Тема 10. Социально-психологические аспекты работы с кадрами органов внутренних дел
Социально-психологические аспекты управления в целях обеспечения эффективного руководства должны рассматривать и учитывать психологические закономерности групповой деятельности людей
Массовидные объединения - коллектив, группа, масса являются социально-психологическими образованиями, которым присущи свои психические процессы и состояния Существуют такие определенные закономерности поведения людей в группах И то и другое необходимо учитывать, организуя и осуществляя управление социальными системами на научной основе
Для коллектива сотрудников вполне естественны взаимоотношения, сближающие людей и усиливающие единство их действий или наоборот, могут проявляться тенденции, ведущие к ухудшению взаимоотношений Процесс этого строится на селективных закономерностях человеческой психики, однако эти особые отношения ни в коей мере не должны наносить ущерб работе
Эти отношения могут базироваться на основе симпатий и антипатий, общих интересов, вкусов, наклонностей, а такие возрастных признаков и как бы жестоко не были регламентированы служебные отношения, личностные мотивы так или иначе дают о себе знать
Положительные взаимоотношения свидетельствуют о беспрепятственном функционировании информации между людьми взаимном доверии и признании, взаимной готовности активно сотрудничать во имя достижения общих целей Неприязненные взаимоотношения являются показателем резкого расхождения в оценках и мнениях, взаимного недоверия, столкновения интересов и целейТипы взаимоотношений можно квалифицировать по ряду признаков1
1 По социальной роли, которую выполняю г люди в системе управления начальники и подчиненные, старшие по служебному положению и младшие, равные по служебному положению
2 По социометрическому статусу (престижу) неформальные лидеры друг с другом, формальные и неформальные лидеры среди сотрудников, пользующихся наибольшим уважением и членов коллектива, пользующихся наименьшим престижем
3 По половозрастным признакам (среди сверстников, разновозрастных людей, представителей одного пола и разных полов)
4 По взаимности отношений друг к другу взаимовыбирающие (когда люди идут навстречу друг другу), взаимоотвергающие не-
Китов А И Психология управления М 1979 С 164-168 -78-
адекватные (когда один из партнеров не отвечает взаимностью), безразличные
5 По мотивам, побуждающим установить такие отношения политические (проистекающие из глубокого понимания заслуг данного человека), деловые, по общности интересов и т д
В рамках любого органа внутренних дел всегда имеется несколько групп сотрудников, которые связаны не только формальным (служебным), но и неформальными (частными, личными) отношениями Такие неофициальные (неформальные группы) в социальной психологии именуются микрогруппами^ Эти группы сослуживцев, как правило, не превышают 10 человек, а наиболее близкие отношения устанавливаются между двумя-тремя членами коллектива
Доверительные отношения, устанавливающиеся в группах, способствуют повышению работоспособности коллектива, служат оптимальным моральным фоном его развития и укрепления Чем полнее совпадают формальные и неформальные структуры в социальной системе, тем эффективнее она функционирует, тем более она управляема
Неофициальная группа имеет своеголидера, который пользуется у своих друзей авторитетом, нередко превышающим в их глазах авторитет официального лидера - руководителя, начальника С точки зрения создания в социальной системе оптимального психологического климата идеальным был бы вариант совмещения в одном лице официального и не официального лидера Но это, понятно, возможно не всегда
Коллектив - это всегда формальная группа в том смысле, что взаимодействие людей происходит в рамках определенных организационных форм на основе установленных норм поведения Для коллектива всегда характерны взаимоотношения руководства и подчинения Между организационными и личностными отношениями всегда существует диалектическая связь Отсутствие стремления к совместной работе разрушает любую организацию
Формальные структурные связи становится высокоэффективными только при условии, если они дополняются соответствующими личностными взаимоотношениями Тогда формальная и неформальная организационные структуры не противоречат, а дополняют и усиливают друг друга, формальный и неформальный лидеры зачастую совпадают Так рождается коллектив
Все отношения формальных и неформальных лидеров базируются на основе общности служебных интересов, выполнения сотрудниками правил социалистического общежития В нашей стране нет и не может быть антагонистических противоречий между руководителем и подчиненным, а возникающие конфликты не носят социального характера
Туманов Г А О психологии управления в органах внутренних дел М 1970 С 27 -79-
