Тема 10. Социально-психологические аспекты работы с кадрами органов внутренних дел

Социально-психологические аспекты управления в целях обеспе­чения эффективного руководства должны рассматривать и учитывать психологические закономерности групповой деятельности людей

Массовидные объединения - коллектив, группа, масса являются социально-психологическими образованиями, которым присущи свои психические процессы и состояния Существуют такие определенные закономерности поведения людей в группах И то и другое необходи­мо учитывать, организуя и осуществляя управление социальными си­стемами на научной основе

Для коллектива сотрудников вполне естественны взаимоотноше­ния, сближающие людей и усиливающие единство их действий или наоборот, могут проявляться тенденции, ведущие к ухудшению взаи­моотношений Процесс этого строится на селективных закономерно­стях человеческой психики, однако эти особые отношения ни в коей мере не должны наносить ущерб работе

Эти отношения могут базироваться на основе симпатий и антипа­тий, общих интересов, вкусов, наклонностей, а такие возрастных при­знаков и как бы жестоко не были регламентированы служебные отно­шения, личностные мотивы так или иначе дают о себе знать

Положительные взаимоотношения свидетельствуют о беспрепят­ственном функционировании информации между людьми взаимном доверии и признании, взаимной готовности активно сотрудничать во имя достижения общих целей Неприязненные взаимоотношения яв­ляются показателем резкого расхождения в оценках и мнениях, вза­имного недоверия, столкновения интересов и целейТипы взаимо­отношений можно квалифицировать по ряду признаков1

1 По социальной роли, которую выполняю г люди в системе уп­равления начальники и подчиненные, старшие по служебному поло­жению и младшие, равные по служебному положению

2 По социометрическому статусу (престижу) неформальные лидеры друг с другом, формальные и неформальные лидеры среди сотрудников, пользующихся наибольшим уважением и членов кол­лектива, пользующихся наименьшим престижем

3 По половозрастным признакам (среди сверстников, разно­возрастных людей, представителей одного пола и разных полов)

4 По взаимности отношений друг к другу взаимовыбираю­щие (когда люди идут навстречу друг другу), взаимоотвергающие не-

Китов А И Психология управления М 1979 С 164-168 -78-


адекватные (когда один из партнеров не отвечает взаимностью), без­различные

5 По мотивам, побуждающим установить такие отношения по­литические (проистекающие из глубокого понимания заслуг данного человека), деловые, по общности интересов и т д

В рамках любого органа внутренних дел всегда имеется несколь­ко групп сотрудников, которые связаны не только формальным (слу­жебным), но и неформальными (частными, личными) отношениями Такие неофициальные (неформальные группы) в социальной психо­логии именуются микрогруппами^ Эти группы сослуживцев, как правило, не превышают 10 человек, а наиболее близкие отношения устанавливаются между двумя-тремя членами коллектива

Доверительные отношения, устанавливающиеся в группах, способ­ствуют повышению работоспособности коллектива, служат оптималь­ным моральным фоном его развития и укрепления Чем полнее совпа­дают формальные и неформальные структуры в социальной системе, тем эффективнее она функционирует, тем более она управляема

Неофициальная группа имеет своеголидера, который пользуется у своих друзей авторитетом, нередко превышающим в их глазах ав­торитет официального лидера - руководителя, начальника С точки зрения создания в социальной системе оптимального психологичес­кого климата идеальным был бы вариант совмещения в одном лице официального и не официального лидера Но это, понятно, возможно не всегда

Коллектив - это всегда формальная группа в том смысле, что взаимодействие людей происходит в рамках определенных организа­ционных форм на основе установленных норм поведения Для коллек­тива всегда характерны взаимоотношения руководства и подчинения Между организационными и личностными отношениями всегда суще­ствует диалектическая связь Отсутствие стремления к совместной работе разрушает любую организацию

Формальные структурные связи становится высокоэффективны­ми только при условии, если они дополняются соответствующими личностными взаимоотношениями Тогда формальная и неформаль­ная организационные структуры не противоречат, а дополняют и уси­ливают друг друга, формальный и неформальный лидеры зачастую совпадают Так рождается коллектив

Все отношения формальных и неформальных лидеров базируются на основе общности служебных интересов, выполнения сотрудниками правил социалистического общежития В нашей стране нет и не может быть антагонистических противоречий между руководителем и подчи­ненным, а возникающие конфликты не носят социального характера

Туманов Г А О психологии управления в органах внутренних дел М 1970 С 27 -79-


Возможнытри вида отношений между официальной организа­цией и ее руководителем и неофициальными группами и их лидерами

