Стратегии для конкуренции в новых и быстрорастущих отраслях
Факторы, влияющие на формирование конкурентных стратегий
Виды конкурентных стратегий в зависимости от ситуации
Конкурентные стратегии организации формируются в зависимости от состояния отрасли и условий конкуренции в ней, рыночной позиции и возможностей фирмы.
Приведение стратегии в соответствие со сложившимися условиями начинается с анализа состояния отрасли:
· стадия жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость спад);
· структура отрасли (раздробленная или концентрированная);
· характеристика каждой из пяти конкурентных сил, действующих в отрасли;
· масштабы деятельности конкурентов (национальный или мировой рынок).
Различают пять классических ситуаций в отрасли:
1. конкуренция в быстрорастущих отраслях;
2. конкуренция в отраслях, находящихся в стадии зрелости;
3. конкуренция в отраслях, находящихся в стадии спада;
4. конкуренция в раздробленных отраслях;
5. конкуренция на международных рынках.
Особенности формировании стратегии:
· невозможность определения тенденции развития из-за недостатка информации о состоянии рынка и конкурентах;
· тщательная охрана своих запатентованных разработок для обеспечения конкурентного преимущества фирмы;
· большие различия в применяемых технологиях, качестве и характеристиках товара, путях продвижения товара на рынок и т.д.;
· низкие входные барьеры в отрасль;
· существенное снижение производственных издержек за счет эффекта «кривой опыта»;
· задача маркетинга убедить потенциального покупателя в необходимости покупки и в преимуществах данного товара по сравнению с товаром конкурентов;
· большинство покупателей не стремятся сразу приобрести товар, а ждут пока его модернизируют;
· поиск надежных поставщиков сырья и материалов;
· большинство компаний испытывают дефицит денежных средств для дальнейшего развития.
Стратегические проблемы ведения бизнеса в новой отрасли:
· постоянный риск и постоянная необходимость оценивать возможности;
· осуществление финансирования на первоначальном этапе;
· выбор рыночных сегментов и конкурентных преимуществ для достижения лидирующих позиций;
· защита от конкурентов, стремящихся воспользоваться успехами данной фирмы.
Для достижения начального конкурентного преимущества наилучшей обычно является широкая или сфокусированная стратегия дифференциации.
Для достижения успеха в зарождающихся отраслях необходимы предприимчивость, готовность быть первопроходцем и рисковать, хорошая интуиция в отношении желаний покупателей, быстрая реакция на новые направления развития.