Тема 1.4. Развитие архивного дела в XIX в.

В 1811 году был утвержден основной закон деятельности создаваемых министерств "Общее учреждение о Министерствах». Была создана более дробная система архивов, т.к. они учреждались при каждом департаменте. Это сильно затрудняло обеспечение сохранности, использование архивных документов и было отрицательной чертой архивного дела.

В 1828 году создан «Общий контрольный архив», для которого выстроили специальное здание. Все дела архива были разделены на три разряда. Первый разряд включал дела до 1811 г., т.е. до учреждения Государственного контроля как отдельного министерства. Эти дела хранились в Петропавловской крепости. Материалы второго разряда за 1811-1825 гг. помещались в новом помещении, а дела третьего разряда(за последующие годы) хранились в организациях государственного контроля в течении трех лет, а затем передавались в архив.

Сеть и функции местных учреждений изменилась мало. Однако положение их архивов ухудшилось. Архивы создаются при каждом "присутственном месте", что приводит к созданию множественной дробной сети, что усугубило положение с кадрами. Плохо обстояло дело и с помещениями. Документы часто складывались в заброшенных пустующих помещениях, не пригодных для хранения исторических источников, чаще всего находящихся в разных местах. Все это привело к хаотическому раздроблению архивных фондов и утрате многих документов.

Сильно пострадали архивы во время войны 1812 года. В 1852 году был создан Московский архив министерства юстиции. Это было достигнуто за счет объединения трех архивов: Московского государственного архива старых дел, Разрядно-Сенатского и Поместно-Вотчинного. Они вошли в новый архив на правах отделов. У Московского архива Министерства юстиции были значительные штаты - 37 человек, создавалась канцелярия, насчитывающая 47 сотрудников. В первое десятилетие архив интенсивно комплектовался. Впоследствии стал научно-методическим центром, оказывающим помощь другим архивным учреждениям.

В 1852 году были созданы еще три исторических архива: Киевский, Виленский и Витебский архивы древних актов.

В начале XIX в. появились новые виды архивных справочников - обзоры. Определенный вклад в развитие научно-справочного аппарата внес созданный в 1835 г. комитет для описания документов московских сенатских архивов сильно пострадавших в 1812 г. Основная заслуга его состоит в том, что было разработано описание дел трех степеней:

- Описание первой степени: название фондообразователя, указание номеров дел и их хронологических рамок, рода дел, количество листов, замечания о физическом состоянии дел (ветхость) и т.д. Это и была инвентарная опись в современном понимании.

- Описание второй степени: состояло из обзора истории фондообразователя и характеристики отдельных групп документов, т.е. представляло собой тип путеводителя. Такие справочники создаются впервые, и значение их постоянно возрастает.

- Описание третьей степени: извлечение исторических сведений из разных архивов - напоминает тематический обзор - т.к. обзор документов по различным темам.

В этот же период начинают закладываться основы классификации документов внутри архива и внутри фонда.

Кризис крепостничества в середине XIX в. вызвал необходимость реформ.

В результате реформ произошли значительные изменения в системе государственных учреждений. В этих условиях наблюдается оживление архивной работы в связи с массовой сдачей в архивы документации упраздненных и преобразованных учреждений; создаются новые исторические и ведомственные архивы; реорганизуются существующие архивы. Это в целом положительно сказалось на развитии архивного дела. Заметно оживилась деятельность по разборке документов, приведению их в порядок, составлению справочного аппарата.

Архивы правительственных учреждений.В этот период возник ряд высших учреждений. С 1857 г. начал функционировать Совет министров, но законодательно его создание было оформлено в ноябре 1861 г. Его председателем являлся император, а членами - крупнейшие сановники и министры. Совет министров рассматривал вопросы общегосударственного значения, что придает важное значение его документации. В его архиве отложились годовые отчеты и обзоры о деятельности министерств; записки и доклады о студенческих волнениях в 1861 -1862 гг.; материалы комитетов и комиссий, разрабатывающих проекты реформ; доклады с предложениями различных преобразований и др. В основном это материалы за конец 50-60-х годов, так как в 70-е годы деятельность Совета министров затухает, а с 1882 г. прекращается вообще.

