Упражнения

В начало

ДИКЦИЯ

В начало

ЗВУК

В начало

 

 

Когда вы достигли легкости и четкости в произношении каждого согласного, наработаны навыки правильного дыхания, необходимо приступать к работе над голосом.

Процесс звукообразования (координированная работа мышц гортани, резонирующей надставной трубы и дыхательной системы) – это автоматизированный процесс, регулируемый отделами центральной нервной системы. Теория голосообразования основывается на учении И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлексах.

Условные рефлексы, как известно, приобретаются в результате опыта. Закрепление определенного комплекса таких рефлексов как единого целого это стереотип. Воспитание навыков правильного голосообразования по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного стереотипа, а значит, когда стереотип сформировался, все действия, входящие в него, совершаются легко, без напряжения, как бы «автоматически».

Добиться этого как раз и необходимо, иначе, любая, самая минимальная работа с голосом будет требовать от вас напряжения высшей нервной деятельности.

Приступая к работе над голосом, прежде всего необходимо определить «центр», то есть, естественное звучание вашего голоса. Для этого применяют упражнение на «стон». Стон – самый естественный звук, беспрепятственно выходящий из гортани без усилий и напряжения (см. упражнение 6.).

 

 

Четкая и ясная дикция – необходимое профессиональное качество диктора, комментатора, корреспондента.

Главная цель занятий дикцией – выработка четкой речи, правильного произношения гласных и согласных, исправление имеющихся недостатков, таких как небрежность в произношении отдельных звуков, вялость или торопливость в речи, склонность к скороговорке, нечеткое произношение начала и конца слов и т.д.

Совершенствование дикции достигается исключительно путем тренинга. (Таблицы дикционного тренинга необходимо найти в специальной литературе).

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Прочитайте внимательно, произнесите безударные сочетания -оо, -оа, -ао:

Удивительное воображение.

Гуляем по Арбату.

Вооруженные силы.

Сертификат соответствия.

Спутник на орбите.

Увидите на обороте книги.

Погода на островах.

Расскажите про Ольгу.

Говорите по-английски?

Съедим по антрекоту?

Идти пешком до озер?

Найдите по объявлению.

 

2. Прочитайте внимательно и правильно произнесите безударные сочетания -еа, -ео, -еи:

Неаккуратный ученик.

Неоднократное предупреждение.

Необоснованное обвинение.

Неаполитанский танец.

Неизученная проблема.

Неисчерпаемые ресурсы.

Необходимое условие.

Неинтеллигентный человек.

Он не архитектор!

Неиссякаемые возможности.

Не играйте громко.

Неописуемый восторг.

Неотложная помощь.

Неактуальный вопрос.

Неизведанный путь.

Неисповедимы пути.

Неизменные привычки.

 

3. Прочитайте внимательно и правильно произнесите слова и сочетания слов:

Введение

ввинтить – винтить

Брусчатка

Бутсы

Безрасчетный

Отдергивать

Жужжание

Изжога

с женой

с Шаболовки

беспамятство

времяисчисление

бесчинство

азиатский

безжалостный

бесшабашный

высший

расшифровать

тридцать

отцвели

беспутство

без сбоя – без боя

вас сберечь – вас беречь

к галке – галке

к голове – голове

к городу – городу

як горбатый – я горбатый

вас свалить – вас валить

вас спасти – вас пасти

нам мылить – намылить

нам мерить – намерить

нам мазать – намазать

вас сдать – воздать

подделка – поделка

ссудить – судить

в форму – форму

расшит – Рашид

их хмель – их мель

подтёк – потёк

 

4. Почитайте вслух скороговорки, пословицы:

Добыл бобыль бобов.

Попытка не пытка.

Речисто да не чисто.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Инцидент с интендантом.

Константин констатировал.

Архип осип, Осип охрип.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Около кола колокола.

Слишком много ножек у сороконожек.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Кому какое дело, что кума с кумом сидела.

Кто кого любит, тот того и голубит.

У святых отцов не найдешь концов.

Всяк хлопочет, добра себе хочет.

В чужой прудок не кидай неводок.

Речами тих, да сердцем лих.

Где щи – тут нас и ищи.