Сущностные особенности гражданского общества

План

Социальные институты семьи и образования

Функции социальных институтов

Каждый институт выполняет свои, характерные для него функции. Главной среди них является удовлетворение потребностей индивидов и общества в целом, далее – обеспечение совместной деятельности людей.

Это можно осуществить, выполняя следующие функции.

1. Закрепление и воспроизводство общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, социального контроля.

2. Регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения с характерными особенностями в различных сферах и видах жизнедеятельности.

3. Обеспечение интеграции – т.е. обеспечение сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институализированных норм, правил, санкций, ролей. Сама интеграция включает в себя консолидацию – совмещение усилий, мобилизацию – вкладывание индивидуальных ресурсов в достижение целей, конформность – совместимость личных целей индивида с целями других и группы в целом.

4. Трансляция социального опыта через приобщение новых поколений и расширение границ социального института.

5. Осуществление коммуникаций – распространение информации, произведенной в институте и внутри него с целью управления и контроля за соблюдением норм и вне института.

Классификация функций социальных институтов в соответствии со сложностью объекта не может быть однозначной. Широко известна классификация институциональной школы (С. Липсет и Д. Лондберг), выделяющая 4 основные функции социальных институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности; 3) производство и распределение; 4) управление поведением индивидов.

Кроме явных социальные институты выполняют и латентные (скрытые) функции. Это те результаты действий институтов, которые осуществляются вне непосредственных целей человека. Эти результаты имеют большое значение в общественной жизни.

Т. Веблен исследовал их влияние на поведение людей, он писал, что люди едят икру не для утоления голода, а для удовлетворения другой потребности – повышения собственного престижа.

В существовании социальных институтов могут проявиться и дисфункции – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

С содержательной точки зрения дисфункции проявляются в неясности целей института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в символы и ритуалы.

Одним из проявлений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Это свидетельствует, что какая-то конкретная персона прекратила действовать в соответствии с объективными потребностями и целями на основе норм и образцов поведения в соответствии со своим статусом, изменила свои функции.

Анализ действий социальных институтов с учетом явных и латентных функций позволяет понять условия и задачи жизнедеятельности общества.

Социальные институты тесно связаны друг с другом, как связана и цельна жизнь конкретного человека во всех своих проявлениях. Действие любого из них можно проанализировать с позиций общей культуры и субкультуры групп.

Одним из старейших институтов является семья. Это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак –исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчинами и женщинами, упорядочивающая половую жизнь. Общество через брак санкционирует ее и устанавливает права супругов, их детей и родственников, т.е. семья – система связей и взаимосвязей людей, осуществляющих воспроизводство человечества на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю.

Семья сочетает свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы.

В своем развитии семья прошла несколько этапов:

1) промискуитет – нерегулируемые брачные связи;

2) кровнородственная семья – брачные связи осуществляются внутри племен или рода между людьми одного поколения;

3) пуналуальная семья – сначала запрещается связь между близкими родственниками по женской линии, позже – между всеми родственниками одного поколения;

4) парная семья – переходный тип, когда одна женщина живет с одним мужчиной, но серьезных обязательств между ними нет, браки легко прекращаются, дети остаются с матерью;

5) моногамная семья – брачные связи между одним мужчиной и одной женщиной, обеспечивающие бесспорность отцовства, появление права семейного наследства.

Становление моногамной семьи совпало с разложением родового строя, возникновением государства и частной собственности.

Полигамия – брак одного супруга (мужчины или женщины) с несколькими супругами (мужчинами или женщинами). В истории человечества он встречается часто.

Браки также могли быть экзогамными – супружество возможно лишь вне данной семейно-родственной группы, и эндогамными – заключающиеся внутри данной группы, т.е. фратрии.

Моногамные семьи так же, как и весь институт семьи в своей истории прошли несколько типов. Патриархальный – характеризуется зависимостью жены от мужа, а детей – от родителей. Экономические ресурсы и власть сосредоточены в руках мужа.

Детоцентристский – формируется в Европе со второй половины XIX в. Характерны возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности, выравнивание супружеских прав и обязанностей, малодетность.