Архивные материалы содержат сведения о карательных действиях правительственного аппарата против революционных демократов.

В архиве Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия концентрировались материалы, направленные из Министерства юстиции. Это источники об обвиняемых в принадлежности к революционным организациям, печатных изданиях организаций «Народная воля» и «Черный передел», о революционной пропаганде, стачках рабочих, а также дела о политических ссыльных, донесения жандармских офицеров о производимых ими «дознаниях» и др.

Изменения в сети высших учреждений отразились на судьбе их архивов. В 1872 г., после упразднения 6-го и 7-го департаментов Сената их материалы вошли в Московский архив Министерства юстиции.

Перемены затронули также архивы центральных учреждений. В 60-70-е годы в большинстве министерств (за исключением Военного и Министерства финансов) были созданы единые архивы, находившиеся обычно в ведении департаментов общих дел или канцелярий министров. В 1880 г. в составе Министерства внутренних дел был создан Департамент государственной полиции (с 1883 г. - Департамент полиции). В его архив поступали материалы о борьбе с революционным и общественным движением; разработке полицейских законопроектов и инструкций; ходе политических дознаний; гласном и негласном надзоре за подозреваемыми в «неблагонадежности» лицами; фабрично-заводском законодательстве; борьбе с народовольцами, рабочим движением, распространением марксизма. Этот комплекс дел можно разделить на две группы: материалы революционных и прогрессивных политических партий, съездов, конференций, а также листовки, изъятые жандармами рукописи, перлюстрации писем и т.д. и документы органов политического сыска (переписка департамента с охранными отделениями и жандармскими управлениями, докладные записки, рапорты, агентурные донесения и др.). Заслуживает внимания распорядительная документация: приказы, предписания, инструкции и циркуляры. К этой же группе относятся дела некоторых комиссий и совещаний, чья деятельность затрагивала функции Департамента полиции («Переписка по вопросу создания Комиссии для изучения рабочего вопроса. 1881 г.», материалы «Об образовании при Министерстве внутренних дел Особого совещания для составления нормальных правил для фабрикантов и рабочих. 1885 г.» и др.). Такие источники поступали в архив департамента в виде копий.

Многочисленные комплексы дел по местной истории создавались в результате деятельности губернских правлений, которые были освобождены в 1865 г. от второстепенных административно-хозяйственных функций. В связи с этим несколько изменился характер документов их архивов. В них сильно возрос процент источников о росте рабочего движения; открытии и расширении фабрично-заводских и торгово-промышленных заведений; положении крестьян и взыскании недоимок.

По Судебной реформе 1864 г. были введены мировые судьи, окружные суды и судебные палаты. Они существовали в основном до победы Великого Октября. В их фондах концентрировались материалы о тяжелом экономическом и правовом положении трудящихся масс, борьбе самодержавия с рабочим и национально-освободительным движением, преследовании большевиков, усилении эксплуатации на промышленных предприятиях, обнищании крестьянства.

В архивах городских дум и управ (1870-1918) концентрировались документы о городском хозяйстве, росте числа торговых и промышленных предприятий, деятельности учреждений просвещения и здравоохранения, а также ведомости о ценах, материалы о положении различных слоев населения и др.

Документы местных учреждений, несмотря на их большое научное значение, хранились в плохих условиях, что приводило к их гибели. Большое количество таких материалов было уничтожено сознательно в дореволюционный период. Поэтому во многих документальных комплексах имеются «пробелы».

Исторические архивы.В этот период сильно возросло значение исторических архивов. Их материалы особенно интенсивно использовались историками, подавляющее большинство опубликованных документов составляли источники этих архивных учреждений. По-прежнему велика была роль исторических архивов дипломатического ведомства.

Московский главный архив МИД. В Московском главном архиве МИД разрабатывались квалифицированные справочники. Архив имел давние традиции и большой накопленный опыт в их разработке. К концу XIXв. здесь имелся разветвленный и добротный научно-справочный аппарат (380 описей, реестров и алфавитов).

