Земская реформа

1 января 1864 г. был принят закон о земских учреждениях. Согласно закону, земские учреждения являлись выборными органами. Все избиратели делились на три курии. К первой курии – уездных землевладельцев – были отнесены владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью не ниже 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход не менее 6 тыс. рублей. В состав городской курии были отнесены лица, обладавшие купеческими свидетельствами, владельцы предприятий и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также недвижимой собственности стоимостью от 500 до 3000 рублей (в крупных городах). Участие в крестьянской избирательной курии не требовало обладания имущественным цензом, однако в этой курии выборы носили многоступенчатый характер: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые выбирали выборщиков, а последние – гласных в уездные земские собрания. В свою очередь уездные земские собрания избирали гласных губернских земских собраний.

Выборы уездных и губернских земских собраний происходили раз в три года. Их постоянным органом являлись уездные и губернские управы, которые в составе до 6-ти гласных избирались на земских собраниях. Управы обычно заседали раз в год несколько дней, хотя могли быть и чрезвычайные собрания. Именно земские управы вели ежедневную кропотливую работу по проведению в жизнь программы местного самоуправления, определенной законом о земских учреждениях 1864 г. Председателем земских собраний являлся предводитель дворянства, а земской управы – лицо избранное, но утвержденное губернатором (уездная управа) или министром внутренних дел (губернская управа).

Таким образом, впервые в истории России на местах создавались учреждения буржуазного характера, что уже само по себе было необычно для самодержавной страны.

Введение земских учреждений началось в 1865 г. и проходило постепенно. К концу 70-х годов XIX в. земства успешно функционировали в 34 губерниях Европейской России. В числе первых в 1865 г. они были учреждены в Казанской губернии. В целом же по всей Российской империи процесс организации земских учреждений растянулся на 46 лет, то есть до 1911 г. Национальные регионы (Польша, Литва, Белоруссия, Кавказ, Казахстан и Средняя Азия), а также губернии с незначительным дворянским землевладением – Архангельская, Астраханская, Оренбургская – и Сибирь земств не имели.

Одним из важнейших направлений в деятельности земств в России являлось поднятие уровня медицинского обслуживания населения и особенно деревенского. Необходимо отметить, что до конца 60-х годов XIX в. в России сельская медицина как таковая отсутствовала, не было, за очень редким исключением, и сельских врачей. В 1881 г. на земской работе находился уже 1021 врач, большинство трудились в сельской местности. На фоне катастрофического положения сельской медицины до введения земских учреждений можно признать эту цифру довольно значительной. В стране шел активный процесс создания определенной группы земской интеллигенции. Причем с самого начала оплата труда земских врачей была довольно высокой (в 70-х годах их жалование колебалось от 900 до 1200 рублей в год). Отчасти это объяснялось их высоким образовательным статусом. У всех врачей было высшее медицинское образование. Самоотверженными усилиями земских врачей в стране были созданы общественная медицина, народная медицина, санитарное направление медицины, санитарная статистика. В сельских районах шло строительство земских больниц.

Другим важным направлением деятельности земских учреждений являлось развитие народного образования, что выразилось, главным образом, в создании земской школы и подготовке земских учителей (подробно см. об этом главу 8, § 1 – Просвещение).

Кроме вышеназванных направлений, земские учреждения проклады­вали в сельских местностях дороги, заведовали продовольственным делом, организовали подземельный кредит, пропагандировали агрономические знания, создавали ветеринарную помощь, заботились об улучшении кус­тарной промышленности, проводили и публиковали обширные статисти­ческие исследования. Земские врачи, учителя, агрономы, ветеринары, статистики и другие служащие земских учреждений, занимаясь своими профессиональными обязанностями, выступали и как активные и бескорыстные просветители, разъясняя простым людям высокие духовные ценности и многое другое.

Для финансирования своей деятельности земства получили право облагать население специальным земским сбором, самим определять смету своих доходов и расходов.

Создание земств привело к возникновению земского либерального движения, ставившего своей целью расширение демократических свобод и избрание в России центрального представительного учреждения. Фактическая реализация этих целей должна была привести к возникновению в России конституционной формы правления.

Видными деятелями земского либерального движения были профессора Казанского университета, земские гласные: К.А.Юшков, А.И.Яко­бий, И.В.Годнев, Д.А.Корсаков и др.

Деятельность земств повлекла за собой возникновение так называе­мого «третьего элемента» – большой группы вольнонаемной земской интеллигенции, отличавшейся высоким уровнем знаний, самопожертвованием в выполнении своего профессионального долга, прогрессивностью взглядов. Общая численность всех земских служащих к середине 80-х годов XIX в. составляла около 23 тыс. человек.