1 Неофициальная группа и ее лидер активно поддерживают офи­циальную организацию и ее руководителя, работают с полной отдачей творческих сил и мотивы ревностного отношения к службе реализуют­ся опосредованно через чувство личной преданности официальному руководителю Такую неофициальную группу можно назватьактив­ной и, если в структуре системы преобладают активные группы, дан­ная система будет функционировать наиболее эффективно

2 Неофициальная группа и ее лидер не испытывают к официаль­ному лидеру отчетливо выраженных положительных или отрицатель ных эмоций Они полагают, что система функционирует так, как это нужно, и не предпринимают усилий к изменению ее деятельности

Личностные качества руководителя членов группы не волнуют Данная неофициальная группа добросовестно выполняет свои слу­жебные обязанности и поддерживает внутри себя доверительные то­варищеские отношения Такая группа монет быть охарактеризована какнейтральная

3 Неофициальная группа неприязненно относится к официальной структуре-организации и ее руководителю Члены группы и ее лидер с трудом переносят официальное руководство со стороны опреде­ленного лица, стремятся различными способами противодействовать ему и все недостатки в деятельности социальной системы связывают лично с ним Этопротиводействующая неофициальная группа

Данная конфликтная ситуация предполагает глубокое ее изучение Наиболее легким, а иногда и единственно вернымрешением являет­ся удаление неофициального лидера из организации, но это решение не всегда является наилучшим и верным, так как сама противодейст­вующая группа, их интересы и связывающие их отношения могут ос­таться неизменными Возможно, что в этих условиях группа выдвинет из своих рядов нового лидера и займет свою прежнюю негативную по­зицию в отношении официального лидера Поэтому более предпочти­тельным является переориентация противодействующего лидера и группы в сторону официальной структуры и ее лидера

И, наконец, если претензии, выдвигаемые неофициальной груп­пой, объективны, то следует сменить официального руководителя В любом случае такие противоречия должны бытьразрешены в кратчайшие сроки

Что касается нейтральной группы, то нередко ее нейтральность мо­жет вылиться в формальное, незаинтересованное отношение к слу­жебным обязанностям, тогда как противодействующая неофициальная группа может быть искренне заинтересована в искоренении недостат­ков и улучшении деятельности официальной системы в целом

-80-


Важное значение для повышения эффективности деятельности управляемой системы имеет благоприятный психологический климат в коллективе

Из всего многообразия определений «климат» коллектива в по­следнее время закрепляется понятие«социально-психологический климат», как наиболее полно отражающее суть дела Это понятие характеризует коллектив как объект исследования в политическом, правовом, нравственном и т п отношениях

На формирование социально-психологического климата коллекти­ва оказывают влияние как объективные условия так и субъективные факторы

Объективная основа духовного мира - это способ производства материальных благ социальные условия существования Наряду с экономическими и социальными факторами на формирование со­циально-психологического климата оказывает большое влияние со­знательная целенагюэвленнаяорганизационно-воспитательная работа органов управления, различных организаций, средств мас­совой информации (т е субъективный фактор)

Рассматривая психологический климат трудового коллектива, не­обходимо коснуться и такого важного момента, какколлективное мнение работников Коллективное мнение - это сложившееся на ос­нове общности интересов, целей и зада" совокупность представле­ний о всех сторонах жизни и деятельности данного коллектива Мне­ние коллектива с психологической точки зрения являются гласность, оперативность, правдивость Чем своевременнее и объективнее ин­формированы члены коллектива о задачах, ходе их выполнения, ус­пехе и недостатках в работе, практическом опыте передовиков, тем здоровее психологический климат в коллективе, тем лучше в конеч­ном счете и показатели работы

Создание нормального психологического климата в коллективе во многом зависит отстиля руководства Человек, как известно, сам управляет своим поведением и деятельностью в соответствии со своими потребностями, мыслями и чувствами, мировоззрением, по­этому проблема управления человеком - проблема актуальная

«Общество, ~ отмечает известный В Г Афанасьев, - самоуправ-ляемая система, но поскольку главным его компонентом является че­ловек, образующий различные группы людей главным в управлении обществом являегся именно утавлечие человеком, группами лю­дей Управлять человеком - это ^начит ьоздейпвовать на него таким образом, чтобы его поведение, дела и поступки отвечали требовани­ям общества, коллектива чтобь" они были полезны и обществу и че­ловеку, способствовала npoipeci у и '''б.шества и личности»1

