ОСВЕЩЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ

В начало

В начало

 

СЪЕМКИ «СКРЫТОЙ КАМЕРОЙ»

 

Работа скрытой камерой вовсе не означает, что камера должна быть скрыта от посторонних глаз. Имеется виду, что люди, которых вы хотите снять, или ответственные за объект, который вас интересует, должны быть уверены в том, что съемка не производится.

Понятно, что данный вид съемок в любом случае сопряжен как с этическими проблемами, так и с юридическими. Оба этих момента необходимо обязательно учитывать в работе. Собственно при съемках времени на осмысление этичности и законности своих действий, как правило, может не быть. Так что, оператор, вероятно, должен осуществить съемку. Другое дело – использовать ли данный видеоряд для эфира. Жестких рекомендаций здесь быть не может.

Несомненно, что необходимо проанализировать вопрос о применении или отказе от применения кадров, снятых скрытой камерой, в контексте двух определений: насколько эти кадры важны для сюжета, нельзя ли от них отказаться – во-первых, ну, и посмотрите на ситуацию сквозь призму золотого правила «Не навреди». Вероятно, вопрос об этичности съемок скрытой камерой нужно рассматривать применительно к каждому конкретному случаю. И в любом случае нужно, вероятно, исходить из того, что соблюдение действующего закона – правило номер один.

Другое дело – ведомственные инструкции, приказы конкретных начальников и т.п., все то, что, может быть, исполняется в нарушение закона.

 

 

Законодательство большинства стран предусматривает основные правила поведения СМИ в ходе различных выборов.

В наиболее простом виде они выглядят следующим образом. На государственных телеканалах кандидатам (избирательным объединениям, партиям, блокам и т.д.) предоставляется определенное количество эфирного времени, одинаковое для всех участников избирательной кампании.

Кроме того, участники избирательного процесса имеют право на использование оплачиваемого эфирного времени.

Количество разрешенного платного эфирного времени, источники финансирования и другие конкретные условия определяются в разных странах по-разному. Тем не менее, участие СМИ в предвыборных баталиях подразумевает определенный набор этических и правовых ограничений, без учета которых того или иного СМИ трудно будет назвать профессиональной.

Примером могут служить правила такого рода, применяемые в телекомпании НТВ. Памятка журналиста телекомпании НТВ, г. Москва: Во время предвыборных кампаний журналисту нужно помнить не столько о том, на что он имеет право, сколько о том, чего в эфире делать нельзя. А именно:

· становиться на сторону той или иной партии, блока или кандидата, каким бы то ни было образом проявлять свои политические симпатии и антипатии;

· делать обобщения или выводы, далеко выходящие за рамки освещаемого эпизода предвыборной борьбы, и также подменять информацию о нем изложением своего понимания происходящего;

· оперировать недостаточно проверенной информацией, способной нанести ущерб партии или кандидату или, напротив, представить их в незаслуженно положительном свете; использовать заведомо непрезентативные, случайные высказывания кандидатов (в синхронах), не несущие существенной информации об их позициях;

· использовать архивную «картинку» без обозначения «архив» или «досье», а также подбирать видеоряд таким образом, чтобы придать сюжету заведомо пропагандистскую направленность (например, нельзя рассказывать о результатах деятельности кандидата на фоне кладбища);

· злоупотреблять цитированием (в синхронах) мнений отдельных избирателей, будь то «за» или «против» определенного кандидата или партии;

· некритично относиться к мнениям экспертов, многие из которых обслуживают избирательные кампании определенных кандидатов или партий;

· исходить из «презумпции виновности» любого кандидата, априорно считать его человеком лицемерным и корыстным и стремиться лишь это показать зрителю;

· уделять избыточное внимание второстепенным, хотя и колоритным подробностям в ущерб более важному, в особенности поощрять эпатирующие действия или заявления, рассчитанные в первую очередь на привлечение интереса СМИ, и, прежде всего попытки кандидатов «переходить на личности», прямо оскорблять друг друга (предпочтительно описательное изложение);

· формировать более позитивный образ одной из сторон путем негативного освещения ее оппонента («по сравнению с Ивановым Сидоров – честный человек»);

· употреблять заведомо положительно или отрицательно «заряженные» определения, идеологические ярлыки и оскорбительные эпитеты («одиозная фигура туповатого экстремиста Имярек»);

· вторгаться в подробности личной жизни кандидата, которые не могут повлиять на его общественные функции («жена обзывает кандидата Имярек “козлом”»);

· связывать этническую принадлежность кандидата с его политическими и моральными качествами («Имярек, с присущей его нации хитростью»).

 

И в заключение. Помните о том, что зритель рассчитывает получить от нас полную и непредвзятую информацию, на основе которой он сделает свой выбор как избиратель.

Наше мнение о происходящем интересует его значительно меньше, и в любом случае он должен ясно сознавать, где кончается первое и начинается второе.

Если же вы чувствуете, что по каким-то причинам не можете сохранить непредвзятость или просто не в состоянии совладать со своим раздражением по поводу очередного «предвыборного» задания – честно попросите «старшего по званию» хоть разок вас подменить.

Самое главное: участие журналиста в политической жизни строго ограничено его профессиональными обязанностями. Применительно к профессии журналиста совмещение профессии с занятиями политикой как таковой должно быть исключено.