения всеми воюющими государствами.

В Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, явившиеся результатом полного пересмотра международного гуманитарного права после второй мировой войны, было внесено лишь несколько положений, непосредственно относящихся к ведению войны. Эти положения находятся в разделе 24 Женевской конвенции, озаглавленном «Положения общего характера о защите населения от некоторых последствий войны», и рассматривает, например, создании зон безопасности и защиту гражданских больниц.

Решающую роль в дальнейшем развитии международного гуманитарного права сыграла Резолюцию № 2444 (23) от 19 декабря 1968 года под названием «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов», получившая единогласное одобрение Генеральной Ассамблеей ООН. Данная резолюция подтвердила три важнейших принципа международного гуманитарного права, которые, как указано в тексте, должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте. Эти три принципа можно сформулировать следующим образом:

- право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;

- запрещается нападать на гражданское население как таковое;

- следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.

В результате развития международного гуманитарного права был сформирован еще один принцип, который можно поставить в ряд с тремя основными правилами, содержащимися в резолюции № 2444. Речь идет об «оговорке Мартенса». Впервые появившись в преамбуле 4 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, она вновь была подвержена в 1977 году Протоколом 1, параграф 2 статьи 1 которого гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания».[9]

Это положение свидетельствует о полноте гуманитарной защиты: при отсутствии правила, непосредственно относящегося к данному действию, нельзя давать заключение, что такое действие допустимо: напротив, следует найти такое решение, которое – как и гуманитарное право в целом – отвечало бы требованиям гуманности.

Право, регулирующее ведение войны, можно свести к одному слову – «ограничения» - ограничения, которым должно подчиняться применению силы. Являясь антитезой неограниченности, понятие «ограничения» противостоит идее тотальной войны.