Возможнытри вида отношений между официальной организацией и ее руководителем и неофициальными группами и их лидерами
1 Неофициальная группа и ее лидер активно поддерживают официальную организацию и ее руководителя, работают с полной отдачей творческих сил и мотивы ревностного отношения к службе реализуются опосредованно через чувство личной преданности официальному руководителю Такую неофициальную группу можно назватьактивной и, если в структуре системы преобладают активные группы, данная система будет функционировать наиболее эффективно
2 Неофициальная группа и ее лидер не испытывают к официальному лидеру отчетливо выраженных положительных или отрицатель ных эмоций Они полагают, что система функционирует так, как это нужно, и не предпринимают усилий к изменению ее деятельности
Личностные качества руководителя членов группы не волнуют Данная неофициальная группа добросовестно выполняет свои служебные обязанности и поддерживает внутри себя доверительные товарищеские отношения Такая группа монет быть охарактеризована какнейтральная
3 Неофициальная группа неприязненно относится к официальной структуре-организации и ее руководителю Члены группы и ее лидер с трудом переносят официальное руководство со стороны определенного лица, стремятся различными способами противодействовать ему и все недостатки в деятельности социальной системы связывают лично с ним Этопротиводействующая неофициальная группа
Данная конфликтная ситуация предполагает глубокое ее изучение Наиболее легким, а иногда и единственно вернымрешением является удаление неофициального лидера из организации, но это решение не всегда является наилучшим и верным, так как сама противодействующая группа, их интересы и связывающие их отношения могут остаться неизменными Возможно, что в этих условиях группа выдвинет из своих рядов нового лидера и займет свою прежнюю негативную позицию в отношении официального лидера Поэтому более предпочтительным является переориентация противодействующего лидера и группы в сторону официальной структуры и ее лидера
И, наконец, если претензии, выдвигаемые неофициальной группой, объективны, то следует сменить официального руководителя В любом случае такие противоречия должны бытьразрешены в кратчайшие сроки
Что касается нейтральной группы, то нередко ее нейтральность может вылиться в формальное, незаинтересованное отношение к служебным обязанностям, тогда как противодействующая неофициальная группа может быть искренне заинтересована в искоренении недостатков и улучшении деятельности официальной системы в целом
-80-
Важное значение для повышения эффективности деятельности управляемой системы имеет благоприятный психологический климат в коллективе
Из всего многообразия определений «климат» коллектива в последнее время закрепляется понятие«социально-психологический климат», как наиболее полно отражающее суть дела Это понятие характеризует коллектив как объект исследования в политическом, правовом, нравственном и т п отношениях
На формирование социально-психологического климата коллектива оказывают влияние как объективные условия так и субъективные факторы
Объективная основа духовного мира - это способ производства материальных благ социальные условия существования Наряду с экономическими и социальными факторами на формирование социально-психологического климата оказывает большое влияние сознательная целенагюэвленнаяорганизационно-воспитательная работа органов управления, различных организаций, средств массовой информации (т е субъективный фактор)
Рассматривая психологический климат трудового коллектива, необходимо коснуться и такого важного момента, какколлективное мнение работников Коллективное мнение - это сложившееся на основе общности интересов, целей и зада" совокупность представлений о всех сторонах жизни и деятельности данного коллектива Мнение коллектива с психологической точки зрения являются гласность, оперативность, правдивость Чем своевременнее и объективнее информированы члены коллектива о задачах, ходе их выполнения, успехе и недостатках в работе, практическом опыте передовиков, тем здоровее психологический климат в коллективе, тем лучше в конечном счете и показатели работы
Создание нормального психологического климата в коллективе во многом зависит отстиля руководства Человек, как известно, сам управляет своим поведением и деятельностью в соответствии со своими потребностями, мыслями и чувствами, мировоззрением, поэтому проблема управления человеком - проблема актуальная
«Общество, ~ отмечает известный В Г Афанасьев, - самоуправ-ляемая система, но поскольку главным его компонентом является человек, образующий различные группы людей главным в управлении обществом являегся именно утавлечие человеком, группами людей Управлять человеком - это ^начит ьоздейпвовать на него таким образом, чтобы его поведение, дела и поступки отвечали требованиям общества, коллектива чтобь" они были полезны и обществу и человеку, способствовала npoipeci у и '''б.шества и личности»1
