Перечень программных вопросов по пройденному курсу и

График проведения и содержания СРСП

Тема занятия Содержание задания Рекомендуемая литература Форма проведения Неделя проведения и количество часов Максимальный оценочный балл
Информационные жанры журналистики Студенты пишут письменное задание по газетным материалам. 1.Жанры советской газеты. М. 1990 г. 2. Навозов В.В. Информация на газетной полосе. М. 1980 г 3. Современный репортаж. Под ред. Амфилова А.И. Минск. 2000 г Письменный коллоквиум. 5 б 1- 2 неделя. 4 часа 5 баллов
Характеристика аналитических жанров в официальной прессе Казахстана. Студенты пишут письменную работу по заданной теме с использованием публикаций газет и журналов.   Самойлова В.В. Информация – основной жанр газеты. Ростов на Дону. 2004 г. Что такое жанр? М.2005 г. Письменное задание 5 б б 3-4 неделя 4 часа  
Эссе на заданную тему. Студенты пишут эссе.. Домбровский. Ю. Эссеистика . М. 1956 г Мейлах Б.Ю. Ритм, Время и Пространство. М. 1999 г Звягинцев А.А. прием художественной герменевтики. М. 2005 г. Письменное задание. 5 б 5-6 неделя 4 часа  
4. Психологические основы журналистского мастерства. Студенты пишут письменные работы с использование психологических решений вопросов. Основы психологии. М.20005 г. Практикум по психологии. М.2004 г. Журналистика и психология. Под ред Осипова А.А. М. 2 Письменный коллоквиум. 5 б б 7- 9 неделя 6 часов  
5. Анализ материалов журналов Казахстана Студенты делают письменный анализ материалов Материалов журналов РК. Солганик Г.Я. Особенности журнальных публикаций. М. 1992 г. Горбунов В.М. Современный русский язык в журналистике М. 1983 г Письменный коллоквиум 5 б 10- 13 неделя 6 часов  
6. Анализ независимой прессы Казахстана Студенты делают письменный анализ материалов Интернета. Интернет – современное СМИ. М. 2003 г. Подонкаффский сленг в Интернете. М. 2006 г. Письменный коллоквиум. 5 б 14- 15 неделя 6 часов  

Методические указания по выполнению СРСП:

К каждому СРСП по дисциплине «Основы публицистического творчества» студенты приносят специально закрепленные за ними газеты Республики Казахстан. Студенты находят в опубликованных уже материалах образцы материалов, написанных в различных жанрах, и отмечают их плюсы и минусы. Например, после изучения жанра репортажа , находят образец репортажа, опубликованного в газете, определяют его вид, анализируют мастерство журналиста, определяют особенности языка и стиля жанра и т.д. и т.п..

СРСП выполняет две функции - консультативную и контролирующую.

Цель задания в СРСП:закрепление пройденного материала на конкретных примерах, то есть на уже опубликованных материалах в казахстанской прессе.

Содержание заданий СРСП:В ходе выполнения задания студентами обретаются, как редакторские, так и чисто журналистские, навыки – публициста.Задания выполняются индивидуально.

 

Тематика письменных работ по курсу:

1. Достоверность и ясность в журналистских материалах.

  1. Проявление мастерства журналиста: противоположность и публицистическая полемика.
  2. Формирование стиля у журналиста.
  3. Мастерство выбора темы.
  4. Авторское право журналиста.
  5. Хроникальная информация – информационный жанр.
  6. Расширенная информация.
  7. Реплики для трех типологий изданий.
  8. Отчет – информационный жанр
  9. Заметка – информационный жанр.
  10. Несобственно-прямая речь в журналистских материалах.
  11. Интерпретированные пейзажи – элементы журналистских произведений.
  12. Виды интервью
  13. Репортаж – информационный жанр.
  14. Статья- аналитический жанр.
  15. Корреспонденция.
  16. Рецензии.
  17. Обзор.
  18. Очерк.
  19. Зарисовка.
  20. Эссе.
  21. Документальный портрет
  22. Фельетон.
  23. Памфлет.
  24. Пародия.
  25. Эпиграмма.

 

Тестовые задания для самоконтроля:

1.

Главные отличия жанров журналистики от литературных:

 

A) язык героев насыщен фразеологическими оборотами;

B) адресностью и документальностью фактов;

C) обилием образного материала;

D) отсутствием фактического материала;

E) большей конфликтностью ситуации.

 

2.

Понятие жанра;

 

A) исторически сложившийся тип, форма, обладающая устойчивыми признаками;

B) текстовая форма исторического плана;

C) стилистическая форма исторического плана;

D) художественная форма исторического типа;

E) форма публицистического произведения.

 

3.

Понятие факта:

 

A) событие, которое произойдет;

B) планируемое событие;

C) свершившееся событие;

D) нереальное событие;

E) предполагаемое событие.

 

 

4.

Первая ступень стереотипа восприятия информации:

 

A) информация проходит мимо сознания;

B) информация в сознании закрепляется прочно;

C) информация слегка затрагивает сознание;

D) информация затрагивает подсознание;

E) информация взбудораживает сознание и подсознание.