В октябре 1882 г. было получено разрешение на перевозку материалов Государственного древлехранилища (кроме монет и медалей) в новое здание архива, а в 1883 г. она была завершена.

Государственный архив МИД. Этот исторический архив в 1864 г. был объединен с Петербургским архивом МИД. Вновь созданное хранилище документов получило наименование Государственный и С-Петербургский главный архив МИД. Оба архива в значительной мере сохранили свою автономию. Они по-прежнему хранили те же материалы, самостоятельно проводили работу по приему дел, их упорядочению, составлению справочников и использованию документов. Из кабинетов Александра II, Александра III и других членов дома Романовых сюда передавались в основном второстепенные источники.

Ряд источников поступил из местных хранилищ. Из архива Кавказского наместничества в 1873 г. передали подлинные указы царей и рескрипты кавказским наместникам за 1802--1843 гг.; из архива Оренбургского губернского правления в 1881 г. -- царские указы оренбургским генерал-губернаторам за 1798-1803 гг.

Комплектование сильно сдерживала нехватка помещения. Архив был настолько переполнен, что ряд шкафов с несекретными делами располагался на лестнице. Все документы помещались в специальных картонных коробках, а последние - в ясеневых шкафах. К Государственному архиву как хранилищу важнейших документов проявляли интерес сановники, члены дома Романовых и даже цари. Они неоднократно посещали его.

Материалы Государственного архива надежно охранялись. На окнах кроме железных решеток и металлической сетки имелись еще железные ставни, двери были металлические или обиты железом.

Многие древние документы нуждались в реставрации. С 1877 г. стала проводиться работа по снятию копий.

Московский архив Министерства юстиции. Во второй половине XIX в. этот архив превратился в научно-методический центр и занял ведущее место среди других архивных учреждений. Это было обусловлено рядом причин. Во главе архива стояли высококвалифицированные специалисты. Московский архив Министерства юстиции первый из отечественных хранилищ получил новое специальное здание. Сперва он помещался в Кремле. Здесь документы сильно «страдали» от сырости, холода и большой скученности. В 1875 г. документы переместили в здание бывшего Межевого института на Басманной улице. Архив комплектовался весьма интенсивно. Крупное поступление было осуществлено после Судебной реформы 1864 г., которая упразднила старые судебные учреждения.

В исторических архивах уничтожение документов практиковалось гораздо реже, чем в других архивных учреждениях. Однако и здесь порой сознательно уничтожались ценные источники.

В эти годы Московский архив Министерства юстиции стал научно-методическим центром для многих других архивных учреждений. С сотрудниками архива консультировались по вопросам архивной работы другие архивы.

В самом Московском архиве Министерства юстиции работа по описанию документов постоянно развивалась и совершенствовалась. Составление кратких описей занимало вплоть до 90-х годов незначительное место в общем объеме рабочего времени. Здесь еще с 1869 г. стал выходить периодический орган «Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции». В архиве Министерства юстиции имелась обширная библиотека, основанная в 1865 г. Она комплектовалась за счет покупки книг, пожертвований исследователей и научных обществ. Сотрудники архива часто жертвовали свои произведения или завещали научные библиотеки.

Межевой архив также находился в ведении Министерства юстиции. В пореформенный период он продолжал оставаться одним из наиболее ценных хранилищ для дворянства и государственного аппарата. Архив продолжал располагаться в Кремле. В 60-е годы он получил новое оборудование. Чертежный архив приобрел ясеневые шкафы, для Писцового архива изготовили открытые стеллажи. Это оборудование служило долгие годы и даже после победы Великой Октябрьской революции считалось образцовым.

В послереформенный период Межевой архив принимал ежегодно около 6-7 тыс. дел. Особо следует отметить передачу в архив крупного комплекса источников, который возник в результате работы по составлению атласа России.

В совокупности материалы Межевого архива показывают, что принесла реформа 1861 г. крестьянству, как его «освободили» от земли.

