Национальный курс

Многонациональный состав населения Российской империи выдвигал национальный вопрос на одно из первых мест в деятельности правительства Александра III. Разница политического прошлого отдельных народов и территорий страны предопределяла различие приемов правительственной политики в национальном вопросе.

В Царстве Польском Министерство внутренних дел проводило русификаторскую политику. По указанию генерал-губернатора И.В.Гур­ко русский язык внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т.д. В 1885 г. был закрыт Польский банк, преобразованный в Варшавское отделение Государственного банка. Министерство народного просвещения проводило мероприятия по русификации учебных заведений в Польше, начатой после восстания 1863-1864 гг. В 1883 г. в Варшавском университете было введено преподавание на русском языке даже курса польской словесности. Закон 1885 г. подтвердил, что назначение учителей в начальной и средней школе является прерогативой учебного ведомства, а преподавание всех предметов должно проводиться на русском языке.

Правительство Александра III стремилось постепенно свести Фин­ляндию на положение обычной имперской окраины. В 1890 г. была уп­разднена самостоятельность финляндской почты. Служащие на почте обязаны были знать русский язык. Тогда же был введен обязательный прием русской монеты. В 1891 г. рескрипт императора на имя финляндского генерал-губернатора провозгласил необходимость более тесного объединения Финляндии с Россией. Затем последовало введение русского языка в делопроизводство ряда финских учреждений, ликвидация самостоятельного финского войска.

В прибалтийских губерниях МВД стремилось к вытеснению немецкого влияния. Реформы 1888-1889 гг. изъяли полицию и местный суд из компетенции остзейского дворянства и подчинили их общеимперским законам. Русский язык вводился в делопроизводство местных государственных учреждений. В 1880-е годы усилились религиозные гонения. С «бла­гословения» МВД и Синода церковные власти практиковали насильственное обращение в православие исповедующих лютеранскую веру латышей и эстонцев.

Продолжалась хотя и более цивилизованными методами христианизация и русификация народов Среднего Поволжья и Приуралья. Спод­вижник обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева, известный миссионер Н.И.Ильминский (1822-1891) выдвинул идею использовать для этих целей специально подготовленных священников, миссионеров и учителей из среды этих же народов. Для реализации этой идеи в Казани действовали центральная крещено-татарская учительская школа, инородческая учительская семинария, миссионерское общество «Братство Святого Гурия». Сам Ильминский много занимался миссионерской деятельностью среди мусульманского населения Поволжья и Приуралья, организовал сеть начальных школ (22 школы к 1891 г.) и училищ по подготовке учителей для нерусских народов. Начальное обучение в них проводилось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках. Ильминский выступал за развитие светского образования и широкое употребление национальных языков. Он же создал ряд учебников и методических указаний для учителей, перевел на языки народов Поволжья основные церковные канонические тексты.

В 80-х годах резко обострился еврейский вопрос. В 1881-1882 гг. в юго-западных губерниях прокатились еврейские погромы, во время кото­рых спровоцированные толпы громили еврейские магазины, лавки, мас­терские, дома. Тогда же специальный циркуляр Министерства внутренних дел строго обязал местные власти в кратчайший срок восстановить законность. Многие погромщики попали на скамью подсудимых. Однако рвение МВД было продиктовано отнюдь не сочувствием к жертвам бесчинствующей толпы, а опасением, что антиеврейское движение может принять антиправительственный характер. В отношении еврейского народа были тогда же приняты довольно жесткие меры.

Правовое положение лиц иудейского вероисповедания отныне регулировалось Временными правилами о евреях от 3 мая 1882 г. Так, им запрещалось селиться вне определенных для них городов и местечек, торговать в воскресные и праздничные христианские дни (в которые не работали прочие торговые заведения), было приостанов­лено совершение купчих крепостей и закладных на имя евреев и т.п. Все меры действовали только в губерниях черты оседлости. Начиная с декабря 1887 г. был запрещен переход евреев от одного села в другое. Нарушение правил преследовалось судом. С февраля 1892 г. право выселять незаконно поселившихся евреев было предоставлено полиции. Жесткие ограничения в отношении евреев были введены в новом «Положении о земских учреждениях» 1890 г. и «Городовом положении» 1892 г. Они не допускались к участию в избирательных кампаниях, а также к должностям в земских и городских аппаратах управления. Высочайшим повелением 28 марта 1891 г. евреям было воспрещено жительство в Москве и Московской губернии. В резуль­тате, только из Москвы было выселено около 17 тыс. евреев, главным образом, ремесленников и торговцев. Однако все эти меры лишь до предела обост­рили еврейский вопрос в стране.

В целом национальная политика правительства Александра III проводилась под лозунгом «Россия для русских».