 

5.
Вторая ступень стереотипа восприятия информации:


A) информация слабо закрепляется в сознании;

B) информация проходит мимо сознания;

C) информация вызывает бурный эмоциональный отклик;

D) информация «рождает» информацию;

E) информация вызывает шоковое состояние.

 

6.

Третья ступень стереотипа восприятия информации:

 

A) информация стирается, затрагивая подсознание;

B) информация представляется малозначительной;

C) информация не затрагивает ни сознание, ни подсознание;

D) информация проходит мимо сознания;

E) информация, затрагивая и сознание и подсознание, вызывает творческий отклик.

 

 

7.

Понятие комментария:

 

A) более широкое разъяснение факта;

B) критическое замечание;

C) пространный текст;

D) первичный факт;

E) вторичный факт.

 

8.

Отчет, как жанр:

 

A) рассказ о событии, произошедшем в далеком прошлом;

B) смена событий, отображенная информативно;

C) краткая , сжатая информация о каком-либо событии;

D) художественное отображение действительности;

E) информация, в которой отсутствуют герои.

 

9.

Характер событий, отображаемых в отчете:

 

A) периодичность, системность. Сменяемость;

B) смена событий, с анализом;

C) конференции, праздники, фестивали;

D) собрания, встречи, беседы;

E) переменные события исторического плана.

 

10.

Коммюнике – жанр:

 

A) информационного отчета со встреч с политического характера;

B) отчета с праздничных событий;

C) отчет о происшедшем событии частного характера;

D) отчета с комментариями;

E) отчета с художественными «приращениями.»

 

11.

Виды отчетов:

 

A) системный, художественны, короткий;

B) информационный, «прямой», тематический, проблемный;

C) литературный, исторический, географический;

D) стилистический информационный, публицистический;

E) содержательный, обстоятельный, системный.

 

12.

Объем расширенной информации:

 

A) от 30 до 150 строк;

B) от 20 до 100 срок;

C)от 10 до 20 строк;

D) от 6 до 10 строк;

E) от 200 до 250 строк.

 

13.

Первоосновой жанров публицистики является:

 

A) действительность;

B) происшествие;

C) факт;

D) герой;

E) текст.

 

14.

Самая отличительная черта информационных жанров;

 

A) образность;

B) системность;

C) информационность;

D) спонтанность;

E) согласованность.

 

15.

Отличительная черта аналитических жанров:

 

A) информационность;

B) художественность;

C) сатиричность;

D) аналитичность;

E) многозначность.

 

16.

Самый древний газетный жанр:

 

A) статья;

B) очерк;

C) фельетон;

D) рецензия;

E) заметка.

 

17.

Хроникальная информация:

 

A) краткое сообщение о факте;

B) пространное сообщение о факте;

C) выдержанное сообщение о факте;

D) художественное сообщение о факте;

E) обстоятельный рассказ о факте.

 

18.

Хроникальная информация отвечает на вопросы:

 

A) как? когда? почему?

B) отчего? как? зачем?

C) что? где? когда?

D) по какому поводу? зачем? отчего?

E) где? почему? отчего?

 

19.

Объем хроникальной информации:

 

A) от 20 до 100 строк;

B) от 70 до 90 строк;

C) от 30 до 200 строк;

D) от 2 до 15 строк;

E) от 40 до 80 строк.

 

20.

Язык хроникальной информации:

 

A) чисто разговорный, изобилует жаргонизмами;

B) научный, много терминологии;

C) официальный, сухой, отстраненный;

D) деловой, но много сленгов;

E) высокий, поэтический.

 

21.

Статья – это:

 

A) набор систематизированных фактов;

B) стройно построенная схема действительности;

C) мастерски отображенная модель действительности;

D) локальное отображение проблем действительности с целью их решения;

E) система выводов. Нанизанных на строго определенную мысль.

 

22.

Сила статьи:

 

A) в обилии фактов;

B) в выводах;

C) в художественности;

D) в обобщениях, выраженных в развернутой аргументации;

E) в доказательствах.

 

23.

Характерные признаки репортажа:

 

A) наличие системы выводов;

B) наличие системы умозаключений;

C) описание нового события в интерпретации ее репортером.

D) условные герои и их харктеристика;

E) вымышленные персонажт.

 

24.

Стилевые черты хроникальной информации:

 

A) предвзятость и эмоциональность сообщения;

B) официальность, обезличенность сообщения;

C) чувственность и красочность сообщения;

D) проникновенность и искренность сообщения;

E) выспренность и предвзятость сообщения.

 

25.

Основные черты авторской речи в репортаже:

 

A) статистичность, неподвижность;

B) подвижность, гибкость, многообразие;

C) успокоенность, зажатость, инертность;

D) закомплексованность, неподвижность;

E) зыбкость, инертность, насыщенность.

 

 

26.

Задачи репортажа как жанра:

 

A) информировать, показывать, описывать, оценивать;

B) закрывать, заставлять передумывать;

C) передавать сообщения на расстояния;

D) быстро распространять сообщения;

E) воздействовать на развитие событий.

 

27.

