Компетенция и финансовая основа местного самоуправления

Законодательство относит к ведению органов местного управле­ния дела, связанные главным образом со сферой обслуживания и охраной порядка. С конца XIX в. объем деятельности этих органов вырос в основном за счет расширения их функций в области просве­щения, дорожного строительства и частично — жилищно-комму­нального хозяйства.

Полномочия органов местного управления обычно устанавливают­ся специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления (просве­щение, здравоохранение и т.п.). В федеративных государствах опреде­ление прав и обязанностей муниципалитетов относится к ведению законодательных органов субъектов федерации. В некоторых странах, например в Великобритании, Канаде, муниципальные органы могут обращаться в парламент с просьбами об издании законоположений (так называемых частных биллей), устанавливающих для них какие-либо дополнительные полномочия и льготы. В США часть городов и незначительное число графств имеют особые хартии самоуправления (Ноте гик), которыми регулируются структура и компетенция их му­ниципальных органов. Эти хартии утверждаются законодательным органом штата или принимаются на основе разработанной штатом модели. В современных условиях распространенным явлением стано­вится регулирование полномочий органов местного управления не парламентскими актами, а правительственными постановлениями, инструкциями министерств.

Пределы полномочий местных органов в США, Англии и боль­шинстве других рассматриваемых государств устанавливаются путем детального перечисления их прав, обязанностей и предметов веде­ния. В этих странах муниципалитеты могут совершать лишь такие действия, которые прямо предписаны законодательством. В против­ном случае акты местных властей признаются противоправными.

В государствах, где компетенция муниципальных органов регу­лируется иными способами, она не менее ограничена. Например, в ФРГ формально признается право муниципалитетов осуществлять все действия, не запрещенные законом. На деле число запретов столь велико, что муниципальные органы часто лишены возможности про­являть инициативу во многих делах местного значения.

Законодательство нередко подразделяет полномочия муниципаль­ных органов на обязательные и необязательные. К первым относят­ся полномочия по вопросам, которым придается общегосударствен­ное значение. Так, муниципалитеты обязаны поддерживать в по­рядке дороги, обеспечивать санитарное состояние населенных пунктов, противопожарную службу, содержать школы. Круг обязан­ностей муниципалитетов может быть расширен за счет полномочий, делегированных им вышестоящими властями. Возможность такого делегирования предусмотрена, например, в США, Великобритании, ФРГ, Японии. Необязательными являются полномочия, реализуемые по собственному усмотрению муниципальных властей. Как прави­ло, в их число входит осуществление различных видов обслужива­ния населения: создание муниципальных коммунально-бытовых предприятий, жилищное строительство, организация муниципаль­ного транспорта, газо- и электроснабжения, муниципальных боль­ниц, библиотек, театров.

Основными методами муниципальной деятельности являются регу­лирование, контроль и непосредственное управление муниципаль­ным имуществом, предприятиями и учреждениями. Регулирующая и контрольная деятельность муниципальных властей в области мес­тного хозяйства и обслуживания населения в основном состоит в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, быто­вых и зрелищных предприятий, торговлю спиртными напитками, занятия различными промыслами и т.п., в установлении правил тор­говли, застройки, благоустройства, в планировке застройки населен­ных пунктов (выделение участков под жилищное, промышленное строительство, зеленых зон), в наблюдении за соблюдением приро­доохранительного законодательства.

В области охраны порядка к ведению муниципальных органов относится установление правил поведения в общественных местах, противопожарный и санитарный надзор. В ряде стран, например в США, Канаде, Франции, муниципалитеты имеют собственную по­лицию. По вопросам, не урегулированным вышестоящими властя­ми, муниципалитеты могут издавать нормативные акты, как прави­ло, подлежащие утверждению центральных органов или их агентств на местах. Многие из полномочий, отнесенных к сфере местного управления, принадлежат лишь крупным муниципалитетам — муни­ципалитетам провинций, больших городов и т.п. Компетенция му­ниципальных органов низовых звеньев (сельских общин, небольших городов) незначительна.

Под непосредственным управлением муниципальных органов на­ходятся составляющие муниципальную собственность предприятия, главным образом в сфере коммунального хозяйства и бытового обслу­живания, и некоторая часть жилого фонда, а также школы, муници­пальные библиотеки, парки, благотворительные учреждения. В ряде стран муниципалитеты ведают учреждениями здравоохранения, вып­латой пособий по безработице и пенсий. В отдельных случаях муниципалитеты владеют промышленными предприятиями, в том числе и на паях с частными компаниями (например, в ФРГ, Австрии).

Финансовая база органов управления складывается из их собствен­ных доходов и дотаций из государственного бюджета.

Главный источник собственных доходов муниципальных орга­нов — налоги и сборы с населения. Они устанавливаются и взима­ются муниципалитетами под контролем центральных органов. Ос­новную долю платежей дает налог на недвижимое имущество (домо­владения и хозяйственные сооружения, земельные участки). Муниципалитеты устанавливают и другие местные налоги, напри­мер школьный, косвенные налоги на товары широкого потребления, как исключение — подоходный налог. Доходы от муниципального хозяйства обычно составляют в бюджетах органов местного управ­ления незначительную долю.

Доходы органов местного управления, несмотря на рост местных налогов, недостаточны для покрытия муниципальных расходов, осо­бенно на строительные работы. По этой причине муниципальные органы широко прибегают к займам у финансовых корпораций, вып­лачивая им в качестве процентов по займам значительную часть сво­их доходов.

Широкое распространение получила практика выделения муни­ципалитетам правительственных субсидий. В различных странах они, как правило, составляют от 15 до 50—60% доходов местных бюдже­тов. [42]