уфзчз! ьеч ft i ' е "Lf^.', v r " > ич ) ц" i.w M "97/' С /04 214 -81 -
Известно, что система рассматривается как управляемая, если она обладае1 рядом свойств детерминированностью, динамичностью, наличием управляемых параметров, свойствами усиления, обратной связью1 Человек, обладая основными свойствами управляемой системы, и рассмагривается как объект управления Исключительная сложность и диалектическая противоречивость закономерностей, обусловливающий жизнедеятельность человека, делают его объектом, управление которым требует от руководителя глубоко-ео понимания природы и движущих сил личности
Личпллъ и коллектив, будучи самоуправляемыми системами одновременно рассматриваются и как управляемые системы В практическом плане это значит, что, если руководитель глубоко знает возглавляемый коллектив и каждого его члена, умеет найти обоснованные формы и методы управления он получает возможность добиваться от подчиненных такой деятельное! и, которая успешно реализует принятые им решения
Важное значение для эффективной работы коллектива имеет своевременное разрешение возникших конфликтных ситуаций
Конфликты - явление социальное и их значение предупреждение и преодоление - проблема не только психологическая Анализируя конфпикгы мы наблюдаем важное значение объективных противоречий общественного развития отражением которых в конечном счете является столкновение мнений и взглядов людей
Психологический конфликт представляет собой сложное психическое состояние, в котором осознается противоречие внутренних и внешний условийКонфликты можно классифицировать по следующим признакам по содержанию (характеру), по остроте и глубине переживаний, связанных о осознанием противоречий, по длительности времени, в течение которого актуально конфликтное состояние, по социальной значимо! ти поведений, в котором разрешается конфликт (поступком или проступком) по последствиям для личное ги и коллектива и т п
Общество развивается, каи правило, на отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи людей в коллективе и такие свойства людей как коллективизм проявляющийся в способности жить и работать в коллективе, в идеале исключает конфликтность Но, как известно, идеальное и реальное не тождественно, так как люди не одинаковы по их морачьной воспитанности культурному уровню, особенностям характеоа
Значительными причинами конфликта являются эмоциональный и смысловой барьеры а также психоло1ические особенности лшчогс состава коллртивр ^психологическая несовместимость, разный уровень чравстврииой v просЬ°сгиональной подготовки кад-
003 И Т Д )
f-я 1 ь г у' ^гз рэб ( Pi
Даже тогда, когда конфликтуют два человека, на выяснение причин и преодоление противоречий отвлекаются многие сотрудники
Крупные конфликты потрясают всю группу и могут привести к ее распаду, так как коллектив как система может существовать и развиваться только тогда когда она стабильна, нарушение же стабильности может привести к разрушению системы
Конфликты неизбежны, их можно предупредить, если знать их источники, причины и пути профилактики Одним из важных путей предупреждения конфликтов является подбор качественного личного состава и правильная расстановка кадров при учете совместимости характеров
Конфликты предупреждаются систематической воспитательной работой с коллективом и личностью, которую проводит руководитель Ему, как и всему коллективу приходится не только воспитывать но и перевоспитывать отдельных людей, перестраивать их сознание, искоренять отрицательные привычки предрассудки
К профилактическим мерам предупреждения конфликтов относится знание членов коллектива, их индивидуальных особенностей При соблюдении этого условия руководители могут предвидеть реакции членов коллектива на их действия и тем самым принять необходимые меры для предупреждения возможного конфликта Особенно важно быть объективным и справедливым в распределении средств поощрения, в оценках деятельности сотрудников
Возникающие конфликты необходимо как можно быстрее и разумнее разрешить, для этого существуетдва основных пути педагогический и административный
Педагогический путь обеспечивает сохранность коллектива, а вместе о тем его нравственно-психологическое развитие Основным средством педагогического влияния на конфликтующих является метод убеждения, применяемый как индивидуально, так и коллективно
Административный путь необходим только в крайних случаях, когда при затянувшемся и крайне обострившемся конфликте применяется крайние меры, к которым относится удаление конфликтующего 1^з коллектива или его перевод в состав другого первичного колле^ива Конфликт должен быть преодолен только на принципи-альнойфснове о учетом особенностей психического склада личности, объективных данных о сложившейся обстановке