Философия в России XVIII в.

С конца XVII - начала XVIII в. наступил новый этап в ис­тории России. Он был отмечен прежде всего объективно на­зревшими преобразованиями, осуществленными Петром I и от­крывшими путь к европеизации страны. Идеологическое обос­нование Петровских реформ проводилось постепенно и свое законченное выражение получило лишь после смерти великого преобразователя.

В силу особенностей перехода страны от Средневековья к эпохе Нового времени, миновавшей ряд культурно-цивилизационных стадий, пройденных развитыми западноевропейскими странами, например Ренессанс и Реформацию, а также под влиянием установившихся тесных культурных связей со стра­нами Запада в русской мысли XVIII в. проявилось сложное со­четание старого и нового, самобытного, оригинального и заим­ствованного. В XVIII в. Россия начинает испытывать вместе с Западом, можно сказать, синхронно влияние идей Просвеще­ния. Однако назвать эту эпоху русской истории «веком Просве­щения» нет оснований. С одной стороны, в обществе распро­страняются идеи новоевропейской рационалистической фило­софии (Декарт, Локк, Гердер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.), с другой - в России происходит подъем православной богословско-философской мысли, представленной школой вы­дающегося церковного иерарха митрополита Московского Пла­тона (Левшина). Публикуется осуществленный Паисием Величковским перевод «Добротолюбия» - сборника творений восточных отцов церкви; утверждаются традиции православно­го старчества, открывается знаменитый монастырь Оптина пус­тынь (1792), куда совершали паломничества многие русские философы и писатели XIX в. - Н. В. Гоголь, И. В. Киреев­ский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.

XVIII век придает качественно новые характеристики отече­ственной мысли. Если на этапе своего становления русская мысль выступала в значительной степени как часть общесла­вянской культуры, то теперь она начинает развиваться на своей собственной основе, осмысливая и усваивая обширный опыт западноевропейской философии и науки.

В этот период происходит секуляризация, «обмирщение» культуры в целом, и в этой связи начинается становление свет­ского типа философствования. Зарождается университетская философия в университете при Петербургской Академии наук (1724) и Московском университете (1755). Впоследствии, в XIX в., университетское философское образование стало разви­ваться также в Казани, Харькове, Киеве, Одессе, Варшаве, Томске и Саратове.

Университетская философия становится особой отраслью философской культуры и важным направлением отечественной мысли. Она сформировалась при решающей роли русско-не­мецких связей и под влиянием философии Г. Лейбница и Х. Вольфа. Последний рекомендовал в качестве преподавателя философии для Петербургского университета Г.Б. Бильфинге­ра. Позднее в России работали в качестве профессоров филосо­фии B.Б. Шад, B.М. Шаден, Ф.Х. Рейнгард, B.Ф. Буле и другие ученые, приехавшие из Германии. Ярким примером фи­лософского творчества того периода является книга князя А.B. Вяземского (отца поэта П.А. Вяземского) «Наблюдения о человеческом духе и его отношении к миру», опубликованная по-немецки под псевдонимом в Германии (1790) и получившая высокую оценку в немецкой печати (впервые переведена на русский язык в 2003 г. В.В. Васильевым).

Утверждение в России светской философии европейского типа - процесс достаточно длительный, не сводившийся к единовременному восприятию западноевропейских универси­тетских традиций. Так, уставные документы Российской Акаде­мии наук предписывали ведение учебного процесса в духе, не противоречащем «православной греко-российской вере, форме правительства и добронравию».

Больше новаций наблюдалось в развитии общественно-по­литической мысли (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, Н.И. Новиков, С.Е. Десницкий), поскольку это отвечало потребности модернизации старомосковского самодержавного строя в духе новой европеизированной Российской империи. Широко использовались с этой целью западноевропейские теории естест­венного права и общественного договора.

Эта тенденция вызывала реакцию со стороны идеологов дворянско-аристократической оппозиции. Особенно ярко она проявилась в творчестве историка и социального мыслителя консервативного направления Михаила Михайловича Щерба­това (1733-1790), критика политики просвещенного абсолю­тизма Екатерины II, автора острого памфлета «О повреждении нравов в России» (ок. 1787). Он же создал первую в России консервативную утопию «Путешествие в землю Офирскую»(1784).

Значительное распространение в аристократических кругах получили идеи европейского мистицизма. Сочинения Ф. Пара­цельса, Я. Бёме, Э. Сведенборга, К. Эккартсгаузена, Л. К. Сен-Мартена широко обсуждались и комментировались в кругах русского масонства, имевшего своих представителей практиче­ски во всех известных дворянских фамилиях (А.Ф. Лабзин, И.В. Лопухин, П.И. Голенищев-Кутузов, М.М. Херасков, И.Н. Болтин, А.П. Сумароков и др.).

Являясь в некоторых отношениях продолжением прежних эпох, философская мысль в России XVIII в. представляла со­бой новый этап в русской интеллектуальной истории. В ней на­метились черты ее будущего развития, например обозначилось столь характерное для XIX в. противостояние западнических и славянофильских умонастроений.