Финансовые реформы

Цензурный устав

6 апреля 1865 г. был принят новый цензурный устав, который имел почему-то название «временных правил о печати» и просуществовал в таком «временном» виде вплоть до революции 1905 г. Эти правила отменяли предварительную цензуру для книг в 10 и более печатных листов и переводных в 20 печатных листов. Только в книгах большого объема и солидных журналах высокой стоимости разрешалось касаться острых проблем российской жизни. Редакторы и издатели привлекались к ответственности исключительно в судебном порядке. Для массовой литературы, то есть книг небольшого объема и брошюр, предварительная цензура сохранялась. Периодика от нее освобождалась особым разрешением и при условии внесения залога в 2,5-5 тыс. руб. При этом газеты и журналы могли в административном порядке подвергаться сначала «предостережению», приостановке до полугода и, наконец, закрытию. Для провинциальных изданий предварительная цензура сохранялась. Продолжала действовать и церковная цензура. И все же следует признать, что в целом эти «временные правила» были шагом вперед по сравнению с николаевским временем.

В 60-х годах правительство Александра II осуществило крупные финансовые преобразования, которые были призваны содействовать потребностям развития капитализма в России. Некоторые из них были проведены еще до отмены крепостного права. В мае 1860 г. был учрежден Государственный банк, ставший со временем органом не только денежно-кре­дит­ной, но и общеэкономической политики правительства, с характерным для нее широким государственным вмешательством в хозяйственную жизнь страны. В конце 1860 г. издается закон об отмене с 1863 г. винных откупов и о свободной продаже вина и одновременно о введении акцизного сбора с вина, что позволило значительно увеличить доходы казны.

В 1862 г. в России был учрежден государственный бюджет, который представлял собой сопоставление потребностей государства и средств их удовлетворения. С этого времени стала представляться ежегодная систематическая планомерная смета государственных доходов и расходов, составленная и утвержденная в порядке, установленном законом. По этому закону отдельные министерства и ведомства лишались финансовой самостоятельности: все составленные сметы отныне рассматривались в Министерстве финансов и утверждались Государственным советом. Расходование средств производилось через Министерство финансов в строгом соответствии со сметными ассигнованиями.

Реформа устанавливала принцип гласности бюджета, с 1862 г. подробные сведения о нем стали публиковаться в печати. Эта смелая для России мера имела серьезное значение для увеличения притока в страну иностранных инвестиций и поддержания государственного кредита.

В 1864 г. реорганизуется государственный контроль, который был призван наблюдать за поступлением доходов и производством расходов, а также систематически ревизовать состояние финансов и целесообразность расходования средств во всех государственных учреждениях, как центральных, так и местных. С этой целью в каждой губернии были созданы контрольные палаты. С 1866 г. отчеты государственного контролера об исполнении государственного бюджета публиковались в печати, это усилило доверие общества к правительству.

Эти реформы укрепили финансовое положение государства, что проявлялось, в частности, в непрерывном росте государственного бюд­жета. В 1866 г. его доходная часть составляла 353 млн. руб., а в 1880 г. – 651 млн. руб., соответственно этому расходная - 413 и 694 млн. руб. За иск­лю­чением нескольких лет, на протяжении всего этого периода (1866-1880 гг.) бюджет сводился с дефицитом, покрываемым за счет займов. Обыкновенные доходы (в отличие от чрезвычайных: от государственных займов и др.) формировались за счет прямых и косвенных налогов, пошлин, выкупных платежей и др. В России отсутствовало прямое подоходное прогрессивное налогообложение и подавляющая часть государственного бюджета формировалась за счет сборов с основного населения. В 1880 г., например, косвенные налоги составляли 63%, прямые - 20%, то есть 4/5 дохода составляли налоги.

Государственные расходы состояли в основном из затрат на содержание армии, полиции, органов администрации, платежей процентов по государственным займам. В то же время расходы по Министерству народного просвещения составляли в 1866 г. 1,6% всех обыкновенных расходов, в 1880 г. - 2,4%.

Александр II, правящие круги России понимали, что без помощи иностранного капитала национальной экономике будет крайне трудно пре­одолеть кризисное состояние, вековую отсталость, обусловленную дли­тель­ным сохранением феодализма. Николай I, боявшийся проникновения с Запада демократических традиций, отгородил Россию от внешнего мира «железным занавесом», сделав ее недоступной для иностранных пред­при­нимателей. Александр II открыл границы для иностранных капиталов, которым в стране была создана надежная система защиты. В Российскую империю устремились западные капиталы и специалисты, товары и техно­логии.

В условиях рыночного хозяйства российские и иностранные собственники свободных денежных капиталов могли выбирать форму их размещения. Денежные капиталисты могли вложить средства в покупку акций и облигаций акционерных обществ, совершить депонирование денег в коммерческом банке под выгодный процент, внести пай в товарищество, приобрести ценные бумаги российского правительства, отдать деньги «в рост» под вексель заемщика и т.д. Каждый владелец свободных денежных капиталов исходил из уровня рентабельности подобных инвестиций. Он руководствовался возможностью получения максимального дохода на вло­женный капитал, принимая во внимание фактор риска потерь.

Таким образом, в результате финансовой политики правительства Александра II прежний дореформенный монополизированный рынок капиталов феодального типа прекратил свое существование. Он сделался свободным, соотношение спроса и предложения на нем определяло рыночную цену использования денежных капиталов.