Тема III: Расцвет и упадок Киевской Руси
§ 1.Походы князя Святослава. В 957 г. Ольга уступила бразды правления Киевской Русью своему сыну Святославу. Важно, что он был первым князем из династии Рюриковичей, который носил славянское имя. Это означает, что к середине X в. осевшие на Руси варяги были ассимилированы славянами. С этого времени русскими стали называть не скандинавов, а восточных славян – жителей Киевской Руси.
Князь Святослав прославился в первую очередь как воин и полководец. Начиная с 964 г., он почти непрерывно совершал походы против соседних государств. Он нанес поражение Хазарскому каганату, захватил хазарские крепости Саркел и Итиль и вывел свое войско в приазовские степи. Там он разгромил и подчинил некоторые народы Северного Кавказа – предков современных осетин и адыгов. В результате его побед славянское племя вятичей, до того платившее дань хазарам, вошло в состав его государства, а на кубанских землях возникло зависимое от Киева Тмутараканское княжество. Наиболее важный итог походов Святослава заключалось в том, что отныне не Хазарский каганат, а Киевская Русь являлась сильнейшей державой Восточной Европы.
В 967 г. Святослав с войском вторгся в пределы Болгарии. Русским удалось захватить, согласно сообщению летописи, 80 крепостей. Одна из них, Переяславец, стала резиденцией Святослава. У князя даже возникло намерение перенести туда столицу государства. Активные действия русского князя стали представлять опасность для Византии. Для борьбы с ним византийцы использовали печенегов. Это кочевое племя тюркского происхождения появилось в причерноморских степях в начале X в., воспользовавшись нарастающей слабостью Хазарского каганата. В 968 г. печенеги, очевидно, подкупленные византийцами, неожиданно появились под стенами Киева. По просьбе своей матери, княгини Ольги, Святославу пришлось покинуть Болгарию и отразить нападение врага.
Однако на этом Святослав не успокоился. Он вернулся в Болгарию и продолжил завоевание этой страны. Однако на этот раз он столкнулся с сильным византийской армией. После ряда боев византийцы осадили русское войско в одной их болгарских крепостей. Находясь на грани поражения, Святослав вынужден был заключить мирный договор, по которому он отказался от всех своих завоеваний в Болгарии. В 972 г. русское войско, возвращавшееся по Днепру на родину, подверглось нападению печенегов, предупрежденных византийцами. Святослав погиб в бою, а из его черепа печенежский князь сделал себе чашу, из которой пил на торжественных пирах.
§ 2.Князь Владимир и принятие христианства. После гибели Святослава земли Киевской Руси были поделены между тремя его сыновьями. Однако вскоре между ними развернулась междоусобная борьба, победителем из которой вышел младший сын – Владимир (980 г.). Владимир уделял внешней политике меньше внимания, чем его отец, хотя ему также пришлось воевать: при нем были окончательно подчинены вятичи, присоединены земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины.
К этому моменту развитие государственности достигло такого уровня, что потребовалось введение единой религии, которая объединила бы население страны. Этим была вызвана религиозная реформа Владимира: в Киеве и Новгороде были поставлены идолы языческих богов. Главным из них был Перун – аналог древнегреческого Зевса. Этот бог считался покровителем княжеской дружины. Вероятно, это и стало причиной выдвижения его культа на первое место.
Однако язычество не могло обеспечить государству устойчивого положения на международной арене. Страны, в которых господствовало язычество, воспринимались как христианскими, так и мусульманскими государствами как варварские. Они не рассматривались как субъекты международного права, их можно было захватить под предлогом защиты проповеди одной из мировых религий. Подобная печальная участь постигла в XI—XII вв. некоторые племена западных славян, а также народы Прибалтики, земли которых были захвачены немцами.
Во избежание этого Руси требовалось принятие одной из мировых религий в качестве государственной. Обычно выбор религии был предопределен географическим положением: новая вера заимствовалась из соседней страны. Уникальность Руси была в том, что она находилась на стыке сфер влияния разных мировых религий. На западе находилась Польша, которая приняла христианство в форме католичества; на востоке располагалась Волжская Булгария, жители которой исповедовали ислам; к югу лежали земли разгромленного Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм; наконец, Черное море отделяло русские земли от Византии – центра православного христианства. Поэтому Владимир имел возможность выбрать религию с учетом государственных интересов. Принятие веры от соседнего государства было чревато усилением его политического влияния на Русь. В этом смысле православие было идеальным вариантом, так как Византия находилась за морем и не могла оказывать непосредственного воздействия на русские дела.
На выбор православия могли повлиять и другие факторы. Не стоит забывать, что православие уже раньше начало проникать в русские земли. Известно, что в Киеве существовал православный храм. Отдельные группы жителей Руси принимали крещение в индивидуальном порядке. Наиболее известен пример княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, причем ее крестным отцом, согласно летописи, был византийский император Иоанн.
В 988 г. князь Владимир со своей дружиной принял крещение в крымском городе Херсоне, признававшем власть Византийской империи. После этого прошло массовое крещение киевлян. В 989 г. аналогичное крещение состоялось и в Новгороде. Идолы языческих богов были повержены. Русская Православная церковь стала частью византийской. Новую структуру возглавил митрополит киевский и всея Руси, который назначался константинопольским патриархом. Митрополиту киевскому подчинялись епископы, в ведении которых находились священники в городских и сельских приходах.
Распространение христианства на Руси шло медленно. Первоначально оно утвердилось в городских центрах, затем, мало-помалу, начало проникать и в сельскую местность. Однако долгое время в народе сохранялись пережитки прежних, языческих верований. Их сочетание с новыми православными обрядами получило название двоеверия.