Репортаж от других информационных жанров отличается:

 

A) однородностью стиля;

B) пестротой стиля, быстрой и частой сменой речевых планов;

C) статистичностью декораций, однообразием повествования;

D) инертностью структуры и стиля;

E) спокойствием и малоподвижностью действий.

 

28.

Специфика описания действия в репортаже отличается:

 

A) в документальности, достоверности, подлинности;

B) надуманности, художественности, вымышленности;

C) в передаче чужого мнения через восприятие автора;

D) обрисовка образа героя посредством вымысла;

E) подключение фактора домысла и образности.

 

29.

Пресс-конференция – это:

 

A) эксклюзивное интервью;

B) беседа журналиста с многочисленной аудиторией;

C) интервью журналистов из разных изданий с одним человеком или с несколькими лицами, располагающими информацией;
D) односторонняя беседа журналистов с многочисленной аудиторией;
E) экспресс-интервью.

 

30.

Брифинг – это:

 

A) интервью журналиста с частным лицом;

B) интервью журналиста с многочисленной аудиторией в эмоциональном плане;

C) односторонняя передача краткой информации героем или несколькими героями собравшимся журналистам.

D) интервью-монолог;

E) спонтанное интервью.

 

соответствующих итоговым тестам:

 

1. Достоверность и ясность в журналистских материалах.

2. Главные отличия жанров журналистики от литературных.

2. Понятие жанра.

3. Понятие факта.

4. Первая ступень стереотипа восприятия информации.

5. Вторая ступень стереотипа восприятия информации.

6. Третья ступень стереотипа восприятия информации.

7. Понятие комментария.

8. Отчет, как жанр.

9. Характер событий, отображаемых в отчете.

10. Коммюнике – жанр.

11. Виды отчетов.

12. Объем расширенной информации.

13. Первооснова жанров публицистики.

14. Отличительная черта информационных жанров.

15. Отличительная черта аналитических жанров.

16. Самый древний газетный жанр.

17. Хроникальная информация.

 

19. Объем хроникальной информации.

20. Язык хроникальной информации.

21. Статья.

23. Характерные признаки репортажа.

24. Стилевые черты хроникальной информации.

25. Основные черты авторской речи в репортаже.

26. Задачи репортажа как жанра.

27.Отличие репортажа от других информационных жанров.

28. Специфика описания действия в репортаже.

29. Пресс-конференция.

30. Брифинг.

31. Виды предварительной подготовки к интервью.

32. Вопрос в классическом интервью.

34. Корреспонденция.

35. Мастер репортажа по «перемене профессии».

36. Особенности корреспонденции как жанра.

37. Концепция статьи.

38. Факт в рецензии.

39. Рецензия.

40. Виды текстов в рецензии.

41. Основные элементы рецензии.

43. Двойная цель рецензии.

45. Обзор печати.

46. Виды обзоров печати.

47. Эпистолярные жанры.

48. Письмо предложение – это:

49. Открытое письмо.

50. Две важнейшие стилистические тенденции передовой статьи.

51. Репортаж.

52. Интервью-эмоция.

53. Группа интервью по характеру интервьюера.

54. Группе интервью по характеру интервьюируемого.

55. Малые формы интервью.

56. Интервью мнение.

57. Беседа за «круглым столом».

58. Социологический опрос.

59. Форумы, анкеты.

60. Сценарий события в ситуационном или постановочном репортаже.

62. Форма интервью в классическом виде.

63. Интервью-монолог.

64. Интервью социальное исследование.

65. Интервью-информация.

66. Интервью-мнение.

67. Обзор.

68. «Спаренное интервью».

69. Метод журналиста, используемый в жанре статьи.

70. Виды статей.

71. Передовая статья.

72. Роль передовой статьи на страницах газеты.

73. Основные черты передовой статьи.

75. Разговорная лексика в репортаже.

76. Основа корреспонденции.

78. Интервью-портрет.

79. Несобственно-прямая речь.

80. Главный объект обозрения.

81. Сюжеты в очерках А.Алимжанова.

82. Очерк Ч.Валиханова «Абылаай».

83. Образ автора в очерке.

84. Автор очерка «Путешествие в Арзрум».

85. Автор цикла очерков «Шаги по росе».

86. Зарисовка.

87. Виды зарисовок.

88. Эссе.

89. Политический портрет.
91. Гротеск.

92. Три составные части фельетона.

94. Характерная черта фельетона как жанра публицистики.

95. Ирония.

96. Каламбур.

97. Парономазия.

98. Комментарий.

99. Виды комментариев в художественно-публицистических произведениях.
100. Кульминация в очерке.

101. Литота в очерке.

102. «Военные очерки».

104. Теория «бесконфликтности».

105. Виды публицистического фельетона.

124. Основная ось, стержень путевого очерка.

125. Виды сюжетов в художественно-публицистических жанрах.

126. Очерки Ануара Алимжанова.

127. Пародия.

129. Басня.
131. Структура басни.

132. Язык басни.

133. Шарж.

134. Карикатура.

135. Памфлет.

136. Анекдот.

138. Популярный казахстанский сатирический журнал, выходивший в 60- 90 годы XX столетия на двух языках – казахском и русском.