Экономический курс

В выработке и проведении экономической политики Алек­сандр III опирался на министерство финансов, руководителями ко­торого последовательно были Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский и С.Ю.Вит­те.

Бунге Н.Х. (1823-1895) – общественный и государственный деятель, ученый-экономист, доктор политических наук, профессор, академик Петер­бургской академии наук. Из дворян немецкого происхождения. В 60–70-х годах являлся ректором Киевского университета. Ряд лет преподавал экономические дисциплины наследникам престола. В 1880-1881 гг. заместитель министра финансов, член Комитета финансов (1880-1895 гг.). В 1881-1886 гг. министр финансов, одновременно, с 1881 г. член Государственного совета.

Бунге принадлежал к числу либеральных бюрократов. Он выступал сторонником развития частной собственности, предпринимательства, конкуренции. В 80-х годах отстаивал идеи умеренного протекционизма, приз­навая необходимость государственного вмешательства в экономику. За вре­мя пребывания Бунге в должности министра были приняты законы об обязательном выкупе (1881 г.), замене оброчной подати с государственных крестьян выкупными платежами (1886 г.), создан Крестьянский банк (1882 г.). Были проведены податные реформы: отмена соленого налога (1880 г.), подушной подати (1882-1886 гг.), повышен государственный земельный налог (1883 г.).

В это же время был введен довольно щадящий налоговый курс, который во многом способствовал бурному развитию частного предпринимательства. С 1885 г. был установлен прямой раскладочный 3% сбор с крупнейших фабрик и заводов, который посягал лишь на самую незначительную часть солидных прибылей российских промышленников и торговцев. Как видим, правительство сознательно оберегало интересы нарождающейся буржуазии, давая ей время и возможность возмужать и окрепнуть.

В эти же годы возрастали акцизы на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины. Осуществлялись выкуп в казну частных и строительство государственных железных дорог.

Бунге провел закон о возобновлении повсеместного создания акционерных частных банков (1883 г.). Он выступал против льгот поместному дворянству и создания Дворянского банка. Для подготовки денежной реформы под руководством Бунге осуществлялось изъятие из обращения кре­дитных билетов, накопление золотого запаса и заключение внешних металлических займов. Были утверждены первые акты фабрично-завод­с­кого законодательства. Министр выступал сторонником сокращения вооруженных сил и мирной внешней политики.

Деятельность Бунге встречала упорное сопротивление обер-проку­рора Синода К.П.Победоносцева и министра внутренних дел Д.А.Толс­того, подвергалась резкой критике на страницах «Московских ведомос­тей» и «Гражданина». В 1886 г. Бунге вышел в отставку с поста министра финансов. Его курс был продолжен в ряде направлений И.А.Вышнеград­ским и С.Ю.Витте.

Вышнеградский И.А. (1831-1895) – ученый, предприниматель, государственный деятель. Из семьи священника. С 1887 г. управляющий Министерством финансов, в 1888-1892 гг. министр финансов, член Государственного совета.

Вышнеградский усилил протекционистское направление таможен­ной политики, увеличил налоги – прямые (государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, обложение торговли и промыслов), косвенные (ввел акциз на спички и осветительные масла, увеличил питейный акциз) и гербовый сбор. Установил льготный земельный кредит поме­щикам в Дворянском банке, снизив процент, платимый по ссудам. Провел контрольно-финансовую и тарифную реформы на железных дорогах. Сосредоточил в Министерстве финансов управление железнодорожными тарифами, в 1889 г. образовал Департамент железнодорожных дел. Проводил политику выкупа малодоходных железных дорог в казну. Поддерживал монополии как органы борьбы с перепроизводством и выступал против них, когда последние повышали цены. Как предприниматель нажил многомиллионное состояние.

Вышнеградский выступал за широкое привлечение иностранных инвестиций, с их помощью стремился ускорить развитие отраслей крупной капиталистической промышленности, которые были необходимы для железнодорожного строительства, расширения российского экспорта и преодоления хронического дефицита государственного бюджета. Настаивал на необходимости мирной внешней политики, уменьшении расходов на вооружение. Был противником рабочего законодательства. На посту министра финансов был сменен С.Ю.Витте.

Витте С.Ю. (1849-1915) – государственный деятель, граф, почетный член Петербургской АН. Из семьи голландского происхождения, получив­шей российское дворянство в 1856 г. После окончания Новороссийского университета служил в управлениях различных железных дорог. Был привлечен Александром III в Министерство финансов директором Департамента железнодорожных дел. В феврале–августе 1892 г. министр путей сообщения. Продолжал политику Вышнеградского, направленную на сосредоточение железных дорог в руках государства путем выкупа частных железных дорог и казенного строительства. С августа 1892 по 1903 гг. министр финансов.

При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности государство активно поддерживало наиболее приоритетные области промышленности (горнодобывающую, металлургию, винокурение, железнодорожное строительство и др.), а также интенсивно развивало казенное хозяйство.

Главными мероприятиями Витте в экономической сфере стали активное железнодорожное строительство, винная монополия (1894 г.) и денежная реформа (1897 г.).

Накануне промышленного подъема, то есть к началу 1890-х годов, правительство сумело наконец сбалансировать государственный бюджет и сохранять дальше его бездефицитность. В начале 1890-х годов была создана так называемая свободная наличность казначейства, которая в виде средств казначейства в Государственном банке стала в дальнейшем одним из существенных ресурсов денежного рынка. Был накоплен и солидный золотой запас.

Экономическая политика правительства Александра III объективно явилась мощным рычагом перестройки хозяйства страны на капиталистические, буржуазные рельсы. Высшее руководство страны понимало: положение в мире было таково, что промедление с глубокой перестройкой хозяйства означало бы для России на долгое время оказаться второстепенной страной среди передовых государств Западной Европы.