Принятие православия сопровождалось появлением ряда новшеств в культурной жизни. Вместе с христианской церковью на Русь появились достижения византийской культуры – литература, архитектура, музыка, живопись. Важнейшим приобретением стала письменность, которая пришла вместе с церковной литературой. Она получила широкое распространение не только среди книжников, но и среди обычных горожан. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные отечественными археологами при раскопках древнерусских городов.
§ 3.Расцвет Киевской Руси при Ярославе. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его сыновьями и племянником Святополком. Первыми ее жертвами стали князья Борис и Глеб, которые после этого были канонизированы и стали первыми русскими святыми. В 1019 г. с помощью варяжских наемников власть в Киеве захватил Ярослав, прозванный Мудрым. Его правление, продолжавшееся до 1054 г., стало временем расцвета Киевской Руси.
При Ярославе Мудром Русь пожинала плоды того, что было заложено при Владимире. Укрепление ее международного положения проявилось в том, что супругами самого Ярослава и его детей были представители европейских королевских династий. Например, женой Ярослава была шведская королевна Индигерда, его сын Всеволод взял замуж византийскую принцессу, а мужем его дочери Анны стал французский король Генрих I.
При Ярославе были построены первые сохранившиеся памятники русского зодчества – каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Тогда же возникло и первое литературное произведение, созданное на русской земле – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. При Ярославе началось составление «Русской правды» – древнейшего кодекса русского права.
Наконец, в правление Ярослава Мудрого определились внешние границы Киевской Руси, которые сохранялись даже после начала периода раздробленности. В ее состав, помимо всех восточнославянских племен, вошли и некоторые неславянские народы. Неуклонно распространялось русское влияние в Прибалтике и Поволжье. Впоследствии именно территория Киевской Руси станет колыбелью русского, белорусского и украинского народов.
§ 4.Раздробленность Киевской Руси. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался процесс распада Руси на отдельные земли и княжества. В отличие от феодальной раздробленности, которая существовала в средние века в Западной Европе, раздробленность на Руси носила другой характер. На Западе земля распалась на владения отдельных феодалов. На Руси это было невозможно, так как не существовало сословия, аналогичного европейским рыцарям. Русские дружинники во всем зависели от своего князя, обязанностью которого было снабжать их всем необходимым. Поэтому системы феодального землевладения на Руси не сложилось.
Единству русских земель угрожала другая опасность. Князья рассматривали Русскую землю как свою собственность. Поэтому после смерти она делилась в равной пропорции между их сыновьями. Первоначально после смерти князя его сыновья пытались в междоусобной борьбе выявить сильнейшего, что вело к страшному кровопролитию. Однако в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было принято решение закрепить существующее положение и отказаться от политического единства Руси. Отныне дробление происходило едва ли не в геометрической прогрессии.
Территория государства распалась на тринадцать отдельных земель. Шесть из них находились на территории современной России. Это (1) Владимиро-Суздальская земля, занимавшая центр России, (2) Новгородская земля, простиравшаяся на огромной территории от Балтики до Урала, (3) отделившаяся от нее Псковская земля, (4) Смоленская земля, небольшие (5) Рязанская и (6) Муромская земли. В каждой из этих земель (кроме Новгородской и Псковской) сложились свои княжеские династии. При этом сохранялось общее правило, согласно которому князем мог быть только потомок Рюрика. В свою очередь, земли делились на отдельные волости, во главе которых также стояли князья. Иногда дробление приводило к тому, что некоторые княжества ограничивались лишь несколькими селами. Между князьями постоянно происходили конфликты, часто заканчивавшиеся военными походами.
Единство Русской земли обеспечивалось династией Рюриковичей и Православной Церковью. Кроме того, правитель Киева носил титул великого князя и формально считался старшим среди остальных князей. Однако реальной власти над ними у великого князя не было. Только иногда, в случае внешней опасности, князья могли на время объединиться для организации отпора врагу.
В эпоху раздробленности усилилась внешняя опасность. В 1055 г. в южнорусских степях печенегов сменили новые кочевники – кипчаки. На Руси их называли половцами. Половецкие и русские князья часто совершали грабительские набеги друг на друга, нередко в ходе своих междоусобиц русские князья нанимали половецкие отряды для усиления своих отрядов. Вероятно, из-за их активности русские князья утратили контроль над Тмтараканским княжеством и другими владениями в степной полосе.
Другая опасность возникла на Северо-Западе. Располагавшееся на территории Белоруссии слабеющее Полоцкое княжество постепенно утрачивало контроль над Прибалтийскими землями. Этим немедленно воспользовались немецкие крестоносцы. В 1201 г. они построили крепость Ригу в устье Западной Двины. Опираясь на этот город, крестоносцы начали завоевание латышских и эстонских земель, в которых насаждалось католичество. Под натиском немцев русские князья лишились своих владений в Прибалтике. Границы русских земель с владениями немецких крестоносцев были определены только после победы князя Александра Невского в Ледовом побоище (1242 г.).
Но наибольшую опасность представляли собой литовцы. Князья этого остававшегося в то время языческим народа воспользовался слабостью русских княжеств. Поначалу активность литовцев ограничивалась грабительскими набегами, а на рубеже XIII и XIV веков они перешли к подчинению пограничных русских земель (подробнее об их экспансии см. тему 5).
Таким образом, перед лицом монгольского нашествия Русь предстала внутренне разделенной и утрачивающей свое международное влияние. Но даже если Русь и осталась бы единой, противостоять такому грозному и умелому врагу, каким в то время были монголы, она не смогла бы. И дело не в нашей слабости, а в необыкновенной силе государства Чингисхана и его наследников.