уфзчз! ьеч ft i ' е "Lf^.', v r " > ич ) ц" i.w M "97/' С /04 214 -81 -


Известно, что система рассматривается как управляемая, если она обладае1 рядом свойств детерминированностью, динамичнос­тью, наличием управляемых параметров, свойствами усиления, обратной связью1 Человек, обладая основными свойствами управ­ляемой системы, и рассмагривается как объект управления Исклю­чительная сложность и диалектическая противоречивость законо­мерностей, обусловливающий жизнедеятельность человека, делают его объектом, управление которым требует от руководителя глубоко-ео понимания природы и движущих сил личности

Личпллъ и коллектив, будучи самоуправляемыми системами одно­временно рассматриваются и как управляемые системы В практичес­ком плане это значит, что, если руководитель глубоко знает возглавля­емый коллектив и каждого его члена, умеет найти обоснованные формы и методы управления он получает возможность добиваться от подчиненных такой деятельное! и, которая успешно реализует приня­тые им решения

Важное значение для эффективной работы коллектива имеет сво­евременное разрешение возникших конфликтных ситуаций

Конфликты - явление социальное и их значение предупрежде­ние и преодоление - проблема не только психологическая Анализи­руя конфпикгы мы наблюдаем важное значение объективных проти­воречий общественного развития отражением которых в конечном счете является столкновение мнений и взглядов людей

Психологический конфликт представляет собой сложное психичес­кое состояние, в котором осознается противоречие внутренних и внеш­ний условийКонфликты можно классифицировать по следующим признакам по содержанию (характеру), по остроте и глубине пережива­ний, связанных о осознанием противоречий, по длительности времени, в течение которого актуально конфликтное состояние, по социальной значимо! ти поведений, в котором разрешается конфликт (поступком или проступком) по последствиям для личное ги и коллектива и т п

Общество развивается, каи правило, на отношениях товарищеско­го сотрудничества и взаимопомощи людей в коллективе и такие свой­ства людей как коллективизм проявляющийся в способности жить и работать в коллективе, в идеале исключает конфликтность Но, как известно, идеальное и реальное не тождественно, так как люди не одинаковы по их морачьной воспитанности культурному уровню, особенностям характеоа

Значительными причинами конфликта являются эмоцио­нальный и смысловой барьеры а также психоло1ические особеннос­ти лшчогс состава коллртивр ^психологическая несовместимость, разный уровень чравстврииой v просЬ°сгиональной подготовки кад-

003 И Т Д )

f-я 1 ь г у' ^гз рэб ( Pi


Даже тогда, когда конфликтуют два человека, на выяснение при­чин и преодоление противоречий отвлекаются многие сотрудники

Крупные конфликты потрясают всю группу и могут привести к ее распаду, так как коллектив как система может существовать и разви­ваться только тогда когда она стабильна, нарушение же стабильно­сти может привести к разрушению системы

Конфликты неизбежны, их можно предупредить, если знать их ис­точники, причины и пути профилактики Одним из важных путей пре­дупреждения конфликтов является подбор качественного личного со­става и правильная расстановка кадров при учете совместимости характеров

Конфликты предупреждаются систематической воспитатель­ной работой с коллективом и личностью, которую проводит руководи­тель Ему, как и всему коллективу приходится не только воспитывать но и перевоспитывать отдельных людей, перестраивать их сознание, искоренять отрицательные привычки предрассудки

К профилактическим мерам предупреждения конфликтов относится знание членов коллектива, их индивидуальных особеннос­тей При соблюдении этого условия руководители могут предвидеть реакции членов коллектива на их действия и тем самым принять не­обходимые меры для предупреждения возможного конфликта Осо­бенно важно быть объективным и справедливым в распределении средств поощрения, в оценках деятельности сотрудников

Возникающие конфликты необходимо как можно быстрее и разум­нее разрешить, для этого существуетдва основных пути педаго­гический и административный

Педагогический путь обеспечивает сохранность коллектива, а вместе о тем его нравственно-психологическое развитие Основным средством педагогического влияния на конфликтующих является ме­тод убеждения, применяемый как индивидуально, так и коллективно

Административный путь необходим только в крайних случа­ях, когда при затянувшемся и крайне обострившемся конфликте при­меняется крайние меры, к которым относится удаление конфликтую­щего 1^з коллектива или его перевод в состав другого первичного колле^ива Конфликт должен быть преодолен только на принципи-альнойфснове о учетом особенностей психического склада личности, объективных данных о сложившейся обстановке