Даже после появления устойчивого желаемого поведения необходимо его последующее регулярное подкрепление.
Рекомендуется определить схему подкрепления и вид поощрения в соответствии с индивидуальными особенностями работника и текущей ситуацией.
Не допускать задержки в подкреплении правильного поведения, чтобы сохранялась тесная связь по времени между поведением и поощрением.
Нежелательное или неправильное поведение целесообразно игнорировать, применяя наказания лишь при регулярном повторении или в особых случаях, способных повлечь серьезные негативные последствия.
Необходимо чётко определить то поведение, которое правильно и желательно на рабочем месте.
Можно давать дополнительный день оплачиваемого отпуска, или устраивать розыгрыши призов, в т. ч. денежных.
Теория и исследования подкрепления мотивов позволяют предложить следующие практические рекомендации по мотивированию работников на правильное поведение в организациях:
2. Правильное поведение нужно регулярно подкреплять (в определённых случаях может быть использован «шейпинг» –метод последовательных приближений – подкрепляются любые, самые мелкие действия, которые в итоге формируют нужную реакцию (поведение); автор принципа формирования реакции – Б. Ф. Скиннер, создатель теории оперантного научения).
2. Модификация поведения (подход)
Модификация поведения – это видоизменение поведения, его частичное изменение, при сохранении основы [по Ожегову].
Согласно бихевиористам модификация поведения происходит в процессе индивидуального обучения новым навыкам поведения методом подкрепления.
Исследования Б. Скиннера имели широкий научный резонанс, но в организационной практике до конца 60-х годов использовались сравнительно мало. Только начале 70-х годов, развивая многие из скиннеровских идей, был разработан и начал применяться во многих организациях подход, именуемый модификацией поведения (behavior modification).
В соответствии с этим подходом основным инструментом изменения организационного поведения выступает контролируемый менеджером мотивационный процесс, в основе которого прежде всего лежит выявление функциональных, или желательных, видов поведения и их подкрепление. Подход базируется на уже во многом знакомых нам бихевиористских предпосылках:
1. Любое поведение имеет последствия, которые могут быть положительными (удовлетворительными), отрицательными или нейтральными.
2. Поведение – это функция его последствий. Положительные последствия увеличивают вероятность данного вида поведения. Отрицательные последствия уменьшают такую вероятность. А нейтральные последствия ведут к медленному уменьшению вероятности данного вида поведения.
3. То, что вытекает из поведения, важнее того, что ему предшествует.
Процесс воздействия на поведение включает следующие шаги:
1. Определение желательных изменений в поведении.
2. Разработка критериев, позволяющих оценить поведение и его изменения.
3. Оценка поведения и наглядное, графическое изображение полученных результатов.
4. Коррекция: использование последствий (например, вознаграждение), которые способствуют желательному поведению, для желательного изменения.
5. Соотнесение вознаграждения с результативностью.
6. Повторное измерение и оценка поведения.
Фундаментом, на который опирается модификация поведения в организации, безусловно, является вся совокупность знаний, накопленных в ходе исследования мотивации, и, прежде всего, это целевая теория мотивации, теория подкрепления и теория ожиданий.
Схема модификации поведения показана на рисунке .
Рисунок – Схематичное представление модификации поведения на основе теории Б. Скиннера