Древнерусская культура (IX-XIII вв.)

В скандинавских сагах IXв. Древняя Русь называлась Гардариком, то есть страной городов. Формирующееся в конце IX-X вв. новое государственно-феодальное образование нуждалось в обновлении и духовном сплочении различных земель. Политеизм (многобожие) был мало пригоден для вхождения русского государства во вселенскую историю с развитыми идейными и религиозными традициями христианства. Русь сделала культурный и исторический выбор, открыв путь к утверждению самобытности русской культуры, противостоянию ее языческих традиций с христианскими. Таким образом, духовная жизнь Руси формировалась на базе православно-языческого синкретизма, что способствовало возникновению ситуации «двоеверия», «двукультурья». Древнерусские памятники неизменно имеют признаки синкретического мировоззрения, отличающего русский религиозно-мировоззренческий идеал от воспринятого византийского.

Культура Древнерусского государства со столицей в городе Киеве заявила о себе, как о самой молодой в Европе. В IX-X вв., когда в Киеве и Новгороде формировались первые государственные структуры славянских племен, европейский мир воспринял уже более чем двухтысячелетнюю историю разнообразных государств и почти тысячелетний опыт распространения христианства. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Русь входила в европейский христианский мир, считая себя частью этого мира, играя в нем видную роль.

Древнерусский город в X-XII веках был достаточно хорошо знаком с письмом. Славянская письменность, созданная моравскими братьями в 60-е годы IX в., объединила всех славян. К 80-м годам были осуществлены переводы многих библейских текстов, сборников житий святых, проповедей. Существовали специальные школы, учрежденные для распространения грамотности. Большое распространение получило индивидуальное обучение. При храмах (Софийские – в Киеве, Новгороде, Полоцке) формируются соборные библиотеки, при монастырях составляются летописи. Самая древняя русская рукописная книга – Остромирово Евангелие, - является образцом книжного искусства и не имеет себе равных среди памятников старославянской письменности XI века.

С появлением письменных памятников возникает и развивается «рукопись лицевая» - книжная миниатюра. В Трирском псалтыре XI века, принадлежащем жене киевского князя Изяслава Мстиславича, изображены Ярополк с женой и матерью Гертрудой перед апостолом Петром.

Древнерусская архитектура явилась новым образом мира. Взяв за основу крестово-купольную конструкцию, русские мастера дополнили ее элементами русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Крестово-купольной формы храм прямоугольный в плане, четырьмя или более столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части – нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест. В восточной части интерьера, в абсиде, полукружиями выступающей на внешней стороне, размещаются алтарные помещения. Здесь совершается богослужение и находится главная святыня престол. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется по сводным покрытиям, называется закомарой.

Строительство крупных архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием монументальной живописи.

Во времена правления Ярослава Мудрого (ок.978-1054) древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иларион в середине XI столетия так писал о «славном граде» Киеве — «матери городов русских»: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем блистающеся и фимиамом благоухающий, и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и похвали... всем сим строителя». Около 400 церквей, как утверждал один из путешественников, посетивших Киев, украшали город. Златоверхие теремные башенки, крепостные вышки, церковные шатры и главы выступали на фоне густой зелени холмов, возвышавшихся вдоль Днепра.

Земляные насыпные валы с каменными стенами длиной около 4 км опоясывали Киев. Главным входом в город с юго-запада были знаменитые Золотые ворота, обращенные к византийскому Константинополю - Царьграду. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город?

Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение — сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии. Внешний облик собора в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня поражает необыкновенной красотой и величием. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государствах средневекового Востока и Запада.

Первоначально Софийский собор - это пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал идею учения Христа, а остальные символизировали двенадцать его учеников. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся закомарами (полукруглыми завершениями верхней части стены). Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующимися с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора нарядный вид.

Величественны были и внутренние помещения собора. В главной алтарной апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Здесь возводили на престол князей, звучали проповеди. Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Они как бы отделяли их от всех остальных людей, присутствующих в храме.

Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность.

Монументальная живопись Киева представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI века, поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенным живописным жанром являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские образцы. Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св.София – божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке.