Избирательность в предбрачный период усилила эгалитарные тенденции в эволюции брака. Приспособительные отношения между женщиной и мужчиной становятся одинаково необходимыми для обоих супругов, оформляется новый тип брака в конце ХХ в.

Супружеский – акцент на более полную реализацию личностного взаимодействия, регулируемого моральными принципами и ценностями. Равенство общественных интересов и интересов детей.

Семья выполняет ряд важных общественных функций, имеющих одновременно индивидуальную значимость для членов семьи.

Экономическая и хозяйственно-бытовая – получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, организация и получение хозяйственно-бытовых услуг друг для друга среди членов семьи, поддержание физического здоровья, уход.

Репродуктивно-воспитательная – биологическое воспроизводство населения общества и социализация молодого поколения, удовлетворение потребностей в детях и родителях.

Первичный социальный контроль – моральная регламентация поведения членов семьи, ответственность и обязательства родителей перед детьми и детей перед родителями.

Духовно-досуговая – развитие личности, духовное взаимообогащение членов семьи, организация рационального досуга, формирование и удовлетворение интересов.

Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества и формирование статусных потребностей.

Эмоциональная – обеспечение эмоциональной и психологической стабильности членов семьи. Защита и поддержка друг друга. Удовлетворение потребности в личном счастье. Сексуальный контроль и удовлетворение сексуальных потребностей.

Важной частью жизнедеятельности семьи являются ролевые отношения ее членов, т.е. участие в исполнении функций семьи по отношению друг к другу.

В процессе нормальной жизни общества важную роль играет социальный институт образования. Именно в нем накопленный поколениями опыт, материальные и духовные ценности передаются последующим поколениям. Значительная часть такой передачи осуществляется через социализацию индивидов, когда происходит приобщение к нормам и ценностям культуры.

Образование – относительно самостоятельная социальная система, имеющая свою структуру, в которой, прежде всего, выделяются формальное и неформальное. Формальное образование – учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие процесс обучения, господствующий в современном индустриальном обществе, официальный образец, определяющий объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, соответствующим нормативной морали личности, принятой в том или ином обществе, и требованиям исполнения необходимых социальных ролей.

Неформальное образование – несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемым в процессе общения с окружающей социальной средой (друзья, искусство, спорт, СМИ и т.п.).

Образование прошло сложный путь развития. В первобытных обществах оно было составной частью социально-производственного процесса. Все общества участвовали в приобщении детей к культуре, знаниям.

В жизни индивида не существовало социального периода детства для усвоения ролей взрослого человека. Дети рано приобщались к делам семьи, племени, к подростковому возрасту они уже становились равными участниками охоты, рыбной ловли, собирательства, изготовления орудий труда и т.д. Мальчики – с мужчинами, девочки – с женщинами.

Переход к этому равенству оформляется особыми ритуалами «инициации».

После углубления ОРТ и его социальных последствий, особенно социального неравенства, образование начинает обособляться в особый социальный институт. Дети из богатых семей обучаются уже не в семьях, а специалистами.

Вместо системы "Семья – ученики" появляется новая связка "Учитель–ученики". Платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, юриспруденции и медицине.

Обучение детей из низких сословий тоже уже не могло проходить дома. Их отдавали в ученичество. Институт подмастерья просуществовал несколько сот лет. Ребенок уходил из своей семьи в чужую. Жил в семье мастера, овладевал там профмастерством. Только в крестьянских семьях дети по-прежнему обучались дома родителями.

В эпоху средневековья начинает оформляться организованная система образования. Христианская церковь создает в Европе целую сеть учебных заведений для подготовки духовенства.

Появляются университеты. Позже в них начинают обучать медицине и юриспруденции, еще позже – математике, физике, химии. В доиндустриальном обществе образование было доступно ограниченному кругу лиц.

Промышленная революция предъявила обществу требования на подготовку грамотных работников и поставила вопрос о массовой школе. Образование перестает быть элитарным, в XIX–XX вв. широко распространяются средние специальные школы, растет число высших учебных заведений. Особенно быстро образование развивается после второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран, развиваются наука и техника.

Современная система образования отличается от прежней во-первых, массовостью и общедоступностью, во-вторых, ориентированностью на культурные и социальные изменения (прежняя – на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний).

