П.А. Сорокин (1889- 1968).
Автор книги «Социальная и культурная динамика» - 1-е издание 1941 года (основное 1957 года).
Он критиковал концепцию Тойнби и считал, что концепция не работает на практике. По Сорокину: «Нужно выработать четкие критерии для исследования цивилизации и культуры»
Культура определяет тип цивилизации, культура – совокупность значений и духовных ценностей.
Главный вопрос: «Что такое реальный мир и для чего мы здесь? – Сорокин выделял 3 варианта ответа на этот вопрос:
1. Идеациональный – окружающий нас земной мир на самом деле не реален, существует мир, находящийся сверх нашего, не относящийся к материи.
2. Чувственный (сенсорный) – реален только земной мир.
3. Идеалистический – синтез первых двух типов, признает существование сверхреальности, но при этом признает реальность существующего мира.
4. В одном народе эти три типа могут меняться: западная цивилизация прошла от идеационального в Средние века к чувственному в Новое время.
По Сорокину «способы удовлетворения потребностей зависят от системы ценностей: система аскетическая, потребительская.
Духовное развитие человека может направляться как вовнутрь, так и во вне.
Сочетание типа культуры и этих параметров определяет уникальность цивилизации.
Широкого распространения концепция Сорокина так и не получила.
2. Карл Яспер (1883 – 1969) –философ – экзистенционалист. Его теория динамики цивилизации – теория «осевого времени». Книга «Истоки истории и ее цель» - 1918 года.
По Ясперу: «вся история – развитие отдельных цивилизаций; человечество проходило несколько стадий развития: 1-я – первобытное общество (с него начинают все народы мира, это еще не история, это дописьменный период и человек не задумывался о смысле своего существования; в это период человек медленно покорял мир – расселялся, открыл огонь, приручал животных, процесс познания происходил очень медленно).
2-ая – древняя цивилизация (появляется письменность и начинается уже история, возникает социальная структура, которая направляет людей не на хаотичную, а на конкретную деятельность, но в сознании людей все еще господствовали догмы и мифы, история была неким набором мифов, свободы мысли не было, человек стал ощущать себя во времени, стал ощущать свою связь с историей, затем задался вопросами: «кто я есть, зачем существую?»).
Яспер считал, что некоторые так и не вышли из состояния второй стадии.
3-я – «осевое время», с 7 века до 2 века до н.э. (у различных народов появились свои пророки (Моисей, Заратустра), которые начали отвечать на выше сказанные вопросы).
4-ая – постосевое время: до 15 века н.э. (все народы находились под влиянием осевого времени).
5-ая - период научно – технической цивилизации (с 15 по 16 века) – влияние идей осевого времени слабеет, торжествует материалистическое понимание истории, начинается наука и наука побеждает религию, человек начинает гигантскими скачками познавать мир (космос, новые виды топлива). По Ясперу: «этот период достаточно опасен, достижение этого периода – человек осознал себя личностью, а технические прорывы обезличивают человека, лишают его полета мысли, в мире вещей человек себя теряет и в этом опасность». Но для Яспера этот период еще не конец (как у Шпенглера) и нас ожидает новое «осевое время.
3. С. Хантингтон (1927 – 2008)– преподаватель в Гарваред, занимался политологией.
1993 год– статья «Столкновение цивилизаций».
1996 год – книга «Столкновение цивилизаций».
В книге «Столкновение цивилизаций»: «20 век – противостояние идеологий: коммунистической и капиталистической».
По Хантингтону: «Основа цивилизации – религия, через религию людям проще себя отождествлять».
Он выделял 9 цивилизаций, 2 типа цивилизаций – осевые (есть сильная страна и цивилизация активна) и не имеющие оси (нет сильной страны и пассивность).
Хантингтон предрекал столкновение Севера и Юга; между исламом и западным миром. Он хотел наладить контакты различных культур.
Критика направления культурно исторических типов.
Аргументы: нет четкой методики для исследования цивилизаций, четкого определения «цивилизация», противостояние макро и микро исторического исследования.