Ресурсное планирование

Ресурсы и реализация стратегии

Модуль 4. Реализация стратегии

Глава 5. Реализация стратегии

 

Чтобы успешно реализовать стратегию, организации необходимо разработать спо­собы ресурсообеспечения. Это означает, что ей следует установить, откуда она полу­чит необходимые финансирование, человеческие ресурсы (т. е. соответствующе под­готовленных сотрудников), основные производственные средства, оборудование и здания. Компания должна так перестроить свою культуру и структуру, чтобы они соответствовали предлагаемой стратегии. И, наконец, стратегическое планирование часто предполагает изменения внутри организации, необходимые для того, чтобы достичь заданных целей. Управление изменениями, т. е. менеджмент изменений, яв­ляется, таким образом, третьим ключевым фактором, который должен учитываться при реализации стратегии. В данной главе кратко рассмотрим эти моменты.

Степень изменений ресурсной базы будет зависеть от степе­ни изменений, которые предлагаемая стратегия подразумевает.

Ресурсное планирование подразделяется на три категории.

Первая категория - это стратегии, которые не слишком амбициозны и требуют очень незначительных изменений в ресурсной базе. Например, они могут потребовать небольшого увеличения финансирования для своего достаточ­но скромного расширения либо для привлечения дополнительного персонала или пе­реподготовки персонала, чтобы решить проблему дефицита квалифицированной рабочей силы на одном или двух участках. В то же время стратегия незначительных из­менений может потребовать продажи некоторых активов или небольшого сокраще­ния человеческих ресурсов.

Вторая категория - это те стратегии, которые требуют увеличения ресурсной базы для стимулирования достаточно существенной программы роста. Для этого обычно необходимы два условия: внутреннее перераспределение ресурсов и по­купка дополнительных ресурсов от внешних поставщиков. Внутреннее перераспределение ресурсов предполагает сокращение ресурсов на одном участке бизнеса и направление их туда, где они необходимы, что осуществляется путем перерас­пределения человеческих ресурсов или продажи оборудования, чтобы инвестиро­вать полученные деньги в зону роста. Новые ресурсы (получаемые извне) приобретаются через обычные каналы: на рынке вакансий, рынке недвижимости, фи­нансовом рынке и т. п.

Третья категория стратегий предполагает сокращение ресурсной базы для успеш­ного менеджмента состояния спада. Если после аудита ресурсов обнаружится, что у организации слишком много ресурсов (очень много служащих, слишком много зем­ли и т. п.), то предпринимаются меры для их сокращения. Излишки капитала или фи­зических ресурсов часто могут быть успешно реинвестированы в те участки бизнеса, которые связаны с более оживленными рынками, а проблема избытка человеческих ресурсов обычно решается путем сокращения штатов.

Для того чтобы ресурсы удовлетворяли выбранной стратегии, их постоянно разви­вают, контролируя их соответствие данной стратегии.