Начиная с 70-х годов говорят о революции образования, когда оно становится важнейшим фактором прогресса.

Образование – важнейший социальный институт, привлекает значительное внимание социологов.

Социология образования – область социологии, изучает его функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, его учреждения и политику. Принято выделять 3 этапа в развитии социологии образования: 1) классический (1900–1920 гг.); 2) эмпирический (1920–1950 гг.), 3) современный (с середины 60-х гг.–н/в).

Основы социологии образования заложили Э. Дюркгейм и М. Вебер, П.А. Сорокин и Т. Веблен, исследовавшие структуру образования как социального института, описали его функции и дисфункции.

На втором этапе больше исследовались социально-педагогические проблемы образования, материальное обеспечение, организация труда преподавателей и студентов.

Третий этап отличается бумом исследовательских изданий. В этот период проблемы образования изучают Т. Парсонс, Р. Бурдон, М. Крозье, П. Блау и др. Стали исследоваться национальные особенности образования, взаимосвязь с другими социальными институтами. Все подчинялось необходимости определения перспектив развития, прогнозов, стали говорить о революции и кризисе в образовании.

Социальный институт образования выполняет в обществе следующие функции:

1) экономическую – подготовка кадров;

2) общей социализации – включение молодежи в общественные отношения;

3) идеологическую – защита имеющегося положения, воспитание массового базового гражданина;

4) сохранения и изменения в нужном направлении социальной структуры и стратификации общества – служить каналом мобильности.

Образование тесно связано с наукой, обеспечивает ее кадрами, использует ее достижения, тем самым оказывает огромное влияние на общественный прогресс.

 

Вопросы к теме

1. Общественная зависимость в формировании социальных институтов.

2. Охарактеризуйте признаки главных социальных институтов.

3. Заполните логические квадраты функций социальных институтов: религия, семья, экономика, образование, политика (рис. 2).

 

  Явные Латентные
Функции    
Дисфункции    

Рис. 2

4. Исходя из результатов заполнения логических квадратов функции каждого социального института, проследите динамику их перехода из явных в латентные (скрытые) и в дисфункции в разных сферах жизнедеятельности (или разных социальных институтах).

Темы рефератов

1. Институализация общественных отношений.

2. Место социальных институтов в социальной интеграции.

3. Религия в жизни общества ХХ в.

4. Наука как социальный институт.

5. Экономический социальный институт как система.

6. Роль семьи в жизнедеятельности людей.

7. Здравоохранение – социальный институт ХХ в.

8. Образование – канал социальной мобильности.

9. Образование в современной России: место и роль в выходе из кризисной ситуации.

 

Библиографический список

1. Андреев Ю. П. Категория «социальный институт» // Философские науки. –1984. – №1.

2. Антонов А. И., Медведков В. М. Социология семьи. – М.: Изд-во Междун. ун-та бизнеса и управления. – 1996.

3. Заславская Т. Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. – Новосибирск: Сиб. отд. АН СССР, 1991.

4. Иванов А.Е. Высшая школа России в к. XIX–н.ХХ вв. – М.: АН СССР, 1991. – 392 с.

5. Ильясов Ф.И. Религиозное сознание и поведение // Социс. – 1987. – №3.

6. Лаптенок С.Д. Советская семья: социально-этические проблемы.

7. Лейман И.И. Наука как социальный институт. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.

8. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989.

9. Современная семья народов зарубежной Европы. – М.: Наука, 1993. –92 с.

10. Социология образования: В 2-х т. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

11. Филлипов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. – М.: Просвещение, 1990.

12. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М.: Политиздат, 1974.

13. Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. - № 10. – С. 13-18.

14. Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. – 2004. - № 5. – С. 65-72.

 

Тема 12. Общественное мнение в системе факторов
гражданского общества

 

1. Сущностные особенности гражданского общества.

2. Субъект-субъектиные отношения как основание гражданского общества.

3. Процесс формирования общественного мнения и роль СМИ в управлении этим процессом.

4. Общественное мнение как фактор самобытия гражданского общества.

