Либеральное движение

Существенным фактором общественно-политической жизни пореформенной России являлось либеральное движение. Своими корнями оно было связано с движением западников и славянофилов 30-40-х годов XIX века.

В.И.Даль, отражая общественное мнение второй половины XIX в. о либералах, отмечал в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Либерал – политический вольнодумец, мыслящий или действующий вольно; вообще, желающий большой свободы народа и самоуправления».

Центральная идея либерализма – это идея индивидуальной свободы, реализация которой предполагалась в социальной, экономической и политической сферах жизни общества. Политико-юридическим выражением либерализма являлся конституционализм – система государственно-право­вых условий, необходимых для обеспечения свободы личности.

Либералы всемерно поддержали прогрессивные преобразования Александра II, непосредственно участвуя в их разработке и осуществлении. В эпоху Великих реформ именно в самодержавии они видели мощную политическую силу, способную осуществить либеральную перестройку в стране, и решительно отвергали возможность осуществления общественных перемен насильственным путем. Они были сторонниками реформ сверху.

Огромное значение либералы придавали формированию личности будущего царя. В 1857 г. один из ведущих идеологов российского либерализма – К.Д.Кавелин стал наставником наследника престола – цесаревича Николая Александровича, умершего в 1865 г. Участвовали в воспитании и образовании великих князей и другие либералы – М.М.Стасюлевич и Б.Н.Чи­черин. Однако постепенно российские либералы переходили от проповеди у трона к распространению своих взглядов среди широких слоев российской интеллигенции.

Группа либеральных профессоров Петербурга основала в 1866 г. журнал истории, политики и литературы «Вестник Европы», который надолго (он был закрыт в 1918 г.) стал одним из главных выразителей либеральный идей в России. Издателем и редактором журнала являлся историк М.М.Стасюлевич (до 1908 г.). Среди сотрудников – писатели и поэты И.А.Бунин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Д.С.Мережковский, А.Н.Островский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, историки В.И.Гертье, Н.И.Кареев, Н.И.Костомаров, М.П.Погодин, В.И.Се­мевский, С.М.Соловьев, Е.В.Тарле и др., философ В.С.Соловьев, юристы К.Д.Кавелин, В.Д.Спасович, А.Ф.Кони, К.К.Арсентьев, Б.И.Утин и др., естествоиспытатели К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, И.М.Сеченов и др.

На страницах «Вестника Европы» печатались самые разнообразные материалы: литературные произведения, обзоры внутреннего и международного положения, биографии известных деятелей, наиболее интересные исследования в области гуманитарных и естественных наук.

«Вестник Европы» проповедовал необходимость переустройства путем системы реформ государственного быта России на началах конституционализма, гарантии прав личности и законности. Особое внимание уделялось земству, которое рассматривалось как орган народного представительства и основа будущего парламентского строя. В области народного просвещения журнал выступал противником классического образования. Он критиковал как произвол правительства, так и действия революционеров. «Вестник Европы» пользовался популярностью в среде интеллигенции, имел постоянный круг читателей и репутацию «профессорского журнала».

Либеральными изданиями пореформенной поры были также журналы «Русская мысль», «Юридический вестник» (Москва), газеты «Русские ведомости» (Москва), «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос» (Санкт-Петербург), «Волжский вестник» (Казань) и ряд других центральных и местных изданий России. Они формировали новое политическое и правовое сознание, сделавшее возможным углубление политических требований русских либералов и выдвижение ими самостоятельной программы социальных реформ.

Большую роль в формировании программы либеральных преобразований сыграла научная, издательская и лекционная деятельность Московского юридического общества, учрежденного в 1863 г.

Важный этап в развитии либерального движения в России был связан с деятельностью земских учреждений. Согласно Положению 1864 г. земские учреждения были созданы для заведования местной хозяйственной и культурной жизнью. Либералы не были этим полностью удовлетворены и стремились расширить сферу их деятельности, добиться права и на государственное управление. Активное участие в этом движении принимали прогрессивные представители дворянства и демократической интеллигенции, в том числе так называемого «третьего элемента», состоявшего из вольнонаемных служащих органов земского и городского самоуправления.

К концу 60-х годов XIX века активность земской либеральной оппозиции начала возрастать. Она проявлялась, в частности, в подаче адресов и ходатайств на имя царя, где были сформулированы основные требования либералов: необходимость созыва Земского собора; реформа Государственного совета путем введения в него представителей от губернских земств; расширение полномочий органов местного самоуправления; введение в России демократических свобод – свободы слова, печати; отмена сословных привилегий.

В начале 1867 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание подало ходатайство о созыве общероссийского земского собрания. В 70-е годы уже целый ряд губернских и уездных земств, в том числе и Казанское, подали правительству свои адреса, где настойчиво предлагали привлечь представителей общества к решению общегосударственных дел. Среди активных сторонников введения в России конституции и проведения социальных реформ выделялись: П.Г.Виноградов – профессор Мос­ковского университета, историк; В.А.Гольцев – юрист, активный деятель земского либерального движения (в 1879 г. он был одним из организаторов нелегального съезда земской оппозиции в Москве); Н.А.Каблуков – экономист, статистик, общественный деятель; Н.И.Кареев – профессор Петербургского университета, историк, общественный деятель; М.М.Кова­левский – профессор Московского университета, историк, этнограф, юрист, социолог, общественный деятель; А.Ф. и С.Ф. Фортунатовы, А.И.Чупров – земские статистики и др. Радикально настроенные представители земств, среди которых были Д.И.Шаховской, Ф.И.Ро­дичев, П.А.Долгоруков, обратились к нелегальной политической деятельности, созывая тайные совещания и съезды с целью объединить разрозненные силы либералов для решения стоящих перед либеральным движением задач. В этих условиях правительство готово было пойти на осуществление ряда мер, способных удовлетворить требования представителей земского либерального движения, и тем самым укрепить свое положение.

Однако убийство 1 марта 1881 года Александра II изменило всю общественно-политическую ситуацию в стране. Александром III была продекларирована верность самодержавной форме правления в России.

После смерти Александра II значительная часть земцев отошла от политики, сосредоточившись на административно-хозяйственной и культурно-просветительской деятельности. Многие из либералов, активно проявлявшие себя в 60-70-е годы, восприняли эпоху, наступившую вслед за гибелью царя, как время «неосуществившихся надежд и несбывшихся мечтаний».

Однако либерализм как политическое движение в этот период не исчезает. Восьмидесятые годы стали временем становления общественных взглядов целой плеяды молодых людей, которым было суждено через несколько десятилетий составить первое в истории российского общества поколение свободных публичных политиков. Среди них П.Н.Милюков, Д.И.Шаховской, Ф.Ф.Ольденбург, М.М.Ви­навер, А.А.Кизеветтер и др. Видную роль в разработке либеральной модели общественного устройства и в пропаганде либеральных взглядов в 80-90-е годы XIX века сыграли кружки и собрания городской, преимущественно столичной интеллигенции.

Столкнувшись с нежеланием нового императора Николая II проводить прогрессивные преобразования, либералы приступили к практическим шагам по созданию политических организаций, действовавших полулегально как в России, так и за границей.