Славу древнерусского искусства составляет не только архитек­тура, но и неразрывно с ней связанные мозаика, иконопись, фреско­вая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

Мозаики и фрески Софии Киевской — это уникальный ан­самбль произведений монументального искусства XI столетия. 260 м2 мозаики и около 3000 м2 фресок и сегодня вос­хищают совершенным мастерством исполнения. Ав­торами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок со­ответствуют византийскому канону.

Главные темы мозаик и фресок — прославление небесной и земной церкви, божественности княже­ской власти. Величественно и торжественно, спокой­но и сдержанно взирают со сводов, стен, куполов, хо­ров и лестничных переходов изображения апостолов, архангелов, евангелистов, святых воинов. В их суро­вых и строгих ликах переданы напряженная духов­ная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвова­нию во имя нее.

Одним из шедевров мозаичных росписей являет­ся изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу. Окруженная мерцанием зо­лотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алта­рем и производит неизгладимое впечатление на при­сутствующих. Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как символы заступничества и защиты. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой Стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев — «матерь горо­дов русских».

Не меньший интерес вызывают у современного зрителя фреско­вые росписи светского характера, отражающие реальный мир чело­века. Сегодня их можно рассматривать как документ огромного ис­торического значения. Так, в западной части собора сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами и строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки в Софии Киевской. На одной фреске изображен сам великий князь с сы­новьями, несущими в руках макет Софийского собора. На другой — портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках. Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир широко открытыми глазами. Их оду­хотворенные лица индивидуализированы, тонкие губы плотно сжаты. В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте.

Есть здесь и сцены дворцовой жизни князей, их светских развлечений: шумные пиры, охота на волка и барса, травля медведя, на лестничных переходах, ближе к княжеским хорам, запечатлены игры на константинопольском ипподроме, цирковые представления с участием скоморохов в дурацких колпаках, ряженых, акробатов, флейтистов и плясунов. Здесь и наездник на верблюде, и музыкант, готовый в любую минуту ударить смычком по струнам.

Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: гончарного, ювелирного, металлообработки. Изделия русских мастеров пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения выполнялись в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоящий из множества шариков) и скани (рисунок наносился тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в типичной русской технике перегородчатой эмали.

На Руси получают развитие подземные культовые сооружения. Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира. Печеры, или пещеры, - это место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Русское летописание возникло в Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор, а составителем первого летописного свода – игумен киевского монастыря Сильвестр. Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности.

Древнейшим из дошедших до нас памятником литературного жанра – речи, слово, - является «Слово о полку Игореве» (1185-1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, казалось бы, частный эпизод русско-половецких войн — неудачный поход Игоря Святославича в 1185 г. Но средствами художест­венного языка он превращен в событие общерусского масштаба, что при­дало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям пре­кратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Это уни­кальное лироэпическое произведение оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцко­го), искусство (В.М.Васнецов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опе­ра «Князь Игорь» А.П.Бородина). Всего до нас дошло более 150 руко­писных книг XI-XII вв.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как называлась Древняя Русь в скандинавских сагах IX века?

2. В чем заключалась историческая необходимость монотеизма?

3. Объясните общий смысл понятий: православно-языческий синкретизм, иконопись.

4. Кто является создателем славянской письменности?

5. Самая древняя русская рукописная книга…- ?

6. Чем украшались древнерусские рукописные книги?

7. Охарактеризуйте выдающиеся архитектурные сооружения столицы Древнерусского государства.

8. Ознакомьтесь с материалами учебного пособия «Дерево в культурной традиции» о деревянном зодчестве на Руси.

9. Обозначьте главные темы мозаик и фресок Софии Киевской.

10. Охарактеризуйте особенности ремесленного творчества русских мастеров (ювелиры, гончары, кузнецы, древодели).

11. Подготовьте доклад об одном из прославленных монастырей Руси.

12. Послушайте фрагмент из пьесы М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» («Богатырские ворота Киева») или колокольные звоны, используемые в операх М.П.Мусоргского «Борис Годунов», А.П.Бородина «Князь Игорь», Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в симфонической поэме С.В.Рахманинова «Колокола».