Упражнения для голоса.

Артикуляционные упражнения.

 

1. П–Ч Т–Ч К–Ч Х–Ч Ф–Ч С–Ч Ш–Ч Ц–Ч Ч–Ч

Без участия голоса, только артикулируя согласные одну за другой, акцентируя шипящую Ч, как бы ставя после каждой запятую.

Произнести эти сочетания по одному разу, по два раза, по три раза.

Каждый согласный должен быть слышен отчетливо, без прибавления гласного и без примеси шумного выдоха.

Аналогичное упражнение выполнять и с согласной Ц (П–Ц, Т–Ц, К–Ц и т.д.)

 

2. Присоединение согласных к гласным А – О – У – Э – Ы – И – таблица гласных.

Любой согласный последовательно присоединяем к каждому гласному: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ.

Затем к слогу присоединяем один, а затем два одинаковых согласных: П – П – ПА, П – П – ПО, П – П – ПУ, П – П – ПЭ. И так далее.

Сильное акцентирование согласного П усиливает тонус диафрагмы, нарабатывает легкость движения губ.

Тренировка с сочетаниям согласного Б способствует выработке навыка энергичного размыкания губ: Б – Б – БА, Б – Б – БО, Б – Б – БУ. И так далее по порядку.

В односложные сочетания между гласным и согласным вставляем согласный Т. Упражнения способствуют укреплению мышц языка. ПТА, ПТО, ПТЭ, ПТУ, ПТЫ, ПТИ РТА, РТО, РТЭ, РТУ, РТЫ, РТИ ФТА, ФТО, ФТЭ, ФТУ, ФТЫ, ФТИ.

Присоединяем согласный Т к беззвучному слогу, составленного из сонорного согласного и гласных:

НА – Т, НО – Т, НУ – Т и т.д.

ЛА – Т, ЛО – Т, ЛУ – Т и т.д.

МА – Т, МЩ – Т, МУ – Т и т.д.

Эти упражнения предназначены для тренировки активной работы языка и нижней челюсти.

Все упражнения должны выполняться в различных темпах, с постепенным ускорением. Закрывать рот после каждого сочетания (в медленном темпе) и добирать воздух носом бесшумно.

В процессе занятий обязательно отдыхать, иначе может начаться головокружение.

Все артикуляционные упражнения способствуют снятию напряжения со связок, полетности и четкости произнесения согласных, тренируют силу и динамичность диафрагмы.

Упражнения необходимо дополнять работой над скороговорками, произнося их «на шепоте», не задевая связок, без звука, так же, как и все звукосочетания, акцентируя каждый согласный.

 

1). Упражнение на «стон».

Расслабить мускулы лица, шеи, плеч, сомкнуть губы. Тихо издать стон на звук М. Звук должен быть еле слышимым, выходящим из глубины на низкой, но комфортной для вас высоте.

Можно представить, что болит голова или горло. Звук короткий. По мере тренировок, звук удлиняется, но обязательно должен быть чистым и глубоким, как и короткий, без напряжения и хрипа.

Следующий этап этого упражнения – «звуковая волна». Представьте, будто вы укачиваете ребенка. Рот сомкнут, звук не прерывается, а как бы течет волной, приподнимаясь на гребне.

 

2). Произносим всю таблицу гласных по принципу предыдущего упражнения, на «стоне», изменяя гласные.

Гласные не петь. Язык упирается в верхние зубы. Звук напоминает далекий гул колокола. Рука, лежащая на верхней части груди, ощущает вибрацию, отражение звука в грудном резонаторе.

ДЖУНЬ – ДЗУНЬ, ДЖЫНЬ – ДЗЫНЬ, ДЖОНЬ – ДЗОНЬ, ДЖЭНЬ – ДЗЭНЬ.

 

3). На «стоне» произносится вся таблица гласных.

Звуки сначала короткие, затем удлиненные, следить, чтобы не было примеси согласного Х.

У – Ы – И – О – Э – А.

 

4). «Выбрасывание» звука, или «летящий» звук.

Это упражнение вырабатывает так называемую "полетность" голоса.

Во всех упражнениях на «стон» звучание поддерживается диафрагмой и нижнебрюшными мышцами.

«Летящий» звук обеспечивается этими же мышцами.

Гласные произносятся в следующей последовательности:

А – О – У – Э – Ы – И.

 

5). Соединение удлиненного звучания в грудном резонаторе с «летящим звуком» дает полное грудное звучание.

Обе предыдущие таблицы гласных произносятся с постепенным сближением грудного «стона» и «летящего» звука.

 

Глава 6

ОСНОВЫ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА. МИНИМУМ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КОРРЕСПОНДЕНТА