Стратегии для конкуренции в новых и быстрорастущих отраслях

Факторы, влияющие на формирование конкурентных стратегий

Виды конкурентных стратегий в зависимости от ситуации

Конкурентные стратегии организации формируются в зависимости от состояния отрасли и условий конкуренции в ней, рыночной позиции и возможностей фирмы.

Приведение стратегии в соответствие со сложившимися условиями начинается с анализа состояния отрасли:

· стадия жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость спад);

· структура отрасли (раздробленная или концентрированная);

· характеристика каждой из пяти конкурентных сил, действующих в отрасли;

· масштабы деятельности конкурентов (национальный или мировой рынок).

Различают пять классических ситуаций в отрасли:

1. конкуренция в быстрорастущих отраслях;

2. конкуренция в отраслях, находящихся в стадии зрелости;

3. конкуренция в отраслях, находящихся в стадии спада;

4. конкуренция в раздробленных отраслях;

5. конкуренция на международных рынках.

Особенности формировании стратегии:

· невозможность определения тенденции развития из-за недостатка информации о состоянии рынка и конкурентах;

· тщательная охрана своих запатентованных разработок для обеспечения конкурентного преимущества фирмы;

· большие различия в применяемых технологиях, качестве и характеристиках товара, путях продвижения товара на рынок и т.д.;

· низкие входные барьеры в отрасль;

· существенное снижение производственных издержек за счет эффекта «кривой опыта»;

· задача маркетинга убедить потенциального покупателя в необходимости покупки и в преимуществах данного товара по сравнению с товаром конкурентов;

· большинство покупателей не стремятся сразу приобрести товар, а ждут пока его модернизируют;

· поиск надежных поставщиков сырья и материалов;

· большинство компаний испытывают дефицит денежных средств для дальнейшего развития.

Стратегические проблемы ведения бизнеса в новой отрасли:

· постоянный риск и постоянная необходимость оценивать возможности;

· осуществление финансирования на первоначальном этапе;

· выбор рыночных сегментов и конкурентных преимуществ для достижения лидирующих позиций;

· защита от конкурентов, стремящихся воспользоваться успехами данной фирмы.

Для достижения начального конкурентного преимущества наилучшей обычно является широкая или сфокусированная стратегия дифференциации.

Для достижения успеха в зарождающихся отраслях необходимы предприимчивость, готовность быть первопроходцем и рисковать, хорошая интуиция в отношении желаний покупателей, быстрая реакция на новые направления развития.