Школьная реформа

Отмена крепостного права и ставшее ее результатом мощное ускорение социально-экономического развития страны, усложнение и расширение функций государственного управления, острая необходимость в дальнейшем развитии культуры и науки, в увеличении числа грамотных и образованных людей в Российском государстве потребовали от высшего руководства страны проведения новой школьной реформы.

14 июля 1864 г. Александр II утвердил «Положение о начальных народных училищах», которое разрешало открывать их общественным учреждениям и частным лицам. Это был сильный удар по государственно-церковной монополии на народное образование. Одной из главнейших задач начальной школы было «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Председателем губернского училищного совета был архиерей.

Устав для средней школы был утвержден 19 ноября 1864 г. Он предусматривал открытый доступ в семиклассные мужские гимназии для детей всех сословий, но вводил плату за обучение, что давало преимущество зажиточным слоям населения. «Устав гимназии и прогимназии» устанавливал два типа гимназий: классические, где, кроме общеобразовательных предметов, преподавалась латынь, а порой и греческий язык; и реальные, без древних языков, но с естествознанием и математикой в большем объеме. Учреждались также прогимназии в составе низших классов. Во главе гимназии стоял директор. Для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах существовала (с 1828 г.) должность инспектора, было учреждено звание почетного попечителя гимназии, для обсуждения учебной и воспитательной работы созданы педагогические советы. Воспитательную работу с учащимися проводили классные наставники и классные надзиратели (обе должности введены Уставом 1871 г.). С 1871 г. единственным типом гимназий стала классическая гимназия в составе 7 классов с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года). Выпускники классических гимназий получали преимущественное право при поступлении в университеты: окончившие гимназии с золотыми и серебряными медалями принимались в университет без экзаменов, остальные  также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов.

Реформированию подверглась и высшая школа, которая готовила специалистов высшей квалификации для различных областей хозяйства, государственного управления и культуры. Новый устав 18 ию­ня 1863 г. восстанавливал академическую автономию университетов, которая была ликвидирована в николаевское время. По новому университетскому уставу Совет профессоров регулировал всю жизнь высших учебных заведений: избирал ректора и деканов, замещал преподавательские вакансии. Министерство просвещения лишь утверждало или не утверждало решения об избрании профессоров и другие решения совета. Студенты никаких прав самоуправления не получили, подчиняясь дисциплинарному суду профессоров, избиравшемуся Советом. Каждый университет обычно имел четыре факультета: историко-филологический, юридический, физико-математиче­ский и медицинский. Курс обучения оставался четырехлетним.

В результате осуществления школьной реформы в России возникла достаточно стройная и демократическая по тем временам система начального, среднего и высшего образования.