Народные движения в 60-70-е годы XVII века

Резкое ухудшение положения народных масс в этот период связано прежде всего со значительным увеличением налогов, трудовых и воинских повинностей в годы русско-польской войны 1654-1667 гг. Определенную роль, несомненно, сыграли и проводимые преобразования, нарушающие в консервативном сознании основной части народа привычный образ жизни. Имела серьезное значение и церковная реформа, проводимая Никоном жестокими мерами. Конкретными же поводами каждого из движений, которыми была так богата Россия во второй половине XVII в., выступали самые различные события.

С середины 50-х годов правительство, как и в 1646 г., вновь пошло на авантюру — оно стало решать финансовые проблемы чеканкой медной монеты, обязывая принимать ее по цене серебряной. Огромная эмиссия (выпуск в обращение медных монет) неизбежно привела к грандиозной инфляции и финансовому хаосу в стране, падению уровня жизни простого народа, торговцев и ремесленников. Вместе с тем недоимки по налогам собирались очень жестко.

Особенно остро стояла денежная проблема. Медная монета была приравнена к курсу серебряной, правительство уменьшило вес серебра в медных деньгах при сохранении их номинальной стоимости. В результате началось стремительное обесценение медных денег. Если в 1661 г. медная монета стоила в 2 раза меньше серебряной (один серебряный рубль равнялся двум медным рублям), то уже через два года медные деньги были дешевле серебряных в 12-15 раз.

Следствием этого стал «Медный бунт» в Москве в 1662 г. Поводом к началу массового движения явился сбор одного из налогов («пятой деньги»). Налог по распоряжению правительства собирали исключительно серебряной монетой, хотя жалованье стрельцам платили медными деньгами.

Восстание началось 25 июня 1662 г., когда многотысячные толпы москвичей, в том числе стрельцов и дворян, фактически осадили царя в загородной резиденции в селе Коломенском. Алексей Михайлович вынужден был выйти к народу, выступить перед восставшими и обещать отменить недоимки и медные деньги.

С большим трудом, опираясь на два верных правительству стрелецких полка и войска иноземного строя, удалось подавить это народное восстание, при этом было убито или схвачено до 7 тыс. человек, многие утонули в Москве-реке. Через несколько дней начались расправы с наиболее активными участниками выступления: 18 человек было сразу же повешено, после работы трех следственных комиссий казнено еще более 10 человек и сослано более 1000. Однако медные деньги были отменены (начался обмен медных денег на серебро по курсу сто к одному: 1 рубль меди на 2 деньги серебра), а налоги временно снижены.

Большим событием в жизни страны стало широкое народное движение под предводительством донского атамана Степана Разина, которое в советской литературе называлось крестьянской войной, что далеко не соответствует действительности.

Несмотря на то что это народное движение было массовым и охватило значительную часть страны, в войсках Разина участвовали не только, а в начальной его части и не столько крестьяне, сколько широкие слои низшей прослойки донского казачества. Крестьяне отдельных районов Поволжья принимали активное участие в движении, но именно казачество было основной движущей силой действий Разина. А донские казаки давно уже не были крестьянами в привычном для средней полосы России значении этого слова. Вместе с тем едва ли правомерно искусственно поднимать организационный уровень этого по массовости в значительной степени стихийного восстания народа до уровня военных действий против правительства. Элементы военной организации у казачества, возглавляемого Разиным, несомненно были, но основная часть отрядов разинского «войска» едва ли может быть названа подобием регулярной армии со строгой дисциплиной.

К середине XVII в. казацкие общины Дона, активно формировавшиеся в конце XVI - первой половине XVII в., составляли большую военную силу. В казачестве произошел социальный раскол, из его среды выделилась верхушка — домовитые казаки, которые и занимали основные выборные посты. Недавние же выходцы из России («голытьба») составляли большинство войска.

Москва не вмешивалась во внутреннюю жизнь Дона, а казаки признавали верховную власть царя. Они получали жалованье хлебом и боеприпасами и выставляли отряды для участия во всех войнах. Беглые крестьяне и холопы могли не опасаться, что их вернут — в отношениях между Доном и Москвой действовал принцип — «с Дону выдачи нет». Однако и введенное в определенные рамки казачество продолжало угрожать стабильности России. Поток беглецов на Дон особенно возрастал в годы неурожаев и войн. Так было и в первой половине 60-х годов. Именно многочисленные новые казаки были выразителями несвойственных коренным донцам стремлений к изменению порядков в России. Они выдвинули в лидеры Степана Разина.

В 1667 г. Разину удалось сплотить вокруг себя анархические элементы донского казачества из «голытьбы». Тогда же он совершил удачный поход «за зипунами» — ограбил Каспийское побережье Азербайджана и Персии. В 1669 г. с триумфом и огромной добычей разинцы вернулись на Дон. Персидский поход создал Разину репутацию сильного и удачливого атамана, в его лагерь сходились тысячи казаков и беглых крестьян. Это позволило Разину в 1670 г. выступить походом на Москву.

Руководители восставших высказывались, насколько можно судить по документам, за переустройство всей России по образцу казачества — ликвидацию крепостного права, частной собственности на землю, сословий и приказной системы при сохранении самодержавия. Эти мысли находили отклик в народе. Разину удалось захватить ряд городов Нижнего и Среднего Поволжья — Царицын, Астрахань, Саратов, Самару. К разинскому войску присоединились тысячи крестьян, на борьбу поднялись ясачные люди (марийцы, чуваши, татары, мордва, удмурты). Правительству пришлось мобилизовать для борьбы с повстанцами огромную армию под командованием князя Ю.Н.Барятинского. Под Симбирском в октябре 1670 г. разинцы были разбиты, а сам Разин получил тяжелое ранение и ушел на Дон. Однако царским войскам еще долго пришлось усмирять поднявшийся на борьбу народ. Лишь к концу 1671 г. Поволжско-Приуральский край был замирен.

Разин был взят в плен домовитыми казаками Дона и выдан правительству. 6 июня 1671 г. он был публично казнен в Москве. Расправа с восставшими была очень жестокой и кровавой.

Одновременно с разинским движением на севере страны в 1668-1676 гг. проходило грандиозное восстание монахов и окрестных крестьян Соловецкого монастыря (Соловецкое восстание). Оно началось как протест монахов против проводимых церковных реформ и притеснений старообрядцев, но в ходе своего развития превратилось в широкое общенародное антифеодальное движение. Его усиление было определенным образом связано с подавлением разинского восстания, когда многие участники этого движения влились в ряды восставших монахов и крестьян. На подавление этого восстания царское правительство вынуждено было бросить значительные военные силы. В течение более чем семи лет монастырь выдерживал осаду (с перерывами) стрелецких отрядов и лишь измена одного из монахов позволила захватить монастырь в январе 1676 г. К этому времени из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, в живых осталось не более 60 человек. Все они были подвергнуты жестоким наказаниям, большинство — казнено.

Крупные восстания произошли в Башкирии в 1662-1665 и 1681-1683 гг. (второе восстание, происходившее под руководством башкирского старшины Сеита Садирова, часто называется Сеитовским восстанием). Оба восстания были по существу религиозными возмущениями против насаждения царским правительством православия в крае с господствующим мусульманским населением.

Одновременно с этими, наиболее крупными и значимыми народными движениями, происходили и другие. Так в 1679 г. произошло волнение посадских людей Пскова, продолжавшееся пять с половиной месяцев.