В архиве был неплохо налажен учет. Имелась широкая система справочников (описей и алфавитов), что позволяло хорошо ориентироваться в огромном документальном массиве. Тем не менее, широкая волна хищений, охватившая отечественные хранилища, затронула и Межевой архив. Таким образом, положение с обеспечением сохранности документов оставляло желать лучшего, хотя архив хранил очень важные источники. Их значение постоянно возрастало. Это явилось причиной того, что в 90-е годы он получил наименование Главный межевой архив.

Военные исторические архивы. Ценная военная документация была сосредоточена в Архиве Военно-топографического депо, который в 1863 г. переименовали в Военно-исторический и топографический архив. В 1867 г. было принято решение разделить этот архив на два учреждения: Военно-ученый архив Главного штаба, который хранил «дела, документы, карты и все материалы, относящиеся до военной истории, географии, администрации и статистики, а также донесения и журналы о военных действиях... и Военно-топографический склад.

Московское отделение архива инспекторского департамента продолжало размещаться в Кремле, где условия хранения были очень плохими. Например, часть документации «от сырости... сгнила в такой степени, что с разрешения начальства уничтожена». В 1865 г. материалы перевезли в бывший дворец Лефорта, который являлся собственностью Военного министерства. В связи с этим архив часто именовался Лефортовским. В 1865 г. произошли изменения в системе центрального аппарата Военного министерства, был ликвидирован Инспекторский департамент и образован Главный штаб. В связи с этим архив получил наименование: Московское отделение Общего архива Главного штаба.

Лефортовский архив комплектовался быстрыми темпами. В него поступали материалы Главного штаба, структурных частей Военного министерства, военных округов, крепостей и др. Документы передавались тысячами и десятками тысяч пудов. Много источников принял архив после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Несколько сотрудников не могли упорядочить огромный документальный массив. Справочный аппарат находился на низком уровне, многие фонды не имели описей. К составлению архивных справочников архивисты приступили в 60-е годы, но работа продвигалась крайне медленными темпами.

В 60-е годы в Лефортовском архиве началось массовое уничтожение дел. Только за 1861-1873 гг. было обречено на гибель более 500 тыс. единиц хранения. Наибольшее количество документов выделялось к уничтожению в те годы, когда в разборе архивных дел участвовали офицеры и писари московских полков. Это свидетельствует об их полном равнодушии к историческим ценностям и подтверждает нежелательность привлечения таких лиц к архивной работе.

Московский дворцовый архив начал функционировать в 1872 г. в Троицкой башне Кремля, которую приспособили под архивохранилище. Сюда перевезли материалы Оружейной палаты, Московской конюшенной конторы, Московской дворцовой конторы и другие, которые и составили основу нового архива. Возглавил его видный архивист Г. В. Есипов. Что касается Петербургского отделения архива Министерства двора, то дело с его созданием затянулось. Оно было учреждено в 1882 г. и размещалось в Зимнем дворце. Этот архив комплектовался делами Кабинета и.в., канцелярии Министерства двора и упраздненных контор: придворной, конюшенной, егермейстерской. В 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы объединили в один, который получил наименование Общий архив Министерства двора.

Должность заведующего Московским дворцовым архивом была временной и не включалась в штат. По штатам в архиве числились архивариус, его помощник и писец. Архив должен был хранить материалы за период до провозглашения России империей, т.е. с XVI в. до 1721 г.

Местные исторические архивы Украины, Белоруссии и Литвы. В них удалось сконцентрировать основную массу источников, возникших в результате деятельности судебно-административных учреждений Украины, Белоруссии Литвы.

Харьковский исторический архив был создан в 1880 г. Инициатором его образования выступило Историко-филологическое общество при Харьковском университете. В общей сложности в Харьковском историческом архиве было собрано около 750 тыс. дел и 2,5 тыс. книг. Это был значительный комплекс ценных источников по истории Левобережной и Слободской Украины. Но архив от царской администрации ассигнований не получал, а существовал на пожертвования частной благотворительности и на незначительные дотации от Харьковского университета.