Гражданское общество является высшей формой социальности, достигнутой человечеством в ходе исторического процесса. Социальные отношения гражданского общества – это результат естественной эволюции человечества, ибо таковые не могут быть установлены ни указом государя императора, ни указом президента, ни каким иным волевым актом! Гражданское общество возникает в процессе развития институтов легальной власти, устанавливающих единые общеобязательные правовые нормы, регулирующие основы социального управления на всех уровнях общественного бытия.

Основоположник политической социологии Макс Вебер назвал гражданское общество порождением рационального государства, выступающего наиболее развитой формой реализации легальной власти. Основным правовым актом гражданского общества является конституция, определяющая общеобязательные для всех индивидов (независимо от социального статуса или имущественного положения) нормы социального и политического поведения. Их обязаны выполнять все, в том числе и президент страны или губернатор области.

 

При переходе современного общества с постиндустриальной стадии бытия на информационный уровень развития, когда содержание социально-экономических процессов определяется тенденцией перерастания частной собственности и монополистического капитала в коллективную собственность граждан, центр тяжести в сфере руководства государством и обществом переносится на массовые объединения самих граждан, на законодательные и представительные демократические институты. В этих условиях возрастает роль инициативных объединений граждан и демократических процедур в целом. Гражданское общество – сложное и многофункциональное явление человеческого бытия, предполагающее четкое выделение в обществе государственной и негосударственной сфер деятельности и ответственности. Гражданское общество призвано разблокировать противоречие законодательной и исполнительной власти, предотвратить политический кризис государственно-организованного общества. Становление и развитие институтов гражданского общества дает возможность сохранения политической стабильности и преемственности, обеспечивает бескризисное существование, поэтому в научной и публицистической литературе понятия «режим гражданского общества», «демократический режим» и «парламентский режим» нередко употребляют в качестве синонимов.

Гражданское общество – это политический режим, выражающий высшую степень независимости и самостоятельности объединений граждан и каждого отдельного гражданина, высший уровень политической дееспособности законодательной власти, раскрываемой в осуществлении политических чаяний и интересов различных социальных групп общества через выражение политических предпочтений и участие в деятельности представительных органов власти, органов самоуправления, политических партий и массовых общественных организаций.

Немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт выделил три основных различия между государством как таковым и гражданским обществом:

во-первых, это наличие системы национальных и общественных учреждений, формируемых самими гражданами, и системы государственных институтов власти;

во-вторых, это действие естественного общего права и позитивного права, издаваемого самим государством;

в-третьих, это личность и гражданин.

По мнению философа в третьей группе различий проявляется сущность гражданского общества, ибо в системе государственной власти понятия «личность» и «гражданин» содержательно тождественны, хотя и раскрывают различные аспекты бытия государственно организованного общества. Государственный строй не есть самоцель развития: он лишь средство развития человека. [3] Классическое определение гражданского общества осуществил Антонио Грамши, которое он рассматривал как сеть частных организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных, просветительских, религиозных, благотворительных; а также общественно-политические группы, объединения и партии, не интегрированные в существующую систему политической власти. По мнению А. Грамши индустриальное общество состоит из трех основных элементов:

- экономического общества, выраженного во владении экономически господствующим классом средствами производства и распределения;

- политического общества, выраженного в деятельности институтов государства по руководству и управлению общественным целым;

- гражданского общества как такового, находящего выражение в жизнедеятельности семьи, профессиональных ассоциаций, частных клубов и организаций, органов самоуправления.

Эти элементы, находясь в постоянном взаимодействии, создают социальную систему нового типа, характеризуемую наличием разнообразных общественных и общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных слоев, переходом от господства частной собственности и частнособственнических интересов к приоритету коллективной собственности граждан и коллективных интересов, наличию значительного «среднего класса» (объединяющего не менее 60 % жителей государства), с высоким уровнем жизни, гражданским социально-психологическим и политическим менталитетом.

Политическое общество порождается государством и действует по принципу принуждения. Гражданское общество – результат свободных усилий самих индивидов, объединяющихся на основе принципа добровольности. Гражданское общество – это социальная система, складывающаяся на базе развитых экономических, политических, правовых и культурных отношений, главными субъектами бытия которых выступают активные граждане, не нуждающиеся в опосредующей роли государства.

 

12. 2. Субъект-субъектные отношения как основание гражданского