Уничтожение архивных дел.Реформы 60-70-х годов вызвали оживление в деятельности архивов. Им в огромных размерах передавались материалы упраздненных и преобразованных учреждений. Такое интенсивное комплектование впервые в истории отечественного архивного дела проходило в период, когда было разрешено уничтожать архивные источники. Поэтому ведомствами оперативно продолжались разрабатываться правила «О порядке разбора и уничтожения решенных дел».

Разработанные ведомствами правила об уничтожении архивных материалов имели некоторые общие черты.

На временное хранение оставлялись источники, необходимые для справок: полугодовые и месячные отчеты, дела по личному составу и др. Характерно, что материалы о тяжелом положении «нижних чинов», их большой смертности хранились очень короткое время.

Немедленному уничтожению (после завершения производством) подлежали адресные книги, книги разносные, дела о швейцарах, курьерах и др. Но в эту категорию дел попадали материалы, в хранении которых правительство не было заинтересовано. Особенно широко уничтожались источники, освещающие жизнь и быт народов, вошедших в состав России. Такова была политика царизма в отношении культурных ценностей присоединенных народов. «Эпоха реформ» одновременно явилась периодом массового уничтожения архивных дел.

Ряд ценных источников был уничтожен в исторических архивах. Уничтожение затронуло Государственный архив МИД, в котором хранились важные документы (дипломатического характера). Большое число документов погибло от плохих условий хранения, пожаров, наводнений и других бедствий. Огромный урон архивам наносили невежественные чиновники. Массовая гибель материалов, имеющих большую научную и практическую ценность, обеспокоила научную общественность, которая выступила в защиту сохранения архивов, поставив вопрос о реорганизации архивного дела в стране. Предпосылкой разработки архивной реформы явились также рост в господствующих классах интереса к историческим источникам как одному из средств реабилитации крепостнического прошлого, заинтересованность правительства в поднятии архивного дела как орудия в борьбе за незыблемость устоев самодержавия. Научная общественность проявила пристальное внимание к проблемам архивного дела и археографии.

Архивные кадры.Положение с архивными кадрами в этот период было тяжелое. Для подготовки квалифицированных сотрудников необходимо было специальное учебное заведение, вопрос о создании которого ставился в России еще в начале XIX в. Вообще в XIX столетии в европейских странах усилились требования к профессиональной подготовке архивистов. Поэтому был создан ряд архивных учебных заведений: Школа хартий (Франция), Венский институт исторических исследований (Австро-Венгрия), Мюнхенская и Марбургская школы (Германия). Общей чертой для них являлось то, что преподавание всех предметов ориентировалось на изучение средневековых источников. Это соответствовало основной ориентации исторической науки того времени. Не являлся исключением и Петербургский археологический институт, «Положение» о котором было утверждено в 1877 г., а функционировать он стал в январе 1878 г. Правительство с большой неохотой дало согласие на его создание. Институт открывался как опытное учебное заведение, т.е. его могли в любое время закрыть, и государство отказывало ему в какой-либо помощи.

Петербургский археологический институт создавался для подготовки «специалистов по русской старине, для занятия мест в архивах правительственных, общественных и частных».

Институт не оправдал возлагавшихся на него надежд: контингент слушателей был мал и большинство из них по окончании вуза не собирались работать в архивах. К тому же выпускники института не имели права государственной службы, и некоторые ведом-ства (например, МИД) категорически отказывались от приема их в свои архивы.

Заключение

Уничтожение и гибель документов приобрели массовый характер, что вызвало противодействие со стороны научной общественности. Н. В. Калачов разработал проект реорганизации архивного дела, который оказал влияние на его последующее развитие. Был учрежден Петербургский археологический институт, однако проблема кадров осталась нерешенной! Стали возникать губернские ученые архивные комиссии. Но их деятельность не сыграла заметной роли в упорядочении архивного дела на местах. Гораздо шире стал круг ученых, привлекавших архивные источники. Усилилась работа архивных учреждений по изданию документов, составлению и публикации описей, каталогов и других справочников, не потерявших